Применяется с учетом запроса на изменение.

5. Описание приоритетного проекта

Связь с государственными программами Российской Федерации

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 (подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования").

Государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 "О реализации Национальной технологической инициативы".

Формальные основания для инициации

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения вхождения не менее 5-ти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (абзац 3 пункт 1 "в").

2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации" в части повышения конкурентоспособности национальной экономики и закрепления за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав через развитие промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики.

3. Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 24 августа 2016 г. N 2.

Ключевые риски и возможности

Риски:

1. Недостаточное бюджетное финансирование высшего образования.

2. Недостаточное бюджетное финансирование науки.

3. Сокращение горизонтов планирования в бизнесе, снижение экономической активности и, как результат, ограничение возможностей университетов по привлечению внебюджетных ресурсов на развитие образовательной, научной и инновационной деятельности.

4. Консервативность управленческой системы, организационной структуры и культуры университетов и, как результат, увеличение сроков выхода на целевые значения показателей Проекта.

5. Невысокий процент научно-педагогических работников, представляющих практику предприятий и организаций-технологических и инновационных лидеров экономики.

6. Целенаправленная коррекция параметров и правил формирования мировых рейтингов с целью ограничения скорости роста "молодых" университетов, что не позволит российским университетам достичь целевых параметров в мировых рейтингах.

7. Нестабильность курса иностранных валют к рублю, что может привести к снижению уровня инвестиционной активности российского бизнеса.

8. Чрезмерная фокусировка на получении прибыли университетами, а не на воспроизводстве и развитии человеческого капитала, создании технологий и производстве новых знаний.

9. Изменение правил участия университетов в ходе реализации Проекта, создающее нестабильность в их развитии; чрезмерно детализированная отчетность по многим показателям, снижающая для университетов возможности маневра ресурсами и эффективность использования ресурсов.

Возможности (последствия проекта, выходящие за рамки формальных рамок проекта):

1. Рост геополитического влияния России, "мягкой силы", в результате - расширение эффективности экспорта товаров и услуг и импорта высококвалифицированной рабочей силы.

2. Серьезный научно-технический задел, значимые научные результаты и научные школы в перспективных областях научно-технологического знания, обладающих высоким потенциалом коммерциализации.

3. Создание и поддержка молодых людей, способных творить и создавать новые интеллектуальные продукты; повышение их социальной и экономической активности.

4. Обновление структуры экономики российских регионов за счет появления и ускоренного роста новых проектов и их ускоренной институционализации (создания новых предприятий и некоммерческих организаций).

Мероприятия по предупреждению рисков: оптимизация этапов проекта, приоритизация в решении вопросов финансирования проекта.

Дополнительная информация

Проект связан с реализацией концепций по созданию в регионах инновационных территориальных центров, кластеров, программой Минэкономразвития России по поддержке инновационных территориальных кластеров, работой центров кластерного развития в регионах, а также с реализацией мероприятий по внедрению профессионального стандарта педагога с последовательной разработкой и реализацией программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, учитывает основные направления программ развития вузов (в том числе отраслевых).