Разъяснение ФАС России "О внесении изменений в статью 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и примечания к ней"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЕ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 14.32 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ПРИМЕЧАНИЯ К НЕЙ

В связи с принятием Федерального закона от 17.04.2017 N 74-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <1> (далее - Закон N 74-ФЗ) и в целях единообразного применения антимонопольными органами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ФАС России обращает внимание на следующее.

--------------------------------

<1> Опубликован 17.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Законом N 74-ФЗ внесены изменения в статью 14.32 КоАП РФ, устанавливающие дифференциацию административной ответственности за заключение и участие в различных видах антиконкурентных соглашений, координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов и осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий в зависимости от степени общественной опасности соответствующих деяний.

Кроме того, вносятся изменения, уточняющие ссылки на соответствующие части статьи 14.32 КоАП РФ, в часть 2 статьи 2.5, абзац первый части 1 статьи 3.5 и часть 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

1. Часть 1 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Закона N 74-ФЗ предусматривает ответственность за заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, либо участие в нем.

По сравнению с предыдущей редакцией статьи 14.32 КоАП РФ ответственность хозяйствующих субъектов и их должностных лиц за заключение соглашения, признаваемого картелем (за исключением соглашений, указанных в части 2 рассматриваемой статьи) повышена.

Ответственность должностных лиц (лиц <2>, чье неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей привело к совершению административного правонарушения) возросла:

--------------------------------

<2> С учетом примечания к статье 2.4 КоАП РФ, пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18, ответа на вопрос N 10 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2006.

- минимальный размер административного штрафа, составлявший ранее 20 тыс. рублей, увеличен до 40 тыс. рублей;

- минимальный срок дисквалификации - с 6 месяцев до 1 года <3>.

--------------------------------

<3> Максимальные размеры наказаний для должностных лиц не изменились - 50 тыс. руб. и 3 года соответственно.

Ответственность юридических лиц возросла: минимальный размер административного штрафа, составлявший ранее 1/100 суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, увеличен до 3/100.

При этом следует учитывать требования части 4 статьи 3.5 КоАП, согласно которой штраф, исчисляемый исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо из суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

2. Часть 2 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Закона N 74-ФЗ предусматривает ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них.

Данная норма предусматривает ответственность за соглашения в конкретной сфере общественных отношений, связанной с проведением торгов <4>, выделяя указанный состав административного правонарушения в самостоятельную часть статьи 14.32 КоАП РФ.

--------------------------------

<4> Ранее подобный подход к определению порядка назначения наказания за нарушения "на торгах" был отражен в Методических рекомендациях ФАС России (исх. от 13.07.2015 N ИА/24839/15).

Виды и величина наказаний по сравнению с предыдущей редакцией не меняются.

Новая редакция конкретизирует субъектный состав таких нарушений:

- хозяйствующие субъекты, заключившие соглашение <5> (участвующие в нем), которое привело или могло привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

--------------------------------

<5> Соглашение - недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

- организаторы торгов и (или) заказчики, участники этих торгов, заключившие соглашение (участвующие в нем), которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для кого-либо из участников соответствующих торгов.

Определяется величина, исходя из которой будет исчисляться размер административного штрафа для юридических лиц:

- начальная стоимость предмета торгов.

Ответственность должностных лиц - в виде административного штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 месяцев <6> до 3 лет.

--------------------------------

<6> В соответствии с частью 2 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Ответственность юридических лиц - от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.

Изменения не коснулись примечания 6 к статье 14.32 КоАП РФ. Как и ранее, согласно данному примечанию, при определении в соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ размера административного штрафа, исчисляемого от начальной стоимости предмета торгов, проводимых для заключения договора (контракта), срок исполнения которого превышает один год, размер начальной стоимости предмета таких торгов определяется пропорционально стоимости предмета торгов за один год.

3. Части 3, 4 и 6 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Закона N 74-ФЗ предусматривают ответственность хозяйствующих субъектов за:

- заключение "вертикальных" и иных недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений либо участие в них;

- осуществление недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

По сравнению с предыдущей редакцией статьи 14.32 КоАП РФ ответственность хозяйствующих субъектов и их должностных лиц за указанные деяния существенно снижена.

Так, ответственность за заключение указанных в части 3 и 4 статьи 14.32 КоАП РФ "вертикальных" и иных соглашений снижена и составляет для должностных лиц от 15 тыс. руб. до 30 тыс. рублей (ранее составляла от 20 тыс. руб. до 50 тыс. рублей), максимальный срок дисквалификации снижен с 3 лет до 1 года; максимальный размер административного штрафа для юридических лиц снижен с 15/100 до 5/100 размера суммы выручки (расходов) правонарушителя от реализации (на приобретение) товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Изменения коснулись и порядка исчисления штрафа для правонарушителей, суммы выручки (расходов) которых от реализации (на приобретение) товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышают 75% совокупного размера суммы их выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) или совершивших административное правонарушение на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), и составляют от 2/1000 до 2/100 (ранее составляли от 3/1000 до 3/100) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение соответственно, при этом снижен и нижний порог административного штрафа для таких хозяйствующих субъектов со 100 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

За осуществление недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий диапазон размера административного штрафа для должностных лиц снижен и составляет от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. (ранее составлял от 20 тыс. руб. до 50 тыс. рублей), а дисквалификация исключена полностью.

Максимальный размер административного штрафа для юридических лиц снижен до 3/100 (ранее составлял 15/100) размера суммы выручки (расходов) правонарушителя от реализации (на приобретение) товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

Для правонарушителей, выручка (расходы) которых от реализации (на приобретение) товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышают 75% совокупного размера суммы их выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) или совершивших административное правонарушение на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), размер санкции снижен в три раза и составляет от 1/1000 до 1/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение соответственно, при этом снижен и нижний порог административного штрафа со 100 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

4. Часть 5 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Закона N 74-ФЗ предусматривает ответственность за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством.

По сравнению с предыдущей редакцией статьи 14.32 КоАП РФ новая редакция данной нормы устраняет существовавший пробел, предусматривая ответственность для граждан в размере от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб., и ужесточает ответственность должностных лиц, повышая минимальный размер административного штрафа с 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

5. Часть 7 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Закона N 74-ФЗ полностью дублирует положения части 3 той же статьи в прежней редакции и распространяет свое действие на заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

Административная ответственность за указанные деяния установлена для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. либо дисквалификации на срок от 6 месяцев до 3 лет.

6. Изменены и дополнены примечания 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ.

В примечаниях 1 и 5 указано на распространение их не только на части 1 и 3 статьи 14.32 КоАП РФ (как прежде), но - на части 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ в новой редакции.

Кроме того, примечание 5 дополнено положением о возможности заявления о нарушении группой лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации <7>, что ранее было возможно лишь для первого обращения (примечание 1 к статье 14.32 КоАП РФ).

--------------------------------

<7> С учетом указанного обстоятельства при применении данного примечания следует учитывать позицию, изложенную в письме ФАС России от 20.07.2017 N СП/49401/16.

7. Одновременно напоминаем, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральным законом от 17.04.2017 N 74-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не установлен специальный (особый) порядок вступления его в силу. Данный закон 17.04.2017 опубликован на официальном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Таким образом он вступает в силу с 28.04.2017.

Часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации запрещает налагать ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, а если после совершения правонарушения ответственность за него была устранена или смягчена, предписывает применять новый закон.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Учитывая изложенное, новая редакция статьи 14.32 КоАП РФ и примечаний к ней применяются следующим образом:

- часть 1 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Закона N 74-ФЗ, повышающая ответственность как для юридических лиц - хозяйствующих субъектов, так и для их должностных лиц, применяется только к правонарушениям, совершенным (совершаемым) после 28.04.2017, для нарушений, завершенных до 28.04.2017, данная редакция не применима;

- часть 5 статьи 14.32 КоАП РФ в редакции Закона N 74-ФЗ, вводящая ответственность для граждан и повышающая ответственность для должностных лиц, в отношении указанного круга субъектов применяется только к правонарушениям, совершенным (совершаемым) после 28.04.2017, для нарушений, завершенных до 28.04.2017, и в отношении юридических лиц порядок привлечения к административной ответственности не меняется;

- части 3, 4 и 6 статьи 14.32 КоАП РФ и примечание 5 к статье 14.32 КоАП РФ в редакции Закона N 74-ФЗ применяется с 28.04.2017 в отношении всех правонарушений, на которые распространяются диспозиции указанных норм, вне зависимости от времени нарушения, поскольку улучшают положение лиц, привлекаемых к административной ответственности.

8. Также следует учитывать, что в соответствии с примечанием 1 к статье 14.32 КоАП РФ лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ, при выполнении в совокупности следующих условий:

на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные данным примечанием.

Как следует из содержания примечания 5 к статье 14.32 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 данной статьи, административный штраф на юридическое лицо налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, если такое юридическое лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) добровольно заявило в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения (картеля) и в совокупности выполнило следующие условия:

лицо признало факт совершения административного правонарушения;

лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении (картеле);

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Согласно пункту 10.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" для применения примечания к статье 14.32 КоАП РФ необходимо соблюдение совокупности всех условий, указанных в этом примечании, что также подтверждается судебной практикой (дело N А40-30696/09-72-168, А40-62153/11-130-315).

Для установления наличия совокупности условий примечаний 1 или 5 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольному органу необходимо руководствоваться следующим.

Одним из условий для применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ является отсутствие у антимонопольного органа сведений и документов о совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4, 6 и 7 статьи 14.32 КоАП РФ на момент обращения лица с заявлением.

Таким образом, заявитель должен сообщить антимонопольному органу сведения, достаточные для установления события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.32 КоАП РФ, и отсутствующие на момент подачи такого заявления у антимонопольного органа.

Данное условие может быть выполнено, в том числе, при предоставлении в антимонопольный орган:

- документов или сведений, подтверждающих факт заключения и участия в антиконкурентном соглашении либо участия в согласованных действиях;

- документов или сведений, раскрывающих предмет антиконкурентного соглашения либо согласованных действий;

- документов или сведений, указывающих на время и место заключения антиконкурентного соглашения, а также период участия в антиконкурентном соглашении либо согласованных действиях;

- документов или сведений, указывающих на участников антиконкурентного соглашения либо согласованных действий, известных заявителю;

- документов или сведений, указывающих на организатора антиконкурентного соглашения;

- информации о неизвестных ранее антимонопольному органу антиконкурентных соглашениях либо согласованных действиях, а также об их участниках,

- информации о способах и средствах заключения и участия хозяйствующих субъектов в антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях,

- иной информации, имеющей существенное значение для установления в действиях юридического либо должностного лица состава административного правонарушения.

Отсутствие в заявлении информации или документов, которыми антимонопольный орган не располагает, влечет за собой отказ в освобождении лица от административной ответственности по основанию, предусмотренному примечанием 1 к статье 14.32 КоАП РФ.

Вместе с тем, в случае, если хозяйствующим субъектом выполнены иные условия примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ (лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения) и при одновременном наличии исключительных обстоятельств, связанных последствиями совершенного административного правонарушения, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, такому лицу может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее предусмотренного минимального размера (в порядке, предусмотренном ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Разрешая вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления о признании участия в антиконкурентном соглашении либо в согласованных действиях, необходимо иметь в виду, что хозяйствующий субъект мог добровольно предоставить антимонопольному органу все необходимые документы и информацию до подачи такого заявления.

В этом случае, полученные документы и информация должны быть оценены и заявление может подлежать удовлетворению.

Наличие в материалах дела об административном правонарушении только одного заявления о признании факта совершения лицом административного правонарушения, без подтверждения факта отказа лица от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, также не может являться основанием для применения в отношении такого лица примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ, а может рассматриваться только как смягчающее обстоятельство, предусмотренное статьей 4.2 КоАП РФ (добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении).

Отказ от участия или дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях может подтверждаться:

- дополнительными соглашениями к договорам, исключающими условия, ограничивающие конкуренцию;

- соглашениями о расторжении договоров, ограничивающих конкуренцию;

- сведениями и информацией об отказе от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях;

- информированием в письменной форме остальных участников антиконкурентного соглашения/согласованных действиях об отказе от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

В случае оконченного, на момент обращения в антимонопольный орган, антиконкурентного соглашения или согласованных действий, заявление также должно содержать информацию и документальное подтверждение отказа от участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении и разрешая вопрос об освобождении лица (группы лиц) от административной ответственности либо применении к ним минимального размера штрафа, антимонопольному органу необходимо иметь в виду: поддерживало ли и не меняло ли это лицо (группа лиц) позицию относительно признания факта совершения административного правонарушения в том числе в случае судебного обжалования решения, которым установлено нарушение антимонопольного законодательства.

Представленные в соответствии с примечаниями 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ сведения и документы должны являться достаточными для установления события административного правонарушения.

При этом КоАП не определяет, до какого момента должно состояться обращение лица с заявлением в антимонопольный орган для целей признания данного лица выполнившим указанное условие освобождения от административной ответственности.

В связи с чем антимонопольным органам необходимо руководствоваться постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", в котором суд указал, что при разрешении вопроса о соблюдении условия применения примечания о том, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении, судам следует учитывать, что такое условие соблюдено, если обращение состоялось до момента оглашения решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, ставшего поводом к возбуждению дела об административном правонарушении (часть 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ).

При этом антимонопольным органам необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ в Федеральный закон "О защите конкуренции" введена статья 48.1, предусматривающая принятие и оглашение заключения об обстоятельствах дела, в котором должны быть изложены фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела. В связи с чем антимонопольным органам, оценивая заявления о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, поданные после оглашения заключения об обстоятельствах дела на соответствие требованиям примечаний 1 и 5 к статье 14.32 КоАП РФ, необходимо иметь в виду, что в таких заявлениях должны содержаться сведения об иных, не указанных в заключении об обстоятельствах дела, антиконкурентных соглашениях или согласованных действиях либо новых эпизодах деятельности участников антиконкурентных соглашений или согласованных действий либо новых доказательствах их антиконкурентной деятельности.

Должностные лица хозяйствующих субъектов, исполнивших условия примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ, должны быть освобождены от административной ответственности в случае, если в их действиях отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния.

В случае применения примечания 1 к статье 14.32 КоАП РФ антимонопольным органам следует руководствоваться положениями пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. В связи с тем, что условия примечаний хозяйствующим субъектом должны быть исполнены до вынесения решения о нарушении антимонопольного законодательства, то производство по делу об административном правонарушении, в таком случае, не может быть начато.

Таким образом, в случае наличия заявления хозяйствующего субъекта о заключении им антиконкурентного соглашения и соответствия такого заявления всем условиям, предусмотренным примечанием 1 к статье 14.32 КоАП РФ, дело об административном правонарушении антимонопольным органом не возбуждается.

А.Г.ЦЫГАНОВ