V. Основные направления развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

V. Основные направления развития системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основными направлениями развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

информационно-методическое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает:

разработку, актуализацию региональных (муниципальных) программ и планов мероприятий по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом Концепции;

совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в части конкретизации требований к планируемым результатам воспитания обучающихся;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

совершенствование мониторинга системы образования и статистического учета по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие эффективной модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Современные эффективные модели системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основываются на личностно ориентированном и системном подходах. Профилактическая работа должна быть направлена прежде всего на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, развитие программ профилактики семейного неблагополучия, повышение уровня жизни.

Абзац утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р.

(см. текст в предыдущей редакции)

Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно обеспечивать создание благоприятных условий для их социального развития, раскрытие и усиление их положительных личностных ресурсов до возникновения реальной угрозы совершения ими правонарушений.

Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних предполагает усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи, развитие единой образовательной (воспитывающей) среды, а также меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Усиление роли института семьи, повышение эффективности государственной поддержки семьи предполагает:

разработку основных направлений информационной политики в сфере распространения семейных ценностей и реализацию мероприятий по повышению ценности семейного образа жизни, сохранению духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

повышение эффективности и доступности социальных служб, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической помощи детям из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, дезадаптированным детям, в том числе путем развития сети кабинетов бесплатной правовой помощи для детей и подростков, их семей на базе образовательных организаций высшего образования, осуществляющих обучение по специальности и (или) направлению подготовки высшего образования "юриспруденция".

Развитие единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает:

совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся;

разработку и реализацию программ поддержки молодежных и подростковых общественных организаций, волонтерского движения, программ по трудоустройству несовершеннолетних, развитию условий для занятия физической культурой и спортом, пропаганде здорового образа жизни, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;

реализацию региональных комплексов мер по организации социально значимой деятельности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом;

совершенствование деятельности образовательных организаций по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;

обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях.

Меры по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних предполагают:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

реализацию комплекса мер по раннему выявлению и профилактике девиантного поведения несовершеннолетних (алкоголизм, табакокурение, потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ, токсикомания, сниффинг, суицидальное поведение, интернет-зависимость, агрессивное и опасное для жизни и здоровья поведение);

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), способствующих формированию ответственного отношения к своему здоровью, снижению факторов риска зависимого поведения;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание условий для формирования здорового образа жизни (занятия спортом, туризмом), включение несовершеннолетних в досуговую, развивающую деятельность;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

организацию правового просвещения;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

проведение комплекса мероприятий по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, навыков в реализации прав и свобод;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

вовлечение несовершеннолетних в добровольческую деятельность, социальные и экологические проекты;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

проведение профилактики правонарушений несовершеннолетних в период каникул с привлечением организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей;

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

развитие системы профессиональной ориентации несовершеннолетних, разработку и внедрение эффективных механизмов временного трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет.

(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 18.03.2021 N 656-р)

Непосредственное предупреждение правонарушений и предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетних предполагает организацию работы с несовершеннолетними, уже нарушившими предписания закона, оказание помощи несовершеннолетним в позитивном изменении социальной микросреды, в которой они находятся, и их самих.

Непосредственное предупреждение правонарушений и предупреждение повторных правонарушений несовершеннолетних включает в себя:

совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

реализацию комплексных социально-психологических программ, направленных на реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей, а также работу по внедрению новых технологий и методов по профилактике правонарушений, в том числе повторных, среди несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

формирование и развитие механизмов восстановительного правосудия, социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения (ограничения) свободы;

организацию деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания;

обеспечение права на образование осужденного несовершеннолетнего, в том числе путем реализации программ профессионального обучения, образовательных программ среднего профессионального образования, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда.

Следует обращать внимание на повышение доступности услуг для семей с детьми за счет развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций.

Важно обеспечить своевременное оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе разработку эффективных моделей деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

Требуется совершенствование системы межведомственного взаимодействия между образовательными организациями, медицинскими организациями и иными субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Необходимы преобразования в сферах массовой информации, рекламной и издательской деятельности, формирование информационного пространства, обеспечивающего развитие нравственных ценностей, законопослушного поведения.

При разработке программ и планов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо учитывать социально-экономические, нравственно-этические и этнические особенности условий, обычаев и традиций в субъектах Российской Федерации.

Совершенствование деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает организацию региональных ресурсных центров, обеспечивающих обобщение и тиражирование эффективного опыта, современных технологий профилактической работы, повышение профессионального уровня специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе на базе специальных учреждений.

Необходимо совершенствовать деятельность центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психолого-медико-педагогических комиссий, специальных учреждений, в том числе в части развития и внедрения современных реабилитационных технологий.

Важно совершенствовать деятельность специальных учреждений, осуществлять меры по их развитию.

Информационно-методическое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает:

анализ и распространение лучшей практики, технологий и методов профилактики, используемых в сфере правонарушений несовершеннолетних, включая анализ и обобщение опыта формирования единого межведомственного учета несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, посредством создания регионального банка данных;

просвещение родителей (законных представителей) по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устранения факторов, им способствующих;

разработку и использование методов воздействия на несовершеннолетних, не связанных с применением наказания, на основе проведения научных исследований в области психологии девиантного поведения несовершеннолетних.

Развитие кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предполагает:

организацию мероприятий по повышению профессионального уровня, приобретению новых компетенций руководителями и специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

распространение эффективного опыта профессионального образования и дополнительного профессионального образования специалистов, работающих в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

развитие деятельности педагогических сообществ (методические объединения, сетевые сообщества, ассоциации, лаборатории и др.) по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.