3.1.1 Аудиторское заключение для пользователей проаудированной финансовой отчетности

20. Главным результатом аудита является аудиторское мнение, цель которого дать пользователям уверенность в том, что проаудированная финансовая отчетность является надежной. Для большинства пользователей отсутствие модифицированного аудиторского мнения является важным сигналом относительно надежности финансовой информации. Значимость этого сигнала может зависеть от ряда факторов, в том числе от репутации аудиторской организации <1>, проводившей аудит, а также от оценки эффективности примененного процесса аудита.

--------------------------------

<1> Репутация аудиторской организации специально не рассматривается в рамках настоящей Концепции, поскольку не является элементом качества аудита, а, скорее, представляет собой результат регулярного выполнения аудита на высоком уровне. Существует ряд факторов, влияющих на репутацию аудиторской организации, включая ее размер, маркетинговую деятельность и степень, в которой на нее могут оказать негативное влияние судебные разбирательства или действия регулирующих органов.

21. Аудиторское заключение дает аудитору возможность предоставить пользователям дополнительную информацию о проделанной работе и вопросах, привлекших его внимание, а значит, и о качестве выполненного аудита. Однако не всегда аудиторы пользуются этой возможностью, и на протяжении уже многих лет происходит стандартизация заключений. В обычной ситуации, если только аудитор не выражает модифицированного мнения, информация о проделанной работе и полученных результатах им не предоставляется.

22. Помимо предоставления дополнительной информации в аудиторском заключении, полезность заключения может быть увеличена также за счет предоставления дополнительных подтверждений по различным вопросам в соответствии с требованиями законов или нормативных актов. В некоторых случаях такие подтверждения могут быть предоставлены и без увеличения объема аудита (например, подтверждение, что руководство организации обеспечило аудитора всей необходимой информацией и предоставило все требуемые разъяснения), тогда как в других может потребоваться увеличение объема проводимого аудита (например, если необходимо подтверждение эффективности системы внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности).

23. Больше информации об аудите, как правило, предоставляют аудиторы организаций государственного сектора либо в своем главном заключении, либо в дополнительном отчете, открытом для общего доступа. Кроме того, аудиторы организаций государственного сектора иногда выполняют свою работу в ситуации, когда у граждан имеется доступ к официальным документам. Подобная информационная свобода может приводить к раскрытию аудитором организаций государственного сектора более детальной информации о проводимом аудите, например информации относительно бизнес-рисков организации или системы внутреннего контроля.