III. Виды и формы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований

III. Виды и формы профилактических

мероприятий, направленных на предупреждение нарушения

обязательных требований

8. В целях профилактики нарушений обязательных требований все контрольно-надзорные органы по всем видам контроля (надзора) применяют следующие виды и формы профилактических мероприятий:

8.1. Размещение на официальном сайте перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора).

(Конкретный порядок составления и размещения указанных перечней определен в Методических рекомендациях по составлению перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) (одобрены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания подкомиссии от 18 августа 2016 г. N 6).

8.2. Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующие:

8.2.1. Разработка руководств по соблюдению действующих обязательных требований, представляющих собой брошюры, схемы, инфографические материалы, содержащие основные требования в визуализированном виде с изложением текста требований в простом и понятном формате. Такие руководства должны быть подготовлены по всем ключевым обязательным требованиям, нарушения которых наиболее часто встречаются в практике контрольно-надзорного органа. Руководства подлежат размещению на официальном сайте контрольно-надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), сайтах его территориальных органов (при наличии) и специализированных тематических сайтах (при наличии), а также в помещениях территориальных органов; подлежат распространению среди подконтрольных субъектов посредством специализированных отраслевых союзов, общественных объединений предпринимателей и общественных организаций, действующих в соответствующей сфере.

8.2.2. В случае изменения обязательных требований контрольно-надзорными органами готовятся разъяснения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований. Комментарии должны быть разработаны в понятном для широкого круга подконтрольных субъектов формате и опубликованы в срок, не превышающий 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований. Обеспечение доступности разъяснений организуется за счет: подготовки и размещения в сети "Интернет" сравнительных схем, наглядно демонстрирующих ключевые изменения, выступлений уполномоченных представителей контрольно-надзорного органа в средствах массовой информации с кратким обзором основных изменений, проведения семинаров для общественных объединений предпринимателей и представителей подконтрольных субъектов и др.

8.2.3. Проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах. В зависимости от целевого охвата аудитории подконтрольных субъектов консультации проводятся в следующих форматах: семинары, инструктажи, тематические конференции, заседания рабочих групп, "горячие линии" с подконтрольными субъектами, консультации в общественных приемных и многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), проводимые как в очном режиме, так и в онлайн формате посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий. Указанные консультации должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в квартал (в случае с консультациями посредством общественных приемных и МФЦ - постоянно).

8.2.4. Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации (печатные издания, телевидение, радио, социальные сети и др.) и социальной наружной рекламы о важности добросовестного соблюдения обязательных требований, с целью формирования и укрепления культуры безопасного поведения. Данные мероприятия должны ставить своей целью доведение до подконтрольных субъектов простых информационных сообщений и ориентированы на виды контроля (надзора), затрагивающие наиболее широкий круг подконтрольных субъектов.

8.3. Обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений:

(Конкретный порядок обобщения практики определен в Методических рекомендациях по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (одобрены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания подкомиссии от 9 сентября 2016 г. N 7).

8.3.1. Обобщение практики проводится контрольно-надзорным органом на регулярной основе в соответствии с утвержденным Порядком организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (см. пункт 3 Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности), но не реже 1 раза в квартал.

8.3.2. По результатам обобщения практики контрольно-надзорный орган проводит классификацию причин возникновения типовых нарушений обязательных требований по следующим основаниям: неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования; отсутствие информации в публичном доступе о наличии и содержании обязательного требования; избыточность, дублирование, устаревание обязательного требования, высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности, отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям. На основе полученной классификации контрольно-надзорный орган инициирует процесс устранения проблемы избыточности, дублирования и (или) устаревания требований и (или) проводит корректировку соответствующей Программы профилактики нарушения обязательных требований.

8.3.3. На основе проведенных обобщения практики и классификации причин возникновения типовых нарушений контрольно-надзорный орган не реже 1 раза в квартал проводит публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с обсуждением полученных результатов, с размещением их результатов в сети Интернет и механизмом "обратной связи". Регламент проведения ежеквартальных публичных мероприятий разрабатывается Правительством Российской Федерации.

8.3.4. В рамках подготовительной работы по обобщению практики, контрольно-надзорный орган на ежеквартальной основе публикует на своем официальном сайте в сети "Интернет" статистику количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам.

8.4. Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований:

8.4.1. При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у контрольно-надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольным субъектом, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило ущерб охраняемым законом ценностям, и если подконтрольный субъект не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих требований, контрольно-надзорный орган объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает подконтрольному субъекту принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и предоставить уведомление об этом в установленный в таком предостережении срок.

8.5. Представленный перечень не является закрытым, при формировании Программы профилактики нарушения обязательных требований контрольно-надзорный орган вправе дополнять перечень другими видами профилактических мероприятий, включая:

8.5.1. Разъяснительную работу относительно процедур контроля: подготовка в понятном формате и размещение в открытых источниках, а также предоставление и разъяснение подконтрольному субъекту до начала проведения мероприятия информации о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая права и обязанности подконтрольного субъекта, права и обязанности контрольно-надзорного органа, сроки проведения мероприятий, порядок обжалования и др.

8.5.2. Мероприятия, направленные на поощрение и стимулирование подконтрольных субъектов, добросовестно соблюдающих обязательные требования, включая выдвижение отдельных подконтрольных субъектов в общественные и экспертные органы при контрольно-надзорном органе; перевод добросовестных подконтрольных субъектов в более низкие категории риска (классы опасности); использование упрощенных процедур контроля (надзора) и др.

8.5.3. Создание интерактивных сервисов для добровольного подтверждения подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к его деятельности обязательных требований в электронном виде ("электронный инспектор", интерактивные инспекции).

8.5.4. Другие мероприятия, в том числе с учетом отраслевой специфики контрольно-надзорного органа.