5. Основные требования к работникам бригады СПС

5.1. Машинистами СПС назначаются лица, прошедшие профессиональное обучение по этой профессии в образовательных организациях или учебных центрах филиалов ОАО "РЖД", имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, прошедшие теоретические испытания на право самостоятельного управления СПС для получения прав управления СПС.

Права управления СПС выдаются в соответствующих региональных дирекциях (ДПМ, ДРП, НТЭ и др.), на балансе которых находятся СПС, после успешных прохождений теоретических испытаний работниками бригад на право управления СПС. В региональных дирекциях издаются распоряжения о проведении теоретических испытаний с целью выдачи прав управления работникам бригад СПС.

Для прохождения теоретических испытаний на получение впервые прав управления СПС в региональные дирекции направляются помощники машинистов:

прошедшие профессиональное обучение в образовательных организациях или в учебных центрах филиалов ОАО "РЖД", имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, и получившие свидетельство установленного образца о присвоении профессии - машинист железнодорожно-строительной машины (самоходной или несамоходной), машинист автомотрисы, машинист мотовоза, водитель дрезины;

отработавшие в должности помощника машиниста на ССПС не менее 6 месяцев и прошедшие стажировку не менее трех месяцев, на СНПС - не менее 2 месяцев и стажировку - не менее 10 смен;

прошедшие проверку предварительных теоретических испытаний и практические испытания на право управления в подразделении приписки.

Для прохождения теоретических испытаний на получение новых прав управления СПС на другой тип СПС в региональные дирекции направляются машинисты:

имеющие свидетельство установленного образца о присвоении профессии - машинист железнодорожно-строительной машины (самоходной или несамоходной), машинист автомотрисы, машинист мотовоза, водитель дрезины;

прошедшие соответствующее профессиональное обучение на другой тип СПС в образовательных организациях или в учебных центрах филиалов ОАО "РЖД", имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, и стажировку не менее 1 месяца на другом типе СПС;

прошедшие проверку предварительных теоретических испытаний и практические испытания на право управления в подразделении приписки.

Помощникам машиниста СПС, машинистам СПС, прошедшим соответствующее профессиональное обучение и успешно прошедшим теоретические испытания на право самостоятельного управления, оформляются права управления СПС.

Оформленные права управления направляются в отделы кадров соответствующих подразделений, где регистрируются и хранятся. Копии прав управления СПС, заверенные отделами кадров подразделений, выдаются работникам бригад, прошедшим успешно теоретические испытания на право управления СПС в региональных дирекциях.

Помощники машиниста СПС и машинисты СПС сторонних предприятий, прошедшие соответствующее профессиональное обучение, для прохождения теоретических испытаний и получения прав управления направляются в региональную дирекцию, имеющей в приписном парке соответствующие серии СПС.

(п. 5.1 в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 08.02.2018 N 248)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Для работы на СПС, эксплуатируемом на инфраструктуре ОАО "РЖД", в качестве помощника машиниста допускаются лица:

не моложе 18 лет;

имеющие не ниже среднего общего образования;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 08.02.2018 N 248)

(см. текст в предыдущей редакции)

прошедшие в установленном порядке обязательные предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры;

прошедшие профессиональный отбор;

прошедшие профессиональную подготовку в образовательной организации или учебном центре филиала ОАО "РЖД" и получившие свидетельство о присвоении профессии машиниста (водителя) ССПС или СНПС (для работников исполняющих обязанности помощника машиниста МРТ в порядке совмещения профессии (должности) допускается прохождение специальных курсов);

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 08.02.2018 N 248)

(см. текст в предыдущей редакции)

прошедшие в установленном порядке проверку знаний требований охраны труда, имеющие соответствующее удостоверение;

имеющие удостоверение формы ЭУ-43 о группе электробезопасности не ниже третьей;

абзац исключен с 1 марта 2018 года. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 08.02.2018 N 248;

(см. текст в предыдущей редакции)

прошедшие аттестацию на знание ПТЭ и других нормативных документов в соответствии с Положением о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования.

5.3. Допускается работа лиц, имеющих свидетельство о присвоении профессии машиниста ССПС, в качестве помощников машиниста других типов ССПС или СНПС при условии прохождения испытаний в комиссии структурных подразделений в знании конструктивных особенностей новых машин и техники безопасности.

Допускается работа лиц, имеющих свидетельство о присвоении профессии машиниста СНПС, в качестве помощников машиниста других типов СНПС при условии прохождения испытаний в комиссии структурных подразделений в знании конструктивных особенностей новых машин и техники безопасности.

5.4. Для работы на ССПС, эксплуатируемом на инфраструктуре ОАО "РЖД", в качестве машиниста допускаются лица:

имеющие стаж работы в должности действующего помощника машиниста не менее 6 месяцев (для управления пассажирской автомотрисой с числом посадочных мест более 10 человек - не менее 1 года), имеющие свидетельство (удостоверение) на право управления соответствующим типом ССПС и прошедшие стажировку для работы машинистом ССПС установленным порядком;

прошедшие аттестацию на знание ПТЭ и других нормативных документов;

имеющие заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению на конкретных сериях ССПС, участках и железнодорожных станциях (для ССПС).

При необходимости работы с ПС на СПС машинист должен иметь свидетельство на право управления соответствующими грузоподъемными механизмами.

5.5. Для работы на СНПС, эксплуатируемом на инфраструктуре ОАО "РЖД", в качестве машиниста допускаются лица:

прошедшие профессиональную подготовку в образовательной организации или учебном центре филиала ОАО "РЖД", имеющем лицензию на осуществление образовательной деятельности, и получившие свидетельство о присвоении профессии машиниста СНПС;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 08.02.2018 N 248)

(см. текст в предыдущей редакции)

прошедшие в установленном порядке обязательные предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры;

имеющие стаж работы в должности действующего помощника машиниста не менее 2 месяцев, имеющие удостоверение формы ПУ-8 на право управления соответствующим СНПС и прошедшие стажировку не менее 10 смен у опытного машиниста;

прошедшие аттестацию на знание ПТЭ и других нормативных документов (далее - аттестация);

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 08.02.2018 N 248)

(см. текст в предыдущей редакции)

имеющие заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению - для машинистов несамоходных снегоуборочных и снегоочистительных машин, для остальных типов СНПС заключение о допуске к самостоятельному управлению выдается начальником путевой машины или мастером ответственным за эксплуатацию СНПС после проведения практических испытаний по управлению рабочими органами СНПС.

5.6. Машинисты и помощники машинистов СПС проходят периодическую проверку знаний:

по электробезопасности - 1 раз в год;

по охране труда - 1 раз в год;

ТРА станций обслуживаемых участков до 1 февраля текущего года и ежеквартально (только машинисты ССПС и несамоходных снегоуборочных и снегоочистительных машин);

по промышленной безопасности 1 раз в год (при наличии ПС на СПС);

должностных инструкций и настоящих Правил 1 раз в два года;

при периодической аттестации 1 раз в 5 лет.

5.7. При исполнении служебных обязанностей работники бригады СПС должны иметь следующие документы.

5.7.1. Машинист СПС:

служебное удостоверение;

заверенную отделом кадров подразделения копию свидетельства на право управления соответствующим типом СПС;

свидетельство (удостоверение) на право управления крановой установкой и (или) монтажной площадкой, если они предусмотрены конструкцией СПС;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 08.02.2018 N 248)

(см. текст в предыдущей редакции)

удостоверение формы ЭУ-43 (не ниже третьей группы по электробезопасности);

служебный формуляр машиниста формы ТУ-57 с указанием данных о проведении КИП, КЗП;

технический формуляр машиниста формы ТУ-58;

предупредительный талон по безопасности движения;

предупредительный талон по охране труда;

удостоверение о проверке знаний по охране труда;

удостоверение о проверке знаний по промышленной безопасности (для машиниста СПС, на котором имеется ПС);

свидетельство о прохождении аттестации.

5.7.2. Помощник машиниста СПС:

служебное удостоверение;

удостоверение формы ЭУ-43 (не ниже третьей группы по электробезопасности);

служебный формуляр помощника машиниста формы ТУ-57;

технический формуляр помощника машиниста формы ТУ-58;

удостоверение помощника машиниста (выдается в структурном подразделении) с указанием серий СПС, на которых ему разрешается работать или копию свидетельства (удостоверения) на право управления соответствующими сериями СПС;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 08.02.2018 N 248)

(см. текст в предыдущей редакции)

предупредительный талон по безопасности движения;

предупредительный талон по охране труда;

удостоверение о проверке знаний по охране труда;

удостоверение о проверке знаний по промышленной безопасности (при непосредственной эксплуатации (управлении) ПС);

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 08.02.2018 N 248)

(см. текст в предыдущей редакции)

свидетельство о прохождении аттестации.

5.7.3. Кроме того, у машиниста СПС должно быть:

бланк маршрутного листа формы АУ-12 (в соответствии с Приложением N 4), выписанный через программу АСУ СПС;

выписка из приказа об установленных скоростях движения поездов на обслуживаемых участках (заверенная руководителем предприятия не ниже заместителя и с указанием номера приказа).

5.8. Машинисты и помощники машинистов СПС обязаны:

являться на работу в сроки, определяемые графиком работы или по вызову владельца СПС, в зависимости от установленного трудовым договором режима работы;

проходить предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр. При отсутствии возможности прохождения ПРМО в стационарных медицинских пунктах допускается проведение дистанционного контроля состояния здоровья работников бригад СПС при наличии соответствующего оборудования;

проходить предрейсовый инструктаж по безопасности движения;

при невозможности явки на работу к установленному сроку немедленно сообщать об этом дежурному или другому ответственному за организацию работы СПС работнику.

5.9. При приемке СПС машинист обязан по журналу учета работы, периодических технических обслуживаний и ремонтов проверить последние записи и при наличии замечаний визуально проверить выполнение работ по их устранению. Ответственность за устранение замечаний несет машинист, в смену которого они возникли. Предъявляемый для приемки ССПС должен быть технически исправен.

При приемке машины перед выездом работники бригады обязаны:

проверить наличие сигнальных принадлежностей, а также запасных частей и инструмента;

проверить наличие и работоспособность устройств для приведения СПС в транспортное положение в аварийной ситуации;

проверить наличие аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи;

проверить наличие топлива в топливных баках;

проверить уровень масла в картере двигателя, в баке гидросистемы, картере компрессора, редукторах, коробках передач;

проверить уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и герметичность системы охлаждения, при необходимости пополнить уровень охлаждающей жидкости;

проверить смазку узлов машины согласно карте смазки;

проверить затяжку болтов крепления всех рабочих узлов, механизмов, контактных соединений электрооборудования и их контровки;

осмотреть генератор электростанции, электродвигатели и коммутирующую аппаратуру, проверить заземление электрооборудования;

осмотреть гидропередачу, проверить герметичность гидросистемы;

осмотреть соединения выхлопного тракта двигателя и глушителя;

проверить правильность погрузки и крепления груза;

проверить правильность и надежность крепления рабочих органов в транспортном положении;

осмотреть трансмиссию, карданные соединения, осевые редукторы и реактивные тяги;

проверить состояние и натяжение приводных ремней;

проверить состояние предохранительных устройств, предотвращающих падение деталей на путь;

осмотреть колесные пары, рессорное подвешивание, буксовые узлы, автосцепные устройства;

проверить номера и исправность тормозных башмаков;

проверить наличие первичных средств пожаротушения;

проверить обеспечение габарита подвижного состава;

убедиться, что рычаги управления поставлены в нейтральное положение, рабочие механизмы приведены в транспортное положение и надежно закреплены штатными транспортными запорами с записью в журнале учета работы, периодических технических обслуживаний и ремонтов;

осмотреть шунтирующее устройство;

осмотреть и запустить силовую установку, проверить исправность основных механизмов и агрегатов, их приводов и систем управления;

проверить исправность звукового сигнала, звуковой и световой сигнализации, прожектора (прожекторов), переносных сигнальных фонарей, буферных фонарей, проблесковых маячков и включить необходимое освещение;

проверить наличие песка и исправность системы подачи песка - для ССПС с тяговым двигателем в рабочем режиме;

проверить систему безопасности, вставить кассету регистрации, включить устройства безопасности, ввести поездную информацию - для ССПС;

проверить устройство поездной радиосвязи;

проверить, подготовить и опробовать тормозное оборудование.

5.10. По прибытии на место дислокации (по окончании работы) машинист СПС обязан:

согласовать с дежурным по предприятию или ДСП место стоянки СПС;

закрепить СПС тормозными башмаками, затормозить ручным тормозом;

заглушить двигатель;

слить конденсат из влагомаслоотделителей и воздушных резервуаров;

произвести запись в журнале учета работы, периодических технических обслуживаний и ремонтов, о выявленных замечаниях и доложить ответственному работнику об окончании работы и неисправностях СПС;

пройти вместе с членами бригады послерейсовый медицинский осмотр;

сдать установленным порядком оформленный маршрутный лист, служебные формуляры формы ТУ-57 и ключи от замка управления и кабины СПС, при необходимости сделать запись в Книгу замечаний машиниста формы ТУ-137 или сообщить о выявленном замечании по телефону.

5.11. За допущенные нарушения безопасности движения при исполнении должностных обязанностей у работников бригад СПС могут быть изъяты талоны предупреждения. Порядок замены талонов предупреждения определен Положением о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов. Форма журнала учета замены предупредительных талонов по безопасности движения указана в Приложении N 5.