2. Характеристика основных вариантов прогноза

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период 2017 - 2018 гг. подготовлен в составе трех основных вариантов - базового, базового+ и целевого.

Основные варианты прогноза базируются на предположении о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков. Прогноз базируется на гипотезе сохранения макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств.

Прогноз разработан исходя из единой для всех вариантов гипотезы развитая мировой экономики со среднегодовым темпом роста в 2016 году на уровне 3,0% и последующим ускорением роста до 3,4% в 2017 году и 3,5% в 2018 году.

Базовый вариант рассматривает развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий и характеризуется сохранением сдержанной бюджетной политики.

Вариант отражает консервативный сценарий развития, имеет статус консервативного варианта прогноза и не предполагает кардинального изменения модели экономического роста.

Базовый вариант разработан исходя из достаточно низкой траектории цен на нефть Urals: на уровне 41 долл. США/барр. в 2016 г. и стабилизацией на уровне 40 долл. США/барр. на протяжении всего прогнозного периода. Данный уровень цен на нефть является консервативным, так как он существенно ниже консенсус-прогноза цен на нефть. Предполагается существенное увеличение объемов экспорта нефти - на 8 млн. т к 2018 году, при одновременном увеличении доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта.

В условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики основные социальные параметры будут характеризоваться сдержанной динамикой, при этом предусматривается обязательное исполнение минимальных социальных обязательств государства. В этих условиях потребительский спрос также будет восстанавливаться умеренными темпами - до 1,5% в 2018 году. На фоне сдержанной положительной динамики потребительского спроса предполагается устойчивое снижение инфляции с 5,8% в 2016 году (за годовой период) до 4,4% к концу прогнозного периода.

К 2017 году ожидается стабилизация инвестиционной активности. Среднегодовой прирост инвестиций в 2017 - 2018 гг. составит 1,2% и будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов.

Чистый отток капитала стабилизируется в районе 18 млрд. долл. США к концу прогнозного периода.

Подходы к бюджетной политике в целом консервативны и не отличаются по вариантам прогноза. При оценке доходов бюджетов Минэкономразвития России исходит из принципа необходимости сохранения стабильности налоговых условий. Федеральный бюджет, по оценке Минэкономразвития России, будет дефицитным на протяжении всего периода 2016 - 2018 гг. во всех вариантах прогноза. Сокращение нефтегазовых доходов потребует активизации работы по повышению эффективности государственных расходов. Номинальный объем расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу зафиксирован на уровне 15 787 млрд. рублей. С целью финансирования дефицита потребуется использование средств бюджетных фондов, привлечения внутренних и внешних заимствований, приватизации государственного имущества.

В 2016 году падение ВВП замедлится до 0,6%, и уже к концу года в экономике предполагается переход от стагнации к восстановлению экономического роста. В 2017 году темп роста ВВП повысится до 0,6%, в 2018 году рост ускорится до 1,7%.

Вариант базовый+ рассматривает развитие российской экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях и основывается на траектории умеренного роста цен на нефть Urals до 50 долл. США/барр. в 2017 году и 55 долл. США/барр. в 2018 году. При ежегодном среднегодовом росте объемов экспорта нефти на 3 млн. т (на уровне базового варианта) доля несырьевого экспорта увеличивается более существенно, чем в базовом варианте.

В социальной сфере вариантом предусматривается повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет восстанавливаться по мере ускорения роста доходов, а также за счет расширения потребительского кредитования. В 2018 году рост оборота розничной торговли ускорится до 3,1%, объема платных услуг - до 2,5 процента.

Замедление инфляции по сравнению с базовым вариантом ожидается более быстрыми темпами - до 4,2% к 2018 году.

На фоне роста цен на нефть, укрепления курса рубля и более благоприятной внешней конъюнктуры инвестиции в основной капитал будут восстанавливаться более быстрыми темпами. Среднегодовой прирост инвестиций в 2017 - 2018 гг. составит 2,8% в год при опережающем росте инвестиций отраслей инфраструктурного сектора и частных инвестиций.

За счет более высокой цены на нефть в варианте "базовый+" заметно выше величина нефтегазовых доходов федерального бюджета. Это позволяет сократить дефицит федерального бюджета и ограничить наращивание государственного долга.

Восстановление экономики в условиях варианта базовый+ будет характеризоваться более высокими темпами: 1,1% - в 2017 году, 2,1% - в 2018 году.

Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых, снижение инфляции до уровня 4% и рост производительности труда не менее чем на 5% в среднесрочной перспективе при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.

Внешние условия сохраняются на уровне варианта базовый+, но для достижения намеченных целевых параметров необходима переход экономики на инвестиционную модель развития. Это предполагает сдерживание в первые годы прогнозного периода роста расходов на потребление и снижение различных видов издержек для бизнеса: в первую очередь, в сфере тарифов на продукцию естественных монополий, а также в части снижения регуляторной, административной и правоохранительной нагрузки на бизнес (сокращение различных видов отчетности, уменьшение количества проверок за счет ускорения реформы контроля/надзора и внедрение риск-ориентированных подходов).

Экспорт товаров будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовых вариантах, темпы роста несырьевого экспорта превысят темпы роста экспорта в целом. В структуре импорта будет увеличиваться доля инвестиционных товаров, и темпы роста инвестиционного импорта будут расти опережающими темпами.

В рамках целевого варианта предполагается перераспределение ресурсов в сторону инвестиционных расходов, в том числе за счет временного (на ближайшие годы) ограничения расходов на оплату труда как в бюджетном, так и в частном секторах экономики. Это будет определять динамику потребления: на 1,5 - 2,3% в 2017 - 2018 гг.

Инфляция понизится до 4,0% уже по итогам 2018 года.

Новая экономическая модель предполагает активную инвестиционную политику. Создание инвестиционного ресурса и условий для трансформации сбережений в инвестиции, увеличение склонности к инвестированию путем реализации макроэкономических и регуляторных мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды, приведут к повышению темпов роста инвестиций в основной капитал в 2017 - 2018 гг. в среднем до 4,8% в год при опережающем росте частных инвестиций и инвестиций в отрасли инфраструктурного сектора.

Для достижения целевых параметров требуется проведение значительных структурных преобразований расходной части федерального бюджета, предполагающих оптимизацию и повышение эффективности бюджетных расходов, радикальный пересмотр государственных программ Российской Федерации в целях соответствия ориентирам и показателям целевого состояния социально-экономического развития Российской Федерации.

В целом отклонение характеристик федерального бюджета в номинальных значениях между целевым и "базовым+" вариантами незначительно.

Базовый вариант предлагается использовать для разработки параметров федерального бюджета на 2016 год.