Приложение N 8

к Приказу МЧС России

от 6 сентября 2011 г. N 495

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МИНИСТЕРСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа МЧС России от 30.01.2012 N 27)

1. Департамент гражданской защиты (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Департамент подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) и его первому заместителю. Работу Департамента направляют статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра, главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между ними.

Руководитель Аппарата Министра координирует деятельность Департамента по вопросам, входящим в компетенцию Аппарата Министра.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МЧС России, приказами и распоряжениями МЧС России, настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы МЧС России), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), спасательными воинскими формированиями МЧС России, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями, образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России).

4. Департамент состоит из отделов:

перспективного развития;

совершенствования гражданской защиты;

организации мероприятий гражданской обороны и специальных мероприятий защиты населения;

формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;

координации и контроля деятельности общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

предупреждения чрезвычайных ситуаций;

радиационной, химической и биологической защиты.

5. Основными задачами Департамента являются:

разработка предложений по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера и террористических актов, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;

разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов МЧС России (далее - нормативные правовые акты) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;

осуществление методического руководства по предупреждению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

организация разработки основ обеспечения устойчивого функционирования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), гражданской обороны, пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах;

разработка предложений по формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения, повышению эффективности специальных мероприятий защиты населения;

организация разработки предложений по созданию и развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

методическое руководство, организация и координация деятельности структурных подразделений центрального аппарата МЧС России по реализации задач в области гражданской обороны в Российской Федерации.

(абзац введен Приказом МЧС России от 30.01.2012 N 27)

6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами выполняет следующие функции:

разрабатывает основы обеспечения устойчивого функционирования и развития РСЧС, гражданской обороны, пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах;

разрабатывает стратегические направления развития РСЧС, гражданской обороны, пожарной безопасности, обеспечения безопасности людей на водных объектах;

разрабатывает проект положения о РСЧС;

разрабатывает проект положения о МЧС России;

разрабатывает ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

разрабатывает инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

разрабатывает проект плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, а также предложения о порядке введения его в действие на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;

разрабатывает доклад о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации;

разрабатывает положение о гражданской обороне в Российской Федерации;

разрабатывает предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне;

разрабатывает в установленном порядке показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне;

разрабатывает порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;

разрабатывает положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время;

разрабатывает номенклатуру и объемы накопления медицинских средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической и биологической разведки, осуществляет контроль за их содержанием и реализацией;

разрабатывает положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает положение о классификации чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает перечень критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры Российской Федерации;

разрабатывает и организует разработку мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов;

разрабатывает план взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;

разрабатывает в пределах своей компетенции порядок разработки и представления деклараций безопасности потенциально опасных промышленных объектов;

разрабатывает типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

разрабатывает инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

разрабатывает ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС;

разрабатывает и организует разработку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

выполняет функции по размещению заказов для нужд системы МЧС России за счет средств федерального бюджета (в том числе государственного оборонного заказа, федеральных целевых программ), возложенные на Департамент;

организует выработку мер по выполнению специальных мероприятий защиты населения;

организует работу по совершенствованию и развитию гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организует работу по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального уровней;

организует выполнение мероприятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения;

участвует в организации повышения квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" учреждений высшего и среднего профессионального образования;

организует проведение всероссийских соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель";

осуществляет методическое руководство и контроль за выполнением на уровне субъектов Российской Федерации мероприятий по эвакуации населения в мирное и военное время;

осуществляет методическое руководство проведением мероприятий радиационной, химической и биологической разведки в системе МЧС России;

осуществляет методическое руководство проведением мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты;

осуществляет методическое руководство проведением мероприятий по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляет методическое руководство проведением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

осуществляет методическое руководство по срочному восстановлению функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

осуществляет методическое руководство по срочному захоронению трупов в военное время;

осуществляет методическое руководство по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

осуществляет организационное и методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских средств индивидуальной защиты, средств радиационной, химической и биологической защиты, средств радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

осуществляет координацию реализации мероприятий по защите от угроз техногенного и природного характера, информированию и оповещению населения на транспорте;

организует методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции - при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;

организует подготовку в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организует методическое руководство работой по созданию системы прогнозирования, предупреждения и мониторинга чрезвычайных ситуаций с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

разрабатывает примерные программы по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности;

разрабатывает организационно-методические указания по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

организует работу по совершенствованию сети наблюдения и лабораторного контроля в военное время с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;

участвует в разработке, а также экспертизе и апробировании учебных программ и учебно-методической литературы, применяемых для обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе учащихся и студентов по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";

организует выполнение на федеральном уровне мероприятий по эвакуации населения в военное и мирное время;

организует выполнение мероприятий по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

осуществляет нормативно-методическое руководство функциональными подсистемами РСЧС;

осуществляет методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;

осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;

осуществляет руководство и координацию деятельности Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России и Информационного центра общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

осуществляет руководство деятельностью территориальных органов МЧС России при ведении гражданской обороны;

осуществляет методическое руководство деятельностью Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности";

осуществляет разработку и совершенствование концептуальных системных нормативных правовых и организационных основ общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения;

осуществляет методическое руководство и контроль за учебной и методической работой в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

осуществляет методическое руководство и контроль за созданием информационных центров и терминальных комплексов общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

осуществляет методическое руководство и контроль за созданием и совершенствованием информационных технологий и программного обеспечения функционирования общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;

участвует в реализации в установленном порядке федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвует в реализации в установленном порядке федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвует в разработке и реализации в установленном порядке ведомственных программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществляет методическое руководство и контроль федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

осуществляет методическое руководство созданием нормативной базы нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участвует в разработке мероприятий на военное время по эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

участвует в подготовке докладов, отчетов и информационно-статистических материалов для представления Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

участвует в согласовании нормативно-методических документов федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся компетенции Департамента;

участвует в проведении мероприятий, организуемых другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России в соответствии с утвержденными планами, указаниями Министра и его заместителей;

проводит мероприятия по защите сведений, составляющих государственную тайну, служебной информации ограниченного доступа в пределах своей компетенции;

участвует в решении других задач, возлагаемых на МЧС России, в части, касающейся компетенции Департамента;

готовит тезисы выступления Председателя Правительства Российской Федерации и доклад Министра к ежегодному Всероссийскому сбору по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Всероссийский сбор) и выполнении мероприятий гражданской обороны в текущем году и постановке задач на следующий год;

разрабатывает регламент и сценарий Всероссийского сбора;

готовит предложения по составу президиума при открытии Всероссийского сбора;

готовит заявки в довольствующие департаменты и управления центрального аппарата МЧС России по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;

осуществляет представление и защиту интересов МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в судах, антимонопольных, правоохранительных и иных органах;

осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разработчиком которых является Департамент;

готовит тезисы выступления Министра и Председателя Правительства Российской Федерации на Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает регламент и сценарий Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

готовит предложения по составу президиума при открытии Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

готовит и согласовывает вступительное слово Министра при открытии Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

готовит тезисы доклада Министра на Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществляет методическое руководство и контроль за обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

(абзац введен Приказом МЧС России от 30.01.2012 N 27)

разрабатывает проект порядка оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении в действие плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, а также о начале проведения мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по отдельным решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

(абзац введен Приказом МЧС России от 30.01.2012 N 27)

разрабатывает проект Положения о порядке приведения в готовность гражданской обороны и типовые перечни мероприятий по гражданской обороне первой, второй, третьей очередей.

(абзац введен Приказом МЧС России от 30.01.2012 N 27)

7. Департаменту предоставляется право:

запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений, территориальных органов МЧС России, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;

вести переписку от имени Департамента по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

готовить в установленном порядке проекты нормативных правовых актов и других документов в соответствии с основными задачами и функциями, возложенными на Департамент.

8. Департамент возглавляет директор Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном для этой категории руководителя порядке.

Директор Департамента имеет заместителей.

Заместители директора Департамента назначаются и освобождаются от занимаемой должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке.

9. Директор Департамента осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.

10. Директор Департамента:

осуществляет предварительное (или в рабочем порядке) согласование проектов нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента в соответствии с Перечнем основных задач, решаемых структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России;

дает поручения руководителям территориальных органов и организаций МЧС России в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России и компетенции Департамента;

осуществляет переписку с руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, организациями и гражданами Российской Федерации по вопросам, входящими в компетенцию Департамента;

имеет право подписывать от имени МЧС России финансовые документы, договора, государственные контракты и другие документы в соответствии с установленным в МЧС России правом подписи указанных документов;

организует и координирует деятельность своих заместителей, советника, начальников отделов Департамента, определяет и уточняет задачи отделов;

распределяет обязанности между должностными лицами Департамента;

осуществляет в установленном порядке координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

обеспечивает совместно с Департаментом кадровой политики подбор и расстановку кадров в Департаменте;

организует мероприятия по повышению квалификации работников Департамента;

вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры Департамента и системы МЧС России в целом;

вносит в установленном порядке представления Министру на военнослужащих воинских спасательных формирований о присвоении им воинских званий и начальствующий состав федеральной противопожарной службы - специальных званий, о назначении на должность, об увольнении со службы, на государственных гражданских служащих о присвоении им классных чинов, об увольнении с государственной службы, определяет размеры надбавок к должностным окладам всем категориям сотрудников Департамента;

пользуется правами, предусмотренными Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении военнослужащих Департамента, а также правами, предусмотренными Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в отношении начальствующего состава федеральной противопожарной службы, а в отношении гражданского персонала руководствуется требованиями законодательства о государственной гражданской службе и трудового законодательства;

организует в установленном порядке проверки органов исполнительной власти всех уровней и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

осуществляет руководство и координацию деятельности Информационного центра общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России.