11. Требования безопасности труда

11.1. При эксплуатации СПС машинисты и его помощники помимо настоящих Правил должны руководствоваться правилами и инструкциями по охране труда, применяемыми в ОАО "РЖД", Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Ответственным за соблюдение правил и инструкций по охране труда является машинист.

11.2. СПС, оборудованный дизель-генераторной установкой, должен быть оснащен следующими защитными средствами:

двумя парами диэлектрических перчаток;

двумя парами диэлектрических бот;

двумя изолирующими ковриками;

инструментом с изолированными ручками (плоскогубцы, отвертка).

11.3. Все операции по устранению возникающих неисправностей, осмотр, регулировка и смазка механизмов машин должны производиться только при обесточенной электрической сети и остановленных механизмах и агрегатах. Работы под рамой СПС допускаются только при заторможенном СПС, выключенном двигателе и установленных под колесные пары двух тормозных башмаков согласно ПТЭ.

Установленные на СПС генераторы, электродвигатели и электрические аппараты должны быть заземлены на раму СПС.

На СПС должен поддерживаться и обеспечиваться необходимый уровень сопротивления изоляции электрооборудования, на основании руководства по эксплуатации данного типа машин. Необходимо исключить попадания топлива и масла на электрооборудование, кабели и провода.

Все защитные устройства электрического оборудования должны находиться в полной исправности, а переносные ручные светильники напряжением не более 36 В должны иметь защитные кожухи. Сечения токоведущих кабелей, проводов и шин, а также устройств заземления должны соответствовать требованиям конструкторской документации.

Ввод и вывод в электрические аппараты, переходные коробки электрических кабелей должны выполняться с применением уплотнителей и втулок в соответствии с требованиями конструкторской документации.

Места электрических соединений должны иметь надежный контакт. Расстояния между токонесущими и заземленными частями должны быть в пределах, установленных конструкторской документацией.

Все провода, отключаемые по какой-либо причине от любого аппарата, должны также отключаться от источника питания. Их концы тщательно изолируют и подвязывают в положение, исключающее возможность соприкосновения с какими-либо аппаратами или заземленными частями СПС.

Все работы по устранению неисправностей электрооборудования машинистом и помощником машиниста СПС выполняются в порядке текущей эксплуатации с предварительной записью в журнал учета работы, периодических технических обслуживаний и ремонтов.

Машинисту и помощнику машиниста запрещается подъем на конструктивные части СПС с приближением к устройствам контактной сети и воздушным линиям электропередачи, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

11.4. При работе СПС все вращающиеся и токоведущие части должны быть закрыты защитными кожухами и ограждениями.

11.5. Подниматься на СПС и выходить из него при движении запрещается. Спускаться с СПС следует только после полной остановки, повернувшись к нему лицом и держась обеими руками за поручни.

11.6. СПС необходимо содержать в чистоте. Ступени и поручни должны быть очищены от масла и грязи.

11.7. Обтирочные и смазочные материалы должны храниться в специальной таре с плотно закрывающейся крышкой.

11.8. Перед выездом СПС на станцию или перегон необходимо убедиться, что рабочие механизмы приведены в транспортное положение и надежно закреплены штатными основными вспомогательными транспортными запорами.

11.9. Во время работы СПС машинисты и помощники машинистов должны соблюдать требования Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях.

11.10. Организация и выполнение погрузочно-разгрузочных работ осуществляется в соответствии с Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения и других руководящих документов ОАО "РЖД", при этом:

в темное время суток погрузка и выгрузка материалов верхнего строения пути допускается только при достаточной освещенности места работ на всех уровнях строповки и подъема груза:

для погрузки и выгрузки материалов верхнего строения пути грузоподъемными кранами в качестве стропальщиков допускаются только лица, имеющие удостоверение стропальщика;

работы по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути и другого технологического оборудования с моторно-рельсового транспорта, железнодорожных платформ и других подвижных единиц крановыми установками, производящиеся на закрытом для движения поездов пути или перегоне, на междупутье с нарушением габарита подвижного состава по соседнему пути или на соседний железнодорожный путь на перегонах и станциях проводить только при обязательном закрытии движения поездов по соседнему пути;

до пропуска поезда по соседнему пути работа грузоподъемного крана СПС должна быть прекращена, а рабочие органы со стороны междупутья убраны в пределы габарита подвижного состава;

при погрузке и выгрузке рельсов и стрелочных переводов, опор и проводов для поддержания и направления груза должны применяться гибкие чалочные приспособления;

работа краном ближе 1,5 м от опор контактной сети не допускается;

приступать к работе с грузоподъемным краном разрешается только после постановки СПС на тормоза;

подъем примерзших или заваленных грузов не допускается;

при погрузке и выгрузке рельсов, опор, элементов контактной сети должны применяться проверенные и испытанные согласно действующим правилам траверсы, клещи, стропы и другие грузозахватные приспособления;

масса загружаемых на СПС материалов не должна превышать его конструктивную грузоподъемность.

При погрузочно-разгрузочных работах крановыми установками, кранами манипуляторами назначается ответственный работник за безопасное перемещение грузов.

На СПС, осуществляющем погрузочно-разгрузочные работы, должны находиться схемы строповки грузов, утвержденные руководителями структурных подразделений, аттестованных в области промышленной безопасности в комиссии Ростехнадзора. Общий порядок производства погрузочно-разгрузочных работ должен быть регламентирован местными инструкциями согласно Правилам безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, и утвержден руководителем структурного подразделения.

11.11. При обслуживании СПС должен применяться только исправный инструмент.

11.12. При перевозке рабочих бригад на ССПС не допускается перевозка большего количества людей, чем это предусмотрено конструкцией ССПС. При перевозке рабочих бригад назначается приказом по предприятию ответственный работник, в обязанности которого входит:

организация безопасной посадки и высадки рабочих бригад, как правило, с полевой стороны на обочину, а на станции и многопутном участке - на широкое междупутье;

безопасное и рациональное размещение рабочих и перевозимого инструмента и материала в кабине, на платформе ССПС;

обеспечение в пути следования должного порядка, препятствующего отвлечению машиниста и его помощника от работы во время движения ССПС.

Должность, фамилия, имя, отчество ответственного лица, назначаемого из числа лиц, установленных приказом по предприятию, должны быть внесены в маршрутный лист формы АУ-12 в разделе "Сведения о бригаде".

11.13. При обслуживании контактной сети со снятием напряжения, перед выполнением команды руководителя работ на подъем и перемещение рабочей площадки, машинист должен убедиться в наличии установленной на контактную сеть и используемой в качестве второго заземления инвентарной заземляющей штанги ССПС.

Исходя из местных условий и принятой технологии безопасного производства работ, необходимость применения в качестве второго заземления не инвентарной, а переносной заземляющей штанги устанавливается согласно Правилам безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог, Инструкции по безопасности для электромонтеров контактной сети.

Машинисту ССПС на дистанциях электроснабжения запрещается принимать непосредственное участие в обслуживании контактной сети с рабочей площадки ССПС.

11.14. При постановке СПС на стоянку необходимо отсоединить аккумуляторы путем выключения кнопки "Масса".

11.15. При производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту СПС должны соблюдаться требования природоохранного и санитарного законодательства.

Руководитель предприятия (подразделения) места приписки СПС обязан на постоянной основе обеспечивать исправное рабочее состояние вентиляционных систем и очистных сооружений.

С целью охраны окружающей среды от отходов производства и потребления на территории предприятия должны быть организованы и оборудованы в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" места временного накопления отходов для последующей их утилизации, отдельные емкости для сбора и накопления пропитанных нефтепродуктами обтирочных материалов и других отходов.

Сброс в водные объекты накопленных отходов производства и потребления с оборудованных мест временного накопления отходов не допускается.

На территории предприятия запрещено сжигание отходов производства и потребления.

Сточные воды при мойке СПС, тележек, колесных пар и других узлов и деталей должны собираться и очищаться на очистных сооружениях. Производственные воды, загрязненные нефтепродуктами, должны поступать с территории предприятия на очистные сооружения.