<Письмо> Минтранса России от 17.03.2017 N 03-525ПГ <О рассмотрении обращения>

 
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 17 марта 2017 г. N 03-525ПГ
 
Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и по первому вопросу в отношении применения понятий "перевозка", "пассажир", "груз" сообщает.
В соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
На основании изложенного, предметом ведения главы 40 раздела IV части второй ГК РФ является перевозка, исключительно как деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от ее осуществления. Таким образом, ГК РФ в целом регулирует гражданские права и обязанности, которые возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
К числу таких оснований в соответствии со статьей 8 главы 2 части 1 ГК РФ могут быть отнесены договора и иные сделки, предусмотренные законом, а также договора и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
С учетом изложенного, в ГК РФ перевозка может рассматриваться исключительно с точки зрения оформленных договорных отношений.
Вместе с тем, перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени, с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия.
Таким образом, с целью обеспечения безопасности процесса перевозки, как процесса перемещения пассажиров и грузов, разработаны положения статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - N 196-ФЗ).
Кроме того, обращаем внимание, что понятия "груз", "пассажир", указанные в пункте статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", используются для целей данного Федерального закона, что сказано в преамбуле указанной статьи 2.
Пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований к предъявляемых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели) в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).
Таким образом, при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров и грузов необходимо руководствоваться пунктом 4 Федерального закона N 196-ФЗ.
Так, пунктом 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом.
Соответствующие профессиональные и квалификационные требования утверждены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. N 287 (зарегистрирован в Минюсте России 9 декабря 2015 г. N 40032) (далее - приказ N 287).
По второму вопросу отмечаем.
Рекомендательные документы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе РД.200.РСФСР-12-0071-86, РД-26127100-1070-01 могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству. В настоящее время в Департаменте отсутствует информация о сроках планируемой отмены указанных рекомендательных документов.
По третьему, четвертому вопросу отмечаем.
Обязательное требование о повышении квалификации предусмотрено для:
водителей автомобилей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении (в соответствии с требованиями Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников СНГ от 24 ноября 2006 г.);
водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы (в соответствии с главой 8.2 "Требования, касающиеся подготовки экипажа транспортного средства" приложения B к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г.);
водителей, допущенных к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. N 876).
Для иных категорий водителей обязательство прохождения периодического повышения квалификации отсутствует, вместе с тем, действующее законодательство не ограничивает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей организовывать мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности водителей и их профессионального мастерства.
По мнению Департамента, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно определить для себя возможный перечень соответствующих мероприятий в зависимости от индивидуальных потребностей и финансовых возможностей. При отсутствии таких возможностей юридические лица и индивидуальные предприниматели не должны препятствовать работникам, изъявившим желание организовать свое обучение самостоятельно с привлечением собственных источников финансирования, при наличии объективной необходимости в прохождении ими соответствующего обучения.
Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Минтранса России 11 марта 2016 г. N 59 (зарегистрирован в Минюсте России 1 августа 2016 г. N 43042) (далее - Порядок) в отношении водителей, впервые принимаемых на работу на такую должность, или имевших перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенных при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой предусмотрено требование о допуске к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.
Количество часов стажировки устанавливается работодателем.
Дополнительно отмечаем, что требования, обязательные к исполнению в процессе проведения стажировки водителей, перечислены в пунктах 14 - 20 Порядка.
При проведении стажировки и (или) при разработке проекта локального нормативного акта юридического лица или индивидуального предпринимателя, определяющего порядок проведения стажировки, может быть использован руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 "Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей", утвержденный Минавтотрансом РСФСР 20 января 1986 г., в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
 
Заместитель директора Департамента
государственной политики в области
автомобильного и городского
пассажирского транспорта
В.В.ЛУГОВЕНКО
 
 

Открыть полный текст документа

Закрыть