См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 год.

Аквакультура (рыбоводство)

В соответствии с пунктом 9 плана мониторинга Минсельхозом России, Росрыболовством, Минприроды России, ФАС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 148-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 2 федеральных закона, а также 16 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией Федерального закона N 148-ФЗ (приложение N 6).

Вместе с тем при изучении материалов правоприменения по показателю наличия нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена актами большей юридической силы (подпункт "б" пункта 8 методики), установлено, что до настоящего времени не реализовано 4 положения Федерального закона N 148-ФЗ (приложения N 9 и 10).

При проведении анализа правоприменительной практики по показателю неполноты в правовом регулировании общественных отношений (подпункт "ж" пункта 8 методики) в сфере действия Федерального закона N 148-ФЗ выявлена необходимость корректировки его положений.

Так, положениями статьи 10 Федерального закона N 148-ФЗ не был предусмотрен механизм продления срока пользования рыбоводным участком для пользователей, добросовестно выполняющих свои обязательства, вложивших финансовые средства в процесс аквакультуры и формирование рыбоводной инфраструктуры. В целях создания условий для долгосрочного планирования деятельности рыбоводных хозяйств, а также для стимулирования рыбоводных хозяйств, в полном объеме выполняющих договорные обязательства, указанный вопрос урегулирован в Федеральном законе от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов".

При изучении правоприменительной практики установлено, что до настоящего времени не урегулированы отношения, связанные с размещением объектов, зданий, строений и сооружений, которые необходимы при осуществлении товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) на землях лесного фонда. Указанный вопрос предполагается урегулировать в рамках разработанного Минприроды России в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 4 апреля 2015 г. N ДМ-П16-ЗЗпр проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросу использования лесов при осуществлении рыболовства и аквакультуры (рыбоводства)" (пункт 11 приложения N 11).

В результате мониторинга правоприменения установлено, что Федеральный закон N 148-ФЗ не учитывает вклад хозяйствующих субъектов, осуществляющих искусственное воспроизводство анадромных видов рыб за счет собственных средств, в сохранение и развитие аквакультуры (рыбоводства). В целях создания условий для долгосрочного планирования мероприятий по аквакультуре (рыбоводству) предлагается дополнить статью 21 Федерального закона N 148-ФЗ положениями, устанавливающими возможность предоставления рыбоводным хозяйствам в пользование без проведения торгов рыбоводного участка, в который осуществляется выпуск мальков анадромных видов рыб. В настоящее время проект соответствующего федерального закона разрабатывается Минсельхозом России (пункт 12 приложения N 11).

По результатам изучения судебной практики применения положений Федерального закона N 148-ФЗ выявлена коллизия норм права (подпункт "з" пункта 8 методики) в части осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в искусственных водоемах, образованных водоподпорными гидротехническими сооружениями.

В пункте 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться в том числе для целей аквакультуры (рыбоводства). Таким образом, осуществление аквакультуры (рыбоводства) на прудах, обводненных карьерах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляется на основании имущественных прав на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Вместе с тем в силу положений частей 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации в собственности муниципальных образований, юридических и физических лиц могут находиться только такие пруды и покрытые ими земли, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами или находятся за пределами водотоков. Указанная позиция подтверждается судебной практикой.

Таким образом, в случае если пруд расположен на водотоке (ручье, реке, канале) и включает в себя в качестве составной части водоток и покрытые им земли, такой водный объект в силу положений Водного кодекса Российской Федерации может находиться только в федеральной собственности.

Необходимо отметить, что особенностью осуществления аквакультуры (рыбоводства) на искусственных объектах, образованных водоподпорными сооружениями, является сезонный характер наполняемости их водой. На ложе таких водных объектов после спуска воды может осуществляться иная сельскохозяйственная деятельность, в том числе связанная с необходимостью проведения ветеринарно-санитарных и агротехнические мероприятий. Вместе с этим для осуществления такой деятельности требуется перевод земель из одной категории в другую и переоформление договорных отношений, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности, существенно замедляет развитие аквакультуры (рыбоводства) и создает неоправданные административные барьеры.

Во исполнение абзаца пятого подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам форума Общероссийского народного фронта "Форум действий. Регионы" от 22 июня 2016 г. N Пр-1191 Правительством Российской Федерации организована работа Минсельхоза России с участием Минприроды России по подготовке предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на регулирование использования водных объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

При осуществлении мониторинга правоприменения Правил определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. N 1183, по итогам обобщения обращений, поступающих от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установлено, что наличие в пункте 10 указанных Правил требования по определению границ рыбоводного участка площадью более 300 га на основании решения Минсельхоза России препятствует оперативному предоставлению в пользование рыбоводных участков в связи с наличием в субъектах Российской Федерации значительного количества водных объектов площадью более 300 га.

В связи с этим Минсельхозом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. N 1183" (пункт 6 приложения N 12).

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.