Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 10 июня 1999 г. N 620

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГРАЖДАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

1. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, создаваемые по территориально - производственному принципу на базе организаций независимо от их организационно - правовой формы (далее именуются - организации), не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Настоящее Положение устанавливает условия определения организаций, создающих гражданские организации гражданской обороны (далее именуются - формирования), а также порядок создания и деятельности формирований.

3. Формирования создаются организациями, имеющими и эксплуатирующими потенциально опасные производственные объекты, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

4. Организации относятся к организациям, создающим формирования, при наличии хотя бы одного из следующих условий:

а) наличие в организации объектов, отнесенных в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов;

б) отнесение организации в соответствии с Порядком отнесения организаций к категории по гражданской обороне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. N 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне;

в) подготовка организации к переводу на работу в условиях военного времени;

г) размещение организации в зоне возможного опасного химического заражения и (или) возможного опасного радиоактивного загрязнения и (или) возможного катастрофического затопления.

5. Формирования создаются для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

6. Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно - технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально - технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами гражданской обороны.

7. Личный состав формирований комплектуется за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

8. В формирования могут быть зачислены граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

9. Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах <*>.

--------------------------------

<*> Понятия, используемые в настоящем пункте, означают следующее:

"другие войска" - Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны;

"воинские формирования" - инженерно - технические и дорожно - строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

"органы" - Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы пограничной службы Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;

"специальные формирования" - создаваемые на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальные формирования.

Оснащение формирований осуществляется за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях, а при их отсутствии или недостаточном количестве - за счет заблаговременного закрепления за формированиями специальной техники и имущества других организаций.

Закрепление за формированиями специальной техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Непосредственная передача специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей готовности гражданской обороны.

10. Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов, субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

11. Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения:

а) по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют организации, которые создают формирования;

б) ведут реестры организаций, создающих формирования;

в) организуют подготовку формирований.

12. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

а) определяют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования;

б) определяют по согласованию с организациями виды, количество и численность создаваемых формирований;

в) ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет формирований;

г) организуют подготовку формирований;

д) осуществляют общее руководство деятельностью формирований.

13. Организации, создающие формирования:

а) разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований;

б) укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;

в) осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;

г) поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами гражданской обороны к выполнению аварийно - спасательных и других неотложных работ.

14. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство и контроль за созданием формирований, разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации примерную организационно - штатную структуру и рекомендации по нормам оснащения формирований специальной техникой и имуществом.