Предпосылки создания национального сегмента

Основанием для создания национального сегмента является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор), в соответствии со статьей 23 которого установлено, что информационное взаимодействие в рамках обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза, осуществляется с использованием интегрированной системы, представляющей собой организационную совокупность территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), объединенных национальными сегментами государств - членов Союза и интеграционным сегментом Комиссии.

В соответствии с пунктом 3 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору) работы по созданию интегрированной системы проводятся на основе расширения функциональных возможностей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, реализация которой осуществлялась в 2011 - 2014 годах.

Интегрированная система предназначена для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами, создания общих для государств - членов Союза информационных ресурсов, реализации общих процессов в рамках Союза, а также для формирования единого трансграничного пространства доверия при электронной форме взаимодействия в рамках Союза.

Интегрированная система обеспечивает информационную поддержку по следующим направлениям:

таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

таможенное регулирование;

техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер;

зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

зачисление и распределение антидемпинговых и компенсационных пошлин;

статистика;

конкурентная политика;

энергетическая политика;

валютная политика;

интеллектуальная собственность;

финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);

обеспечение деятельности органов Союза;

макроэкономическая политика;

промышленная и агропромышленная политика;

обращение лекарственных средств и медицинских изделий;

иные направления, деятельность по которым осуществляется в пределах полномочий Союза (включаются в область охвата интегрированной системы по мере ее развития).

Анализ текущего состояния процессов информационного взаимодействия государственных органов, сформированных на национальном уровне, показывает, что в настоящее время в Российской Федерации сформирован существенный организационно-технологический и правовой задел для обеспечения исполнения функций уполномоченных органов по указанным направлениям.

Вместе с тем работа по проектированию и внедрению информационных систем и информационных ресурсов на национальном уровне осуществляется уполномоченными органами без общей координации. Организационно-технологическая и правовая составляющие по ряду направлений не адаптированы под требования наднациональных нормативных правовых актов и международных договоров.

Отсутствие общих архитектурных и технологических решений по реализации межгосударственного информационного взаимодействия зачастую влечет за собой функциональные пересечения, неизбежно приводящие к дублированию отдельных действий и неэффективному расходованию бюджетных средств.

Остаются нерегламентированными вопросы обеспечения необходимого уровня информационной безопасности, обеспечения юридической силы электронных документов при реализации межгосударственного информационного взаимодействия.

В ходе работ по созданию, функционированию и развитию национального сегмента на функциональном, нормативном и технологическом уровне должна быть активизирована и скоординирована работа всех уполномоченных органов по обеспечению информационного взаимодействия в рамках интегрированной системы.