1.4.1 Наличие у партнера и сотрудников необходимых профессиональных качеств

42. Нельзя ожидать одинакового уровня знаний и опыта от всех членов аудиторской группы, но руководитель аудита обязан обеспечить, чтобы группа в целом обладала необходимыми знаниями и навыками, а для выполнения задач конкретного задания при необходимости привлекались сторонние специалисты или эксперты. Так, может понадобиться экспертная оценка по следующим вопросам:

- оценка сложных финансовых инструментов, земельных участков и зданий, нематериальных активов, приобретенных активов и принятых обязательств по результатам сделок по объединению бизнеса, а также активов, которые могли обесцениться;

- актуарный расчет обязательств, связанных с договорами страхования или планами выплаты вознаграждений работникам;

- оценка запасов нефти и газа;

- оценка обязательств по осуществлению природоохранных мероприятий и затрат на ликвидацию загрязнений;

- интерпретация договоров, законов и нормативных актов;

- анализ сложных или нетипичных вопросов соблюдения налогового законодательства;

- информационные системы организации, особенно если организация считается зависящей от использования информационных технологий.

43. Экспертную оценку можно получить внутри аудиторской организации либо обратиться к сторонним источникам. В случае привлечения специалистов или экспертов важно обеспечить, как и в случае с другими членами аудиторской группы, надлежащее руководство их работой, контроль и проверку ее результатов.

44. Надлежащее развитие профессиональных знаний и навыков начинается с первоначальной профессиональной подготовки будущего профессионального бухгалтера. <1> Затем, чтобы получить специализацию, позволяющую выполнять обязанности аудитора, профессиональный бухгалтер продолжает свое профессиональное развитие и приобретает дополнительный опыт работы в области аудита. Чтобы всегда соответствовать ожиданиям клиентов и общества, аудиторы должны стремиться к постоянному развитию профессиональной компетентности и обучению на протяжении всей жизни. <2>

--------------------------------

<1> Сферы компетентности и результаты обучения для начинающего профессионального бухгалтера приводятся в Международных образовательных стандартах IES 2 "Первоначальное профессиональное развитие - техническая компетентность", IES 3 "Первоначальное профессиональное развитие - профессиональные навыки" и IES 4 "Первоначальное профессиональное развитие - профессиональные ценности, этические нормы и подходы", а сферы компетентности и результаты обучения для руководителя проекта приводятся в IES 8 "Профессиональное развитие для руководителей проектов, отвечающих за аудит финансовой отчетности.

<2> В настоящее время Совет по международным образовательным стандартам в области финансового учета и отчетности ведет работу по пересмотру стандарта IES 8. В пересмотренном стандарте, вероятно, будет учтена потребность аудитора в постоянном повышении компетентности за счет определения результатов обучения и установления требования непрерывного профессионального развития в тех сферах, которые необходимы для руководителей проектов, отвечающих за аудит финансовой отчетности.