Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Класс и физические характеристики вертодромов

2.1. Вертодромы по их физическим характеристикам подразделяются на классы - I, II и III.

2.2. Класс вертодрома определяется:

на однополосных вертодромах - классом взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП);

на многополосных вертодромах - классом ВПП, имеющей наибольшую длину.

2.3. Класс ВПП определяется длиной ВПП в соответствии с таблицей 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.4. Ширина ВПП вертодрома должна быть не менее:

15 м - для ВПП класса I;

20 м - для ВПП классов II и III.

2.5. Ширина летной полосы (далее - ЛП) вертодрома должна быть не менее:

35 м - для ВПП класса I;

50 м - для ВПП классов II и III.

За каждым концом ВПП должен располагаться участок летной полосы длиной не менее 3 м при использовании вертолетами, выполняющими полеты в визуальных метеорологических условиях, и не менее 60 м - для полетов вертолетов, выполняющих полеты в приборных метеорологических условиях.

2.6. В пределах ЛП не должно быть иных объектов, кроме тех, которые могут находиться там по своему функциональному назначению (визуальные средства), при этом данные объекты должны иметь легкую и ослабленную конструкцию.

2.7. Ширина полос обеспыливания вдоль швартовочных площадок должна быть не менее:

5 м - для ВПП класса I;

10 м - для ВПП классов II;

12 м - для ВПП классов III.

2.8. В целях определения параметров рулежных дорожек (далее - РД) для каждой РД должны быть установлены индексы вертолетов, эксплуатируемых на данных РД. Индекс вертолета устанавливается по диаметру несущего винта и составляет:

индекс 1 - для вертолета с диаметром несущего винта до 16 м;

индекс 2 - для вертолета с диаметром несущего винта от 16 до 22 м;

индекс 3 - для вертолета с диаметром несущего винта от 22 м и более.

2.9. Ширина РД должна быть не менее приведенной в таблице 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.10. С двух сторон РД с искусственным покрытием должны быть предусмотрены полосы обеспыливания. Общая ширина РД и двух полос обеспыливания должна быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 14 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

При буксировке вертолетов по РД допускается отсутствие полос обеспыливания.

2.11. Радиус закругления РД по внутренней кромке покрытия в местах примыкания к ВПП должен быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 12 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

2.12. Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями должно быть не менее приведенного в таблице 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.13. Расстояние между осевыми линиями параллельных РД должно быть не менее приведенного в таблице 4 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.14. При движении по воздуху ширина воздушной РД для вертолетов должна быть не менее двойной наибольшей ширины шасси вертолетов.

2.15. Расстояния между элементами вертодрома в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета должны быть не менее:

а) между осями:

ЛП и местами стоянки (далее - МС)

- 3 D;

РД и МС

- 1,5 D;

РД и швартовочной площадкой

- 2 D;

индивидуальных (смежных) МС

- 1,5 D;

б) между кромкой покрытия МС и неподвижными препятствиями - 1 D.

2.16. Размеры МС и швартовочных площадок должны соответствовать габаритам эксплуатирующихся вертолетов. Расстояние между концами лопастей винтов, стоящих и рулящих на собственной тяге вертолетов или вертолетов, буксируемых тягачом, должны быть в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета не менее:

при буксировке тягачом

- 0,25 D;

при рулении на тяге несущего винта

- 0,5 D;

при установке с разворотом в воздухе

- 2 D.

2.17. Искусственные покрытия и грунтовые элементы вертодрома (ВПП, РД, МС, перроны, швартовочные площадки, зоны безопасности) должны иметь несущую способность, обеспечивающую безопасный взлет, посадку, маневрирование и стоянку вертолетов расчетного типа.

Данные о несущей способности покрытий элементов вертодрома представляются максимальной допустимой массой на основную одноколесную опору (Fn[U]) и давлением в пневматиках (pa) в соответствии с таблицей 5 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.18. Показатели несущей способности грунтовых элементов должны соответствовать требуемой прочности и плотности грунта для эксплуатируемых типов воздушных судов (далее - ВС) согласно руководству по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) конкретного типа ВС.

2.19. При введении на вертодроме ограничений массы ВС, а также сроков действия значений максимальной допустимой массы на основную одноколесную опору они должны быть отражены в аэронавигационном паспорте вертодрома и документах аэронавигационной информации.

2.20. Требования к состоянию поверхности (ВПП, РД, перрон, МС) вертодромов:

2.20.1. На искусственных покрытиях ВПП не допускается наличие:

посторонних предметов или продуктов разрушения покрытия;

оголенных стержней арматуры;

уступов в швах между соседними кромками плит (трещин) высотой более 0,03 м;

наплывов мастики высотой более 0,015 м;

выбоин и раковин с наименьшим размером в плане более 0,05 мм и глубиной более 0,03 м, не залитых мастикой;

сколов кромок плит шириной более 0,03 м, не залитых мастикой;

наличие свежевыпавшего снега толщиной более 0,1 м, слякоти толщиной более 0,012 м, воды толщиной более 0,01 м.

2.20.2. На поверхности грунтовых ВПП не должно быть:

колей от колес ВС глубиной, превышающей максимально допустимую величину от расчетного ВС, указанную в РЛЭ, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом;

не спланированных участков, на которых скапливается вода после осадков или таяния снега;

отдельных неровностей в виде выбоин и впадин грунта, которые могут оказать влияние на управляемость ВС или привести к поломке шасси;

посторонних предметов, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей ВС;

уплотненного снега высотой более 0,08 м, свежевыпавшего снега высотой более 0,1 м;

прочности грунта (снега) менее 6 кгс/см2.

2.20.3. На поверхности грунтовых РД, МС, участках ЛП, примыкающих к концам ГВПП, не должно быть:

колей от колес воздушных судов глубиной, превышающей максимально допустимую величину, указанную в РЛЭ, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом;

не спланированных участков, на которых застаивается вода после выпадения осадков или при таянии снега;

снежного вала высотой более 0,5 м;

посторонних предметов, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей ВС.

2.21. Вертодром должен иметь ограждение по всему периметру.