II. Условия предоставления гражданам субсидий

6. Субсидию рекомендуется предоставлять гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям:

6.1. наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации;

6.2. наличие основания пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил;

6.3. наличие регистрационного учета (регистрации) по месту жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;

6.4. отсутствие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года;

(п. 6.4 в ред. Приказа Минстроя России N 631/пр, Минтруда России N 687 от 31.08.2023)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.5. превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, над величиной, эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

7. В соответствии с пунктом 1 Правил субсидия предоставляется заявителю, являющемуся гражданином:

7.1. Российской Федерации;

7.2. иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

8. В случае, если заявитель соответствует условиям пункта 1 Правил (пункты 7.1 и 7.2 Рекомендаций), а кто-либо из членов его семьи не соответствует им, рекомендуется предоставлять субсидию заявителю с учетом членов семьи, которые соответствуют указанным условиям.

9. В случае, если заявитель не соответствует условиям пункта 1 Правил (пункты 7.1 и 7.2 Рекомендаций), рекомендуется принимать решение об отказе в предоставлении субсидии по данному заявлению, независимо от соответствия указанным условиям членов его семьи.

10. В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса и указанными Правилами у лица без гражданства, в том числе имеющему вид на жительство, право на субсидию отсутствует.

11. Рекомендуется предоставлять субсидии гражданам, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

11.1. В случае, если заявитель не представил по собственной инициативе документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его жительства в жилом помещении, в отношении оплаты жилищных и коммунальных услуг в котором заявитель обратился за получением субсидии, рекомендуется уполномоченным органам получать указанные сведения на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, осуществляемого в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2011, N 24, ст. 3503, N 49, ст. 7284; 2013, N 45, ст. 5827; 2014, N 12, ст. 1303; N 42, ст. 5746, N 48, ст. 6862, ст. 6876, N 50, ст. 7113; 2016, N 34, ст. 5243), и другими нормативными правовыми актами от территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющих регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

11.2. В случае наличия у уполномоченного органа сомнения в достоверности содержащихся в заявлении сведений о проживающих совместно с заявителем и зарегистрированных по месту жительства совместно с ним членах его семьи, рекомендуется уполномоченному органу осуществить проверку достоверности содержащихся в заявлении сведений и выяснить наличие или отсутствие факта проживания и регистрации члена семьи заявителя по месту жительства совместно с заявителем путем направления официальных запросов:

а) в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

б) органы внутренних дел;

в) другие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и другие органы и организации.

11.3. Если из полученного на основании межведомственного запроса ответа от территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, следует, что сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его жительства, не соответствуют сведениям, содержащимся в заявлении или в документах, представленных заявителем в уполномоченный орган по собственной инициативе (пункт 8(2) Правил), рекомендуется уполномоченному органу сделать вывод о том, что сведения о проживающих совместно с заявителем по месту жительства членах его семьи и иных лиц, содержащиеся в представленных заявителем документах, имеют признаки недостоверности.

11.4. В случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье, рекомендуется факт наличия (отсутствия или прекращения) такой принадлежности устанавливать в судебном порядке (подпункт "е" пункта 8 Правил).

12. Пользователем жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде рекомендуется признавать лицо, пользующееся указанным жилым помещением в качестве:

12.1. нанимателя жилого помещения по договору социального найма договору найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или договору найма специализированного жилого помещения (в том числе служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии, жилого помещения маневренного фонда, жилого помещения в доме системы социального обслуживания населения, жилого помещения фонда вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами) или лица из состава его семьи;

12.2. ссудополучателя по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан или лица из состава его семьи;

12.3. бывшего члена семьи, указанного в пунктах 12.1 - 12.2 Рекомендаций нанимателя или ссудополучателя.

13. Если гражданин заявляет одно основание пользования жилым помещением, а фактически проживает по другому основанию, не дающему ему право на субсидию, то уполномоченному органу при наличии документально подтвержденных сведений рекомендуется отказать в предоставлении (прекратить выплату) субсидии на основании представления гражданином заведомо недостоверных сведений.

14. Ввиду того, что установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями не входит в функции уполномоченных органов, уполномоченным органам рекомендуется осуществлять только прием и проверку документов, подтверждающих эти основания.

15. Уполномоченному органу рекомендуется отказать в предоставлении субсидии заявителю, предоставившему неполные и (или) заведомо недостоверные сведения.

Под предоставлением неполных сведений рекомендуется понимать отсутствие сведений, которые обязан представить заявитель в соответствии с пунктами 8 и 8(1) Правил.

Под предоставлением заведомо недостоверных сведений рекомендуется понимать явное несоответствие сведений, указанных в заявлении и в предоставленных заявителем документах фактическим обстоятельствам, о котором заявителю известно в момент предоставления заявления и соответствующих документов.

16. В случае возникновения у уполномоченного органа сомнений в подлинности представленных заявителем (пункты 8, 8(2), 9, 27 и 48 Правил) документов, полноте и достоверности содержащихся в них сведений рекомендуется уполномоченному органу провести их проверку путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.

16.1. Если в течение срока, установленного для принятия решения о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении (пункты 13(2) и 42 Правил), уполномоченный орган не получил ответов на официальные запросы, уполномоченному органу рекомендуется:

а) оценить подлинность, полноту и достоверность имеющихся у него, представленных заявителем (в том числе, добровольно в соответствии с пунктом 8(2) Правил) и полученных из других источников документов и содержащихся в них сведений;

б) принять решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии исходя из имеющихся у него документов.

17. В случае, если в семье есть несколько членов, соответствующих всем условиям предоставления субсидий, указанным в пунктах 1 - 6 Правил (см. раздел II Рекомендаций), заявителем на субсидию может быть любой из них.

18. Определение прав на субсидии граждан, проживающих в коммунальной квартире по самостоятельным основаниям и являющимися членами различных семей, а также расчет размера их субсидий, рекомендуется производить раздельно.

19. Если граждане, не относящиеся к членам одной семьи, определяемым в соответствии с пунктом 18 Правил, проживают в одном жилом помещении по разным основаниям (например, собственники, наниматели, и другие лица, указанные в пунктах 3 и 5 Правил), то определение их прав на субсидии и расчет размера субсидий рекомендуется производить раздельно.

20. При выяснении и оценке оснований пользования гражданами жилыми помещениями рекомендуется учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 5, ст. 410, ст. 411, N 9, ст. 773, N 34, ст. 4025, ст. 4026; 1997, N 43, ст. 4903; 1999, N 28, ст. 3471, N 51, ст. 6288; 2001, N 17, ст. 1644, N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093, N 48, ст. 4737, ст. 4746; 2003, N 2, ст. 160, ст. 167, N 13, ст. 1179, N 46, ст. 4434, N 52, ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 15, ст. 18, ст. 39, ст. 43, ст. 45, N 13, ст. 1080, N 19, ст. 1752, N 27, ст. 2722, N 30, ст. 3100, ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171, N 3, ст. 282, N 6, ст. 636, N 23, ст. 2380, N 27, ст. 2881, N 31, ст. 3437, N 45, ст. 4627, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5497, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, ст. 39, N 5, ст. 558, N 7, ст. 834, N 17, ст. 1929, N 22, ст. 2562, N 27, ст. 3213, N 31, ст. 3993, ст. 4015, N 41, ст. 4845, N 44, ст. 5282, N 45, ст. 5428, N 49, ст. 6048, ст. 6079, N 50, ст. 6246, ст. 6247; 2008, N 17, ст. 1756, N 20, ст. 2253, N 29, ст. 3418, N 30, ст. 3579, ст. 3616, ст. 3617, N 42, ст. 4698, N 52, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 14, ст. 16, ст. 19, ст. 20, ст. 23, N 7, ст. 775, N 15, ст. 1778, N 26, ст. 3130, N 29, ст. 3582, ст. 3618, N 52, ст. 6428; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4163; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2038, N 30, ст. 4564, ст. 4596, N 43, ст. 5972, N 48, ст. 6730, ст. 7014, ст. 7015, ст. 7041, N 50, ст. 7335, ст. 7347; 2012, N 25, ст. 3268, N 50, ст. 6954, ст. 6963, N 53, ст. 7607, ст. 7627; 2013, N 7, ст. 609, N 19, ст. 2327, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3434, ст. 3459, ст. 3477, N 30, ст. 4078, ст. 4084, ст. 5641, N 44, ст. 5641, N 49, ст. 6346, N 51, ст. 6683, ст. 6687, ст. 6699, N 52, ст. 6981; 2014, N 11, ст. 1100, N 19, ст. 2304, ст. 2334, N 26, ст. 3377, N 30, ст. 4218, ст. 4223, ст. 4225, N 43, ст. 5799, N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 13, ст. 52, ст. 65, N 10, ст. 1412, N 14, ст. 2020, ст. 2022, N 21, ст. 2985, N 27, ст. 3945, ст. 3976, ст. 3977, ст. 4000, ст. 4001, N 29, ст. 4342, ст. 4384, ст. 4394; 2016, N 1, ст. 77, N 5, ст. 559, N 14, ст. 1909, N 22, ст. 3094, N 27, ст. 4169, ст. 4248, ст. 4266, ст. 4287) (далее - Гражданский кодекс) о том, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (статья 674 Гражданского кодекса) на срок, не превышающий 5 лет (статья 683 Гражданского кодекса). Сведения о гражданах, постоянно проживающих в жилом помещении вместе с нанимателем, указываются в договоре найма (статья 677 Гражданского кодекса). При этом в договоре найма размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон (статья 682 Гражданского кодекса).

21. При оценке документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства, рекомендуется учитывать, что в соответствии с законодательством договор найма не может быть заключен между:

21.1. супругами, поскольку доходы обоих являются их общим имуществом согласно статье 34 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1997, N 46, ст. 5243; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 11; 2006, N 23, ст. 2378, N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 21, N 30, ст. 3808; 2008, N 17, ст. 1756, N 27, ст. 3124; 2010, N 52, ст. 7001; 2011, N 19, ст. 2715; N 49, ст. 6165; 2014, N 19, ст. 2331, N 45, ст. 6143; 2015, N 17, ст. 2476, N 29, ст. 4363, ст. 4366, N 48, ст. 6724; 2016, N 1, ст. 11, ст. 77) (далее - Семейный кодекс), за исключением случаев, когда брачным договором установлено иное (статья 42 Семейного кодекса);

21.2. родителями и несовершеннолетними детьми, поскольку родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (статья 80 Семейного кодекса);

21.3. опекуном, попечителем, а также их супругами и близкими родственниками и опекаемым, поскольку они не вправе совершать сделки с подопечным (статья 37 Гражданского кодекса);

21.4. наймодателем и нанимателем, если предметом (объектом) договора социального найма, договора найма, договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или договора найма специализированного жилого помещения является доля в праве собственности на жилое помещение, часть комнаты, смежная комната или помещение вспомогательного использования в квартире или в жилом доме, поскольку такие помещения не отвечают признакам изолированного помещения и в соответствии со статьями 15, 16, 62 и 91.5 Жилищного кодекса и статьей 673 Гражданского кодекса не могут быть самостоятельными объектами жилищных прав (сдаваться в наем, поднаем или в безвозмездное пользование);

21.5. сособственниками такого жилого помещения.

22. Поскольку граждане, признанные безвестно отсутствующими, умершие или объявленные умершими снимаются с регистрационного учета по месту жительства, граждане, проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осужденные к лишению свободы, оставаясь зарегистрированными по месту жительства в жилых помещениях, и граждане, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, не могут обратиться в уполномоченные органы с заявлением о получении субсидий, в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса устанавливается особый порядок предоставления субсидий членам их семей, что предусмотрено в пункте 5 Правил.

22.1. Установленный в пункте 5 Правил особый порядок рекомендуется применять в отношении членов семей:

а) лица, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации - до дня истечения срока военной службы по призыву;

б) лица, осужденного к лишению свободы - до дня освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы;

в) лица, находящегося на принудительном лечении по решению суда - до дня окончания принудительного лечения (выписки). Сведения об окончании принудительного лечения (выписки) такого лица сообщаются заявителем при подаче заявления о предоставлении субсидии или получаются уполномоченным органом на основании межведомственных запросов;

г) лица, признанного безвестно отсутствующим, либо умершего или объявленного умершим, а также лиц, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта - до возникновения у другого лица статуса нанимателя жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члена жилищного или жилищно-строительного кооператива или собственника жилого помещения.

22.2. При решении вопроса о предоставлении субсидий членам семей лиц, указанных в пункте 5 Правил, рекомендуется исходить из факта непосредственного проживания такого лица в заявленном жилом помещении и потребления им жилищно-коммунальных услуг.

23. В случаях, предусмотренных в пунктах 11 и 22 Рекомендаций, вместо граждан, указанных в пунктах 3 и 5 Правил, рекомендуется принимать заявления о предоставлении субсидии от:

23.1. уполномоченных ими лиц на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации;

23.2. законных представителей несовершеннолетних детей или недееспособных граждан (родители, усыновители, опекуны, попечители).

24. Субсидия предоставляется по месту жительства заявителя с учетом особенностей, установленных подпунктом "а" пункта 8 Правил для заявителя, проходящего военную службу по контракту. Подтверждением места жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952, N 11, ст. 1328; 2000, N 13, ст. 1370; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 37, ст. 4701, N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2012, N 17, ст. 1986, N 22, ст. 2866; 2014, N 26, ст. 3577, N 34, ст. 4667; 2015, N 1, ст. 262, N 11, ст. 1601; 2016, N 7, ст. 982).

25. Рекомендуется учитывать, что гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

26. При расчете субсидии не рекомендуется исключать из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания.

27. Рекомендуется учитывать, что возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания Правилами не предусмотрена.

28. Если жилое помещение находится в общей долевой собственности нескольких лиц, не являющихся членами одной семьи (например, разведенные супруги), и в соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса каждый из них в зависимости от размера своей доли в праве собственности заключил с управляющей организацией отдельный договор управления многоквартирным домом и вносит раздельно плату за жилое помещение и коммунальные услуги, то субсидии рекомендуется предоставлять таким лицам при отсутствии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг по заключенным ими отдельным договорам, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Аналогичный подход рекомендуется использовать также при наличии самостоятельных обязательств таких лиц перед товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом (например, при отдельном членстве в таких организациях).

(в ред. Приказа Минстроя России N 631/пр, Минтруда России N 687 от 31.08.2023)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Рекомендуется считать должниками граждан, имеющих подтвержденную вступившим в законную силу судебным актом непогашенную задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

(п. 29 в ред. Приказа Минстроя России N 631/пр, Минтруда России N 687 от 31.08.2023)

(см. текст в предыдущей редакции)

29.1 - 29.2. утратили силу. - Приказ Минстроя России N 631/пр, Минтруда России N 687 от 31.08.2023.

(см. текст в предыдущей редакции)

30. Информацию о наличии у получателей субсидий подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, уполномоченный орган получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

(п. 30 в ред. Приказа Минстроя России N 631/пр, Минтруда России N 687 от 31.08.2023)

(см. текст в предыдущей редакции)

31. В случае наличия у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, рекомендуется уполномоченным органам разъяснить право заявителя на обращение за субсидией после погашения заявителем такой задолженности.

(п. 31 в ред. Приказа Минстроя России N 631/пр, Минтруда России N 687 от 31.08.2023)

(см. текст в предыдущей редакции)

31.1 - 31.3. утратили силу. - Приказ Минстроя России N 631/пр, Минтруда России N 687 от 31.08.2023.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Если гражданин на момент предоставления субсидии не имел задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а в период предоставления субсидии в результате проведенных перерасчетов за прошлые периоды выявилась задолженность, образованная не по вине гражданина (например, вследствие счетной ошибки или применения неверных цен и тарифов), уполномоченному органу рекомендуется при предоставлении субсидий наличие такой задолженности не учитывать.