Письмом ФНС России от 11.10.2017 N ГД-4-14/20509@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017).

2. По вопросу оспаривания решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

2. По вопросу оспаривания решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

2.1. Учитывая, что решение суда, на основании которого было принято оспариваемое решение о государственной регистрации и внесена запись в ЕГРЮЛ, подлежало немедленному исполнению, суды отклонили довод заявителя о том, что регистрирующим органом внесена запись на основании решения суда, не вступившего в законную силу, и отказали в удовлетворении заявленных требований.

По делу N А40-146752/16 ЗАО обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения N 304040Б от 12.05.2016, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 6157747140874 от 12.05.2016 в отношении ЗАО о генеральном директоре К.А.А.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2016 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 решение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2016 по делу N А40-146752/16 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просило отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 13.09.2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2016 по делу N А40-146752/16, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.

Из материалов дела следует и установлено судами, 05.07.2016 генеральный директор ЗАО Б.В.Р. из выписки из ЕГРЮЛ узнал о том, что К.А.А. были внесены в ЕГРЮЛ сведения о юридическом лице ЗАО, не связанные с внесением изменений в учредительные документы общества, а именно внесены изменения, касающиеся лица, имеющего право действовать от имени ЗАО без доверенности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 05.07.2016 основанием для внесения сведения о К.А.А. в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества, указано решение Арбитражного суда города Москвы о признании недействительным записи (ГРН) по делу N А40-179335/2015 от 31.03.2016.

Вместе с тем, на момент внесения оспариваемой записи решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-179335/2015 не вступило в законную силу, поскольку было обжаловано в суд апелляционной инстанции.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).

В силу пункта 1 статьи 4 Закона о регистрации в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Пунктом 4 статьи 5 Закона о регистрации предусмотрено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

Основанием для внесения записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (пункт 1 статьи 11 Закона о регистрации).

В силу части 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

Судами установлено, что в решении Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2016 по делу N А40-179335/2015 не были установлены сроки его исполнения, поэтому оно подлежало немедленному исполнению.

Таким образом, суды отклонили доводы общества в лице генерального директора Б.В.Р. о том, что регистрирующим органом внесена запись на основании решения суда, не вступившего в законную силу.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку решение регистрирующего органа соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

2.2. При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года по делу N 305-ЭС16-10612.

По делу N А40-133728/2016 Иностранное юридическое лицо - компания обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции о признании недействительными решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) регистрационной записи ГРН N 8147746182280 от 08.04.2014 о переходе доли компании в Обществе к обществу с ограниченной ответственностью "П."; а также о признании недействительной записи ЕГРЮЛ N 8147746182280 от 08.04.2014 о переходе доли в Обществе к обществу с ограниченной ответственностью "П.".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2016 года, требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с принятым по делу судебными актами, компания обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить, поскольку суды не применили закон, подлежащий применению, а также недостаточно полно изучили обстоятельства дела.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, компания - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Кипр, являлось участником и владельцем 99% уставного капитала (номинальной стоимостью 495 000 рублей) созданного и функционирующего на территории Российской Федерации Общества.

При обращении на официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации заявителю стало известно, что в ЕГРЮЛ внесена запись (ГРН 8147746182280 от 08.04.2014) о том, что участником Общества с долей в уставном капитале в размере 99% является общество с ограниченной ответственностью "П.".

Компания, обращаясь в арбитражный суд, указало, что поскольку какое-либо решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения вышеупомянутых изменений компанией не издавались, содержащаяся в ЕГРЮЛ запись 08.04.2014 о переходе доли заявителя в Обществе к общество с ограниченной ответственностью "П.", внесена Инспекцией в отсутствие надлежащих достоверных документов, в связи с чем должна быть признана недействительной.

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Так, при рассмотрении настоящего дела по существу суды указали, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, указанные в статье 17 Закона о государственной регистрации, необходимые для несения сведений в ЕГРЮЛ. При этом в полномочия регистрирующего органа, по общему правилу, не входит проведение правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию. У заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации. С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования.

Также суд первой инстанции отметил, что из заявления следует, что фактически оспаривается законность перехода доли, при этом в установленном законом порядке ни Протокол собрания участников Общества, ни действия по переходу доли обжалованы не было. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица.

В оспариваемых судебных актах отражено, что запись о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не является ненормативным правовым актом государственного органа, который может быть оспорен в арбитражном суде в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 3 статьи 5 и статьи 11 Закона о государственной регистрации, запись производится на основании решения налогового органа, которое является самостоятельным ненормативным актом. В связи с этим при наличии соответствующих оснований недействительным может быть признано решение регистрирующего органа о государственной регистрации изменений, а не сама запись, произведенная на основании такого решения.

При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов. Соответствующая правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года по делу N 305-ЭС16-10612.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.

2.3. Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и признавая недействительным оспариваемое решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица, суд кассационной инстанции исходил из того, что суды не приняли во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Суд кассационной инстанции также отметил, что наличие альтернативных способов защиты права само по себе не является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

По делу N А40-135541/2016 ПАО обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 25.04.2016 в отношении ООО, согласно которому в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись от 25.04.2016 N 9167746763032 о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, признании недействительной внесенной в ЕГРЮЛ записи от 25.04.2016 N 9167746763032 о ликвидации ООО, обязании регистрирующего органа аннулировать в ЕГРЮЛ запись от 25.04.2016 N 9167746763032 о ликвидации ООО, восстановить в ЕГРЮЛ запись об ООО как о действующем юридическом лице.

Решением от 22.09.2016 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявления ПАО отказал.

Постановлением от 20.01.2017 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из заявления общества при обращении в арбитражный суд, между ПАО и ООО (заемщик) был заключен кредитный договор от 28.08.2014 N 050/14-К-101, в соответствии с условиями которого банк предоставил заемщику кредит в сумме 27 000 000 руб. со сроком погашения до 26.08.2015.

Не исполнив обязательство по возврату суммы кредита в установленный договором срок, ООО было принято решение о ликвидации общества (протокол от 18.12.2015 N 4).

Сообщение о принятии решения о ликвидации опубликовано 20.01.2016.

15.03.2016 в адрес ликвидируемого должника заявителем было направлено требование о кредитора с указанием суммы задолженности, ответ на которое получен не был.

Кроме того, 13.04.2016 конкурсный управляющий ПАО уведомил Инспекцию о наличии задолженности ООО, обращении в арбитражный суд с иском о ее взыскании и о подаче заявления о принятии обеспечительных мер в виде запрета регистрирующему органу вносить запись о регистрации.

Из ответа Инспекции от 22.04.2016 N 05-18/029888 следует, что он принял указанную информацию к сведению, однако, по мнению регистрирующего органа, основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации отсутствуют.

25.04.2016 в ЕГРЮЛ была внесена запись N 9167746763032 о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.

В силу пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Ликвидатор общества в соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан составить промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, также провести полный анализ финансового состояния ликвидируемого юридического лица и необходимые мероприятия для выявления непогашенной задолженности перед кредиторами.

Однако такие действия в отношении ПАО ликвидатором ООО совершены не были, факт заключения кредитного договора и выдачи денежных средств не оспорен, доказательств обратного суду не представлены.

Несоблюдение порядка ликвидации, установленного статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правовым основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности.

Между тем, рассматривая вопрос правомерности ликвидации ООО, суды, установив указанные выше обстоятельства, пришли к выводу о том, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица соблюден и у регистрирующего органа имелись основания для принятия решения, являющегося предметом оспаривания в рамках настоящего дела, несмотря на то, что регистрирующий орган был своевременно извещен обществом о недостоверности представленных ликвидатором сведений.

Однако суды не приняли во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, согласно которой необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчетов с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2015 N 305-КГ15-7112 по делу N А40-15395/2014.

При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене в части признания недействительным решения Инспекции от 25.04.2016 в отношении ООО, согласно которому в ЕГРЮЛ внесена запись N 9167746763032 от 25.04.2016, с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований.

2.4. Установив, что вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции совершенное исполняющей обязанности главы администрации сельского поселения нотариальное действие по свидетельствованию подписи физического лица в заявлении по форме N Р14001 было признано незаконным, суды пришли к выводу о том, что при подаче в регистрирующий орган указанного выше заявления было нарушено требование пункта 1.2 статьи 9, пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в части заверения подлинности подписи заявителя в нотариальном порядке, и ввиду несоблюдения нотариальной формы представляемых на государственную регистрацию документов в случае, когда такая форма обязательна, признал оспариваемое решение Инспекции незаконным, возложив на ответчика обязанность внести в Единый государственный реестр юридических лиц в установленном порядке соответствующие изменения.

По делу N А17-8329/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции от 18.11.2015 N 12469А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - общества с ограниченной ответственностью, и об обязании ответчика внести в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующие изменения.

Решением суда от 16.12.2016 требования Общества по делу удовлетворены, оспариваемое решение регистрирующего органа признано незаконным и отменено, на ответчика возложена обязанность внести в Единый государственный реестр юридических лиц в установленном порядке соответствующие изменения.

Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, М.А.Ю. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.

11.11.2015 М.А.Ю. обратился в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Как следует из удостоверительной надписи в заявлении, сделанной 11.11.2015, данное заявление по форме Р14001 подписано М.А.Ю., его личность установлена, полномочия как генерального директора общества с ограниченной ответственностью проверены, подпись сделана им в присутствии исполняющего обязанности главы администрации Неверово-Слободского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области К.Н.В. К заявлению среди прочего приложена копия распоряжения администрации Неверово-Слободского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области от 05.10.2015 N 17 о возложении исполнения обязанностей главы администрации на К.Н.В., копия листа записи из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении администрации Неверово-Слободского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области о внесении 29.10.2015 записи о К.Н.В. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

18.11.2015 на основании заявления по форме N Р14001 и приложенных к нему документов регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц внесены изменения в части сведений о М.А.Ю. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - обществе с ограниченной ответственностью.

Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусмотрено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган среди прочего представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, определен статьей 18 Закона N 129-ФЗ, в силу пункта 2 которой представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случае: представления документов, предусмотренных статьей 12 данного Федерального закона, непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность; представления документов, предусмотренных статьями 22.1, 22.2 и 22.3 данного Федерального закона, в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность; направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 1 названной статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Поданное М.А.Ю. в Инспекцию заявление по форме N Р14001 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, не подпадает под приведенные выше исключения, в связи с чем подпись М.А.Ю. на таком заявлении должна была быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой и руководствующиеся в своей деятельности Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1.

Согласно статье 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе.

В соответствии со статьей 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право свидетельствовать подлинность подписи на документах для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах.

В целях исполнения требования о засвидетельствовании в нотариальном порядке подписи в заявлении по форме N Р14001 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, М.А.Ю. обратился к исполняющей обязанности главы администрации Неверово-Слободского сельского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области К.Н.В., которая совершила испрашиваемое нотариальное действие и 11.11.2015 поставила на заявлении удостоверительную надпись.

Между тем решением Пестяковского районного суда Ивановской области от 27.05.2016 по делу N 2-521/2016 указанное нотариальное действие по свидетельствованию подписи в заявлении было признано незаконным.

Согласно статье 312 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.

Приняв во внимание указанное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в связи с отменой нотариального действия по свидетельствованию подписи М.А.Ю. на заявлении такое заявление надлежало считать поданным в регистрирующий орган с нарушением требований пункта 1.2 статьи 9, пункта 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ в части заверения подлинности подписи заявителя в нотариальном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а"), а также несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами (подпункт "г").

В рассматриваемом случае нарушение требований к содержанию документов, предъявляемых при обращении в регистрирующий орган за совершением регистрационных действий, приравнивается к их отсутствию, в связи с чем для заявителя наступают аналогичные правовые последствия.

Несоблюдение М.А.Ю. требований, предусмотренных пунктом 1.2 статьи 9, пунктом 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что в свою очередь лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации и является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Инспекции от 18.11.2015 N 12469А о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - общества с ограниченной ответственностью (запись за основным государственным регистрационным номером 2153702307394), обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.

2.5. Основания для отказа в государственной регистрации изложены в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", перечень которых не допускает принятие решения об отказе в государственной регистрации в случае обращения заявителя с заявлением об оставлении документов без рассмотрения. Оставление документов без рассмотрения без вынесения регистрирующим органом решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также не допускает.

По делу N А41-55452/16 А.А.И. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции и Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании недействительной записи в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей о регистрации индивидуального предпринимателя А.А.И. с 20.08.2013, об обязании Инспекции исключить из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей запись о регистрации индивидуального предпринимателя А.А.И. с 20.08.13, о признании отсутствующими основания для взыскания с индивидуального предпринимателя А.А.И. недоимки по страховым взносам, пени и штрафов с момента регистрации индивидуального предпринимателя А.А.И. в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - 20.08.2013.

Решением Арбитражного суда Московской области от 21.12.2016 в удовлетворении требований А.А.И. отказано.

Законность и обоснованность решения проверялась по апелляционной жалобе А.А.И., в которой истец просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.

Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации заявителя; далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации); документ об уплате государственной пошлины.

Статья 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент государственной регистрации заявителя) устанавливает, что в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.07.2014 N 4407/14 и от 15.01.2013 N 11925/12, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Представление на государственную регистрацию подложных документов, не порождающих каких-либо юридических последствий, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Как усматривается из материалов дела, 13.08.2013 в регистрирующий орган был представлен комплект документов для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, предусмотренный пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001, а именно: заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р21001, удостоверенное подписью А.А.И., копия паспорта Российской Федерации гр. А.А.И., документ об уплате государственной пошлины.

На следующий день, 14.08.2013, в Инспекцию поступило заявление А.А.И., в котором заявитель просил оставить без рассмотрения документы, поданные на регистрацию 13.08.2016.

Вместе с тем, 20.08.2013 Инспекцией принято решение N 2120 о государственной регистрации А.А.И. в качестве индивидуального предпринимателя.

Из содержания письма заместителя руководителя Управления ФНС России от 11.02.2014 N 10-11/07144 на обращение заявителя от 14.01.2014 следует, что заявление А.А.И. от 14.08.2013 об оставлении без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не было рассмотрено регистрирующим органом, поскольку к указанному заявлению не была приложена копия документа, удостоверяющего личность заявителя - физического лица.

Согласно письму заместителя руководителя ФНС России N СА-3-14/1542@ от 24.04.2014 на обращение А.А.И. от 22.02.2014 оставление документов без рассмотрения без вынесения регистрирующим органом решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ не предусмотрено. Вместе с тем данное заявление подлежало рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу положений пункта 1 статьи 11, пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при представлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации предусмотрено принятие решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации.

Основания для отказа в государственной регистрации изложены в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, перечень которых не допускает принятие решения об отказе в государственной регистрации в случае обращения заявителя с заявлением об оставлении документов без рассмотрения. Оставление документов без рассмотрения без вынесения регистрирующим органом решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001 также не допускает.

Таким образом, регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации, но не вправе оставить представленные на регистрацию документы без рассмотрения.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит такого понятия, как оставление заявления без рассмотрения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: несоответствии их закону или иному правовому акту; нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств дела, регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обоснованно осуществил регистрационные действия на основании представленных для государственной регистрации документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Доказательств обращения в регистрирующий орган в порядке, установленном статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя заявителем не представлено.

Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заявление А.А.И. от 14.08.2013 об оставлении без рассмотрения документов, поданных для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции правомерно указал, что само по себе данное заявление не может в данном конкретном случае служить предусмотренным законом основанием для признания требования заявления обоснованным, поскольку данное заявление не могло быть рассмотрено в рамках Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, так как указанным законом не предусмотрено представление такого заявления.

При этом суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о пропуске заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение с заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Вопрос соблюдения срока обращения в суд касается существа дела, поэтому подлежит разрешению и в отсутствие заявления ответчика по поводу несоблюдения заявителем при обращении в арбитражный суд этого срока.

Из содержания представленных заявителем документов следует, что А.А.И. еще в 2014 году знал о нарушении своих прав, что также подтверждается письмами УФНС России N 10-11/07144 от 11.02.2014, заместителя руководителя ФНС России N СА-3-14/1542@ от 24.04.2014.

Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности подать заявление в арбитражный суд до истечения процессуального срока, не установлено.

Таким образом, решение вопроса об обращении в арбитражный суд с заявленным требованием зависело исключительно от волеизъявления заявителя.

При таких обстоятельствах, с учетом даты поступления заявления А.А.И. в арбитражный суд (23.08.2016), суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о пропуске заявителем срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Довод заявителя о не получении им свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежит отклонению как несостоятельный, с учетом выбора заявителем способа получения документов, подтверждающих факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, предусматривающий явку заявителя в регистрирующий орган.

За получением свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя А.А.И. в регистрирующий орган не обращался, что также не оспаривается заявителем по существу.

Кроме того, действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права, как требование о признании недействительными записей в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. В силу пунктов 1, 3 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Следовательно, заявитель в порядке статьи 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе оспорить действие и решение регистрирующего органа, которое является самостоятельным ненормативным актом. Сами по себе записи в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей не являются ненормативными правовыми актами или решениями, которые могут быть оспорены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, избранный заявителем способ защиты не может привести к восстановлению тех прав и интересов, которые он считает нарушенными.

При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном применении судом первой инстанции установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока без соответствующего заявления заинтересованных лиц не может быть признан обоснованным, поскольку этот срок относится к процессуальным срокам, для его применения не требуется заявления заинтересованного лица. Иными словами, в отличие от правила применения срока исковой давности (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации), данный процессуальный срок может быть применен судом самостоятельно.