Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон) и соответствующих технических регламентов, за исключением технических регламентов Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".

(в ред. Приказа Росстандарта от 06.09.2018 N 1859)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Статья 37 Федерального закона устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации.

1.3. В соответствии со статьей 38 Федерального закона, в течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации.

При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.

1.4. Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий.

В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами.

1.5. Согласно статье 39 Федерального закона орган государственного контроля (надзора) вправе требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, а также:

запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;

направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;

при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов;

запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

1.6. Часть 2 статьи 39 Федерального закона устанавливает, что орган государственного контроля (надзора) оказывает содействие в реализации программы мероприятий и осуществляет контроль за ее выполнением.

Орган государственного контроля (надзора):

способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;

запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;

принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

1.7. Часть 3 статьи 39 Федерального закона устанавливает, что в случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции, либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе:

выдать предписание о приостановке реализации этой продукции;

информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.

1.8. Для целей настоящих методических рекомендаций используются понятия, установленные нормативными положениями как международного, так и наднационального законодательства, в том числе:

изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей");

представитель изготовителя - юридическое лицо, импортирующее продукцию на территорию Российской Федерации (являющегося заявителем при сертификации) (Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств").

Кроме того, применяются термины, которые означают следующее:

дефект - несоответствие, связанное с предназначенным или установленным использованием (пункт 3.6.10 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь");

неисправность - состояние изделия, характеризующееся неспособностью выполнить требуемую функцию, исключая такую неспособность во время профилактического технического обслуживания или других запланированных действий или из-за нехватки внешних ресурсов (пункт 69 ГОСТ Р53480-2009 "Надежность в технике. Термины и определения");

несоответствие - невыполнение требования (пункт 3.6.9 ГОСТ Р ИСО 9000-2015 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь");

отзыв (продукции) - корректирующие действие, предпринятое после производства, с целью защиты здоровья и безопасности потребителей в связи с использованием какой-либо продукции (пункт 2.12 ГОСТ Р ИСО 10393-2014 "Отзыв потребительских товаров. Руководство для поставщиков");

продукция - результат деятельности или процессов (пункт 3.1 ГОСТ Р ИСО 9000-2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь).

1.9. Целью методических рекомендаций является упорядочивание процедур по реализации указанных в Федеральном законе положений и доведение до заинтересованных сторон предложений рекомендательного характера для добровольного многократного использования следующими организациями:

Росстандартом;

изготовителями (представителями изготовителей) различной продукции;

органами по сертификации, осуществляющими оценку соответствия различной продукции;

1.10. В настоящем документе изложены рекомендации:

по определению случаев, в которых изготовителям (представителям изготовителей) следует уведомлять Росстандарт или его территориальный орган (межрегиональное территориальное управление);

по разработке и оформлению уведомления о получении информации о возможном несоответствии различной продукции требованиям технических регламентов;

по разработке, оформлению и реализации программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции (далее также - программа мероприятий);

о дальнейших действиях.