5.6 Культурные факторы более общего характера

111. Особенности национальной культуры могут оказывать непосредственное влияние на установки и действия всех заинтересованных сторон, вовлеченных в процесс подготовки финансовой отчетности, а также могут опосредованно затрагивать характер и объем требований к ведению бухгалтерского учета и применимых законов и нормативных актов.

112. В число культурных факторов входят:

a. отношение к власти: разные общества характеризуются разным уровнем неравенства (так называемая "дистанцированность от власти"), и это может влиять на то, как более молодые люди взаимодействуют с людьми более старшего возраста и наоборот;

b. неприятие неопределенности: люди по-разному относятся к неопределенности, и это может влиять на их стремление все структурировать и на их реакцию на неструктурированные ситуации;

c. коллективное поведение: та мера, в какой общество ожидает от отдельных людей коллективных или самостоятельных действий;

d. прозрачность: надлежащее, по мнению общества, соотношение между прозрачностью и конфиденциальностью.

113. Подобные культурные особенности, вероятно, будут влиять на объективность и профессиональный скептицизм, а также на то, как отдельные лица работают вместе, формируют суждения и взаимодействуют друг с другом.

114. Различия в обычаях делового оборота и культурных факторах могут создавать практические сложности как для международных организаций, так и для их аудиторов. Руководство группы может принять решение о выработке специальных мер для смягчения последствий таких сложностей за счет внедрения и обеспечения функционирования эффективных средств контроля за финансовой отчетностью на уровне группы. Подобные меры могут включать:

- согласованную политику и процедуры во всех странах, где работает группа;

- программы, действующие на уровне группы, например кодексы поведения и программы по предупреждению недобросовестных действий;

- оценку внутренними аудиторами точности и полноты финансовой информации, полученной от компонентов;

- централизованный контроль за деятельностью и финансовыми результатами компонентов;

- регулярные визиты руководства группы с целью налаживания взаимодействия;

- направление персонала в командировки.

Понимание различий в обычаях делового оборота и культурных факторов более общего характера помогает аудитору группы планировать и проводить аудит группы в разных юрисдикциях.