3.2. Россия в новом мировом хозяйстве

Внешнеполитические возможности России, ее авторитет в мировой политике зависят от внутриполитической стабилизации и преодоления экономического кризиса. В то же время успех на этих направлениях прочно взаимоувязан с активной внешнеэкономической политикой России, ее становлением на мировой арене в качестве уважаемого и равноправного партнера. Без интеграции российской экономики в мировое рыночное хозяйство невозможно строительство солидного экономического фундамента нашей страны.

Стратегическая задача России - войти в мировое хозяйство не в качестве сырьевого придатка, а гармонично развитой, передовой страной с высоким технологическим уровнем, соответствующим вызовам XXI века.

В связи с этим значительно возрастает роль активной экономической дипломатии. Мы должны начать восстанавливать утраченные позиции в сфере инвестиций и торговли с другими странами. Попытавшись сориентироваться на Запад, многие сотрудничавшие с Россией страны, включая государства СНГ, встретились с неравноправными условиями торговли и инвестиционного сотрудничества. Это дает России шансы на успешную конкуренцию при должной нашей активности, в том числе со стороны дипломатических и торговых учреждений за рубежом.

В текущем году результаты внешнеэкономической деятельности будут зависеть от ряда условий.

Речь идет прежде всего о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию с учетом условий и обязательств, вырабатываемых в рамках Таможенного союза.

Нам предстоит добиваться взаимовыгодной либерализации режима внешней торговли, окончательного снятия с российских производителей дискриминационных ограничений.

Вступили в решающую фазу переговоры с МВФ о предоставлении России долгосрочного кредита, а также с Лондонским клубом кредиторов о реструктуризации внешнего долга. Договариваться надо и нам, и нашим кредиторам. И здесь неприемлемы спекуляции о чьей-то "протянутой руке". При этом самого серьезного внимания заслуживает высказываемая рядом авторитетных, в том числе западных, экономистов идея о полном либо частичном списании долгов бывшего СССР. Вновь должна возрасти активность операций по размещению на международных рынках ценных бумаг Российской Федерации. Необходимо создать благоприятную обстановку для прямых иностранных инвестиций, надежно гарантировать права собственника и инвестора.

На новый качественный уровень должны выйти экономические контакты с ведущими европейскими странами и организациями. Особую роль отводим Европейскому союзу. Начавшийся переход Евросоюза к евро способен радикально изменить валютную "палитру" мировой экономики, сыграть роль положительного фактора для наших экономических реформ. Однако нельзя исключать, что введение евро на время осложнит наши текущие платежные отношения с ЕС и его отдельными членами.

Надо добиваться кардинального повышения эффективности работы российских представителей в международных организациях, нацеливать их на решение реальных задач, которые стоят перед государством.

Назрела необходимость отработать механизм поддержки российского бизнеса на международной арене. Активное содействие цивилизованному продвижению российских товаров и капитала за рубежом, поддержка участия российского бизнеса в перспективных международных проектах - одна из приоритетных задач нашей внешней политики.

Мы должны повысить внимание к прогнозированию неблагоприятных ситуаций на мировых рынках, чтобы своевременно защитить наших товаропроизводителей от экономических потрясений, поддерживать участие российского капитала в перспективных международных проектах, активно влиять посредством этого на их содержание в интересах сотрудничества России с соседними государствами и ведущими экономическими партнерами.

Существенное значение для интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство имеет торгово - экономическое сотрудничество российских регионов с зарубежными странами. Это важнейшая сфера не только нашей внешней, но и внутренней политики. Принятый Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" должен разрешить накопившиеся проблемы и противоречия. Этот Закон позволяет субъектам Федерации строить свои отношения с иностранными партнерами на прочной правовой основе, опираясь на поддержку МИДа России. Необходимо проявлять больше инициативы в этом направлении, оказывать помощь регионам в налаживании международных контактов. В то же время более жестко координировать их внешнеэкономические связи, пресекать "самостийность", твердо отстаивая интересы России.

Еще одно важнейшее направление - военно - техническое сотрудничество. Прошедший год ознаменовался созданием правовой базы его развития. Принят Федеральный закон "О военно - техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", определивший принципы государственной политики, правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти, государственного регулирования и финансирования работ в области военно - технического сотрудничества. Все это поможет упрочить позиции России на мировом рынке вооружений и военной техники, определить наши экономические возможности по развитию сотрудничества с потенциальными импортерами и заказчиками, выработать меры по выполнению в полном объеме условий долгосрочных экспортных соглашений.

Для реализации этих задач необходимо продолжить работу по реструктуризации оборонно - промышленного комплекса, создать оборонную отрасль промышленности, способную производить наукоемкую и высокотехнологичную продукцию военного и гражданского назначения.

Предстоит полнее использовать возможности политического влияния России в сфере торговли вооружением и услугами военного назначения в условиях нарастающего противодействия со стороны основных конкурентов. Россия стремится в то же время скрупулезно соблюдать действующие международные нормы и правила, не поставлять оружие в районы конфликтов, проявлять необходимую сдержанность, чтобы эти поставки не вызывали дестабилизации политического положения в том или ином регионе.

Встреча третьего тысячелетия предоставляет народам России уникальный шанс для осознания себя единой нацией, объединенной тысячелетним совместным развитием. В то же время мы не можем развиваться изолированно, отгородившись от мирового сообщества. Наше отставание в сфере внедрения новейших технологий, в том числе информационных, с которыми связывают старт в XXI век, во многом объясняется тем, что мы долгое время были закрытым обществом. Но "старые стены" рухнули, и мы почувствовали себя частью общего большого мира. Мы убеждены - Россия способна справиться с вызовами времени.