Выводы и рекомендации

В государствах - участниках СНГ большинство субъектов малого предпринимательства применяют упрощенные системы бухгалтерского учета и отчетности. Эти системы сформированы путем установления в общих правилах ведения бухгалтерского учета государств - участников СНГ особенностей применения их субъектами малого предпринимательства.

При разработке и установлении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства могут быть рекомендованы следующие основные принципы:

1) соответствие способов ведения бухгалтерского учета размеру, масштабам и общественной значимости деятельности экономического субъекта;

2) единство методологических основ упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, установленных для субъектов малого предпринимательства, и способов ведения бухгалтерского учета, установленных для всех экономических субъектов;

3) приоритет информационной функции бухгалтерского учета над его контрольной функцией;

4) обеспечение качества и надежности формируемой в бухгалтерском учете информации, ценности ее для заинтересованных пользователей при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства;

5) исключение рисков злоупотреблений и мошенничества при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства;

6) сопоставимость финансовой информации, сформированной упрощенными способами ведения бухгалтерского учета, с финансовой информацией, сформированной общими способами ведения бухгалтерского учета.

На основе опыта государств - участников СНГ по упрощению ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства могут быть выделены следующие важнейшие элементы упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности:

1) обязанность субъектов малого предпринимательства вести бухгалтерский учет и составлять отчетность;

2) дифференцированный подход к определению круга субъектов, имеющих право применять упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности, исходя из общественной значимости информации об их деятельности на основе четких количественных и качественных критериев;

3) право субъекта малого предпринимательства самостоятельно принимать решение о применении упрощенной либо общей системы бухгалтерского учета и отчетности;

4) формирование учетной политики субъекта малого предпринимательства исходя из требования рациональности ведения бухгалтерского учета, учитывающего условия хозяйственной деятельности и ее масштабы;

5) допустимость применения субъектами малого предпринимательства только тех упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, которые не приводят к снижению качества и достоверности бухгалтерской отчетности, потере информативности бухгалтерского учета;

6) выбор упрощенных способов ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства исходя из баланса материальных затрат на их внедрение и выгоды от их использования;

7) право субъекта малого предпринимательства самостоятельно определять, кто ведет бухгалтерский учет: руководитель, штатный бухгалтер, специализированная организация, бухгалтер-специалист (на основании договора возмездного оказания услуг);

8) возможность избирательного применения субъектом малого предпринимательства отдельных упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, независимо от применения других способов ведения бухгалтерского учета;

9) регулярная оценка государствами - участниками СНГ достаточности и адекватности упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;

10) систематическая популяризация и информационно-разъяснительная работа в отношении применения субъектами малого предпринимательства упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Допустимыми упрощенными способами ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства могут быть:

1) ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи);

2) применение упрощенного плана счетов бухгалтерского учета;

3) принятие упрощенной системы регистров (упрощенной формы) бухгалтерского учета или ведение бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма);

4) применение кассового метода учета доходов и расходов;

5) первоначальная оценка активов только по цене поставщика (стоимости работ подрядчика) без включения других фактических затрат, связанных с их приобретением (созданием);

6) признание расходов на приобретение (создание) нематериальных активов, а также расходов по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в полной сумме по мере их осуществления;

7) единовременное начисление амортизации при принятии к бухгалтерскому учету производственного и хозяйственного инвентаря в размере его первоначальной стоимости;

8) отражение в бухгалтерском учете суммы амортизации, исчисленной по правилам, установленным для целей налогообложения;

9) начисление амортизации объектов основных средств один раз в год;

10) исключение отражения обесценения активов;

11) признание затрат на производство продукции в составе расходов в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);

12) признание всех расходов по займам расходами текущего периода;

13) исключение признания отложенного налога на прибыль;

14) исключение переоценки финансовых вложений по рыночной стоимости;

15) исключение оценок, основанных на суждениях (переоценка внеоборотных активов, создание резервов, признание оценочных обязательств, др.).

Допустимыми упрощенными способами составления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства могут быть:

1) исключение составления промежуточной бухгалтерской отчетности;

2) ограничение состава бухгалтерской отчетности бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах;

3) раскрытие в бухгалтерской отчетности меньшего объема информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций;

4) составление бухгалтерской отчетности без сравнительных данных;

5) самостоятельная разработка форм бухгалтерской отчетности, использование упрощенных форм;

6) включение в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах показателей по группам статей (без детализации показателей по статьям);

7) исключение ретроспективного пересчета показателей при исправлении ошибок;

8) исключение ретроспективного отражения последствий изменений учетной политики.