1.7.2 Надлежащее использование аудиторской группой информационных технологий

85. Более активное использование и усложнение компьютерных информационных систем дают аудиторам возможность более эффективно и результативно собирать аудиторские доказательства, например, благодаря использованию автоматизированных способов аудита, включая контрольные считывания файлов и использование результатов тестирования. Преимущество этих способов заключается в более широком охвате операций и средств контроля. Однако иногда использование таких способов требует привлечения специалистов, а это может отнимать много времени, особенно в первые годы применения таких способов.

86. Используемые аудиторскими организациями информационные платформы влияют на способы проведения аудита и отражения выполненной аудиторами работы в записях. Все активнее разрабатывается аудиторское программное обеспечение, помогающее аудиторским группам применять разработанную аудиторской организацией методологию. Несмотря на повышение эффективности и оптимизацию процессов контроля качества, с использованием такого программного обеспечения связаны следующие риски для качества аудита:

- чрезмерное внимание уделяется неукоснительному использованию аудиторского программного обеспечения вместо поощрения учета уникальных характеристик аудируемой организации;

- новые сотрудники тратят слишком много времени на обучение работе с аудиторским программным обеспечением, вместо того чтобы изучать принципы проведения аудита.

87. Хотя удаленная проверка аудиторской работы партнерами и опытными сотрудниками может привести к сокращению благоприятных возможностей для наставничества и обучения в процессе работы, у нее есть и потенциальные преимущества:

- более эффективная проверка аудиторской работы, когда члены аудиторской группы работают на нескольких объектах или в разных часовых поясах;

- более эффективный способ проведения дополнительных проверок аудиторской работы после выполнения первоначальных проверок.

88. Кроме того, информационные технологии оказывают влияние на способы взаимодействия аудиторов внутри аудиторской группы, а также с руководством организации клиента и лицами, отвечающими за корпоративное управление. Так, все активнее используется электронная почта и другие инструменты автоматизации профессиональных услуг. Хотя электронная почта в целом увеличивает возможности для взаимодействия, особенно в международном масштабе, использование этого инструмента может иметь ограничения. В частности, в ходе обмена информацией по электронной почте может быть меньше возможностей для получения полезных аудиторских доказательств, чем в ходе более продуктивного взаимодействия в форме открытых обсуждений с руководством. В зависимости от ситуации, при использовании электронной почты руководству может быть легче предоставлять неточные или неполные ответы на вопросы аудитора или вести себя менее откровенно, если у него есть для этого мотивы.