I. Оценка текущего состояния государственной национальной политики Российской Федерации

I. Оценка текущего состояния государственной национальной

политики Российской Федерации

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживают представители свыше 190 национальностей.

В Российской Федерации используется более 270 языков и диалектов.

Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством.

Многовековое межкультурное и межэтническое взаимодействие на исторической территории Российского государства сформировало уникальное культурное многообразие и духовную общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям.

Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.

Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений.

Вместе с тем попытки переноса внешних конфликтов на территорию Российской Федерации, размывание традиционных ценностей, искажение мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, а также инспирирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов ведут к формированию новых вызовов и возникновению новых угроз национальной безопасности Российской Федерации.

В этой связи основными проблемами в сфере государственной национальной политики являются:

распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в Российской Федерации экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной региональных конфликтов в зарубежных странах;

гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;

незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов;

частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации;

непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации;

отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.

Реализуемые в рамках Программы мероприятия оказывают непосредственное позитивное влияние на обеспечение межнационального мира и согласия в Российской Федерации.

Если по итогам 2018 года доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации составляла 78,4 процента, то по результатам 2020 года значение указанной доли достигло 81,1 процента.

Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан увеличилась с 93 процентов до 94 процентов.

Вместе с тем нестабильная эпидемиологическая ситуация, связанная с возникновением и распространением в 2020 году новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также ограничения, связанные с предупреждением ее распространения, негативным образом сказались на уровне общероссийской гражданской идентичности, который по сравнению с 2018 годом снизился до 79 процентов.

Именно поэтому особая роль отводится комплексной реализации мероприятий Программы, направленных:

на повышение уровня общероссийской гражданской идентичности;

на повышение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации;

на снижение количества межэтнических и межрелигиозных противоречий;

на повышение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан;

на повышение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, в общей численности граждан Российской Федерации.

Программой также предусматривается реализация мероприятий в сфере государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, направленных на возрождение российского казачества.