I. Общие положения

1.1. Настоящий документ устанавливает требования к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в единой государственной автоматизированной системе мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистемах (далее - ЕГАСМРО), а также к обмену такой информацией (далее - Требования).

1.2. Сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации о радиационной обстановке, содержащейся в ЕГАСМРО, осуществляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом"), осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимающими участие в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 2021, N 18, ст. 3066) (далее - участники ЕГАСМРО).

(в ред. Приказа Минприроды России от 28.12.2021 N 1019)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Процедуры сбора, обработки, хранения, обмена, предоставления и распространения информации о радиационной обстановке в рамках ЕГАСМРО определяются с учетом необходимости решения следующих задач:

- получение и постоянный анализ результатов наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации (в том числе в атмосферном воздухе, поверхностных водах, почве);

- оперативное выявление фактов ухудшения радиационной обстановки;

- выявление тенденций изменения радиационной обстановки;

- идентификация источников ухудшения радиационной обстановки с установлением его характера;

- оперативные анализ и прогноз радиационной обстановки на территории Российской Федерации в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации радиационного характера, включая оценку возможности трансграничного переноса загрязненных воздушных и (или) водных масс и фактических последствий такого переноса;

- выработка рекомендаций по снижению опасных воздействий радиоактивного загрязнения на территории Российской Федерации и преодолению последствий ядерных и радиационных аварий;

- подготовка и незамедлительное предоставление информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

- информационная поддержка при выполнении международных обязательств Российской Федерации по предоставлению информации о радиационной обстановке и (или) обмену информацией о радиационной обстановке.

1.4. Координацию деятельности по функционированию ЕГАСМРО, в том числе по сбору, обработке, хранению, обмену, предоставлению и распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в ЕГАСМРО, осуществляет Росгидромет.

(в ред. Приказа Минприроды России от 28.12.2021 N 1019)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. Информационное взаимодействие участников ЕГАСМРО осуществляется путем организации обмена данными между информационно-аналитическими центрами (далее - ИАЦ) участников ЕГАСМРО (далее - участники информационного взаимодействия).

1.5.1. Порядок организации функционирования ИАЦ ЕГАСМРО определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.

1.6. Участники информационного взаимодействия представлены главным информационно-аналитическим центром (далее - ГИАЦ) ЕГАСМРО, региональными информационно-аналитическими центрами (далее - РИАЦ) ЕГАСМРО, территориальными информационно-аналитическими центрами субъектов Российской Федерации, участвующими в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территориях субъектов Российской Федерации (далее - ТИАЦ) ЕГАСМРО, и информационно-аналитическими центрами ведомственных подсистем мониторинга радиационной обстановки федеральных органов исполнительной власти и Госкорпорации "Росатом" (далее - ВИАЦ) ЕГАСМРО.

(в ред. Приказа Минприроды России от 28.12.2021 N 1019)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.6.1. ГИАЦ ЕГАСМРО действует на базе Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-производственное объединение "Тайфун" (ФГБУ "НПО "Тайфун") Росгидромета, являющегося оператором ГИАЦ ЕГАСМРО.

ГИАЦ ЕГАСМРО обеспечивает выполнение следующих функций в рамках ЕГАСМРО:

- сбор, обработку, хранение, обмен, предоставление и распространение данных и информации о радиационной обстановке на всей территории Российской Федерации;

- взаимодействие с РИАЦ ЕГАСМРО, ТИАЦ ЕГАСМРО и ВИАЦ ЕГАСМРО;

(в ред. Приказа Минприроды России от 28.12.2021 N 1019)

(см. текст в предыдущей редакции)

- взаимодействие с Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее - НЦУКС) для незамедлительного предоставления оперативной фактической и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границах зон чрезвычайных ситуаций;

- незамедлительное предоставление органу, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке, свидетельствующей о ее изменении в связи с влиянием объектов использования атомной энергии;

- предоставление информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- предоставление органам государственной власти, в том числе при взаимодействии в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации, происходящих и прогнозируемых ее изменениях;

- выполнение международных обязательств Российской Федерации по предоставлению и (или) обмену данными о радиационной обстановке.

1.6.2. РИАЦ ЕГАСМРО создаются на базе территориальных органов и подведомственных организаций Росгидромета.

РИАЦ ЕГАСМРО обеспечивают выполнение следующих функций:

- сбор, обработку, хранение, обмен, предоставление и распространение данных и информации о радиационной обстановке на территории субъектов Российской Федерации;

(в ред. Приказа Минприроды России от 28.12.2021 N 1019)

(см. текст в предыдущей редакции)

- взаимодействие с ГИАЦ ЕГАСМРО, ТИАЦ ЕГАСМРО и ВИАЦ ЕГАСМРО;

(в ред. Приказа Минприроды России от 28.12.2021 N 1019)

(см. текст в предыдущей редакции)

- взаимодействие с региональными центрами управления в кризисных ситуациях МЧС России (далее - ЦУКС) межрегионального и регионального уровня для незамедлительного предоставления оперативной фактической и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границах зон чрезвычайных ситуаций.

1.6.3. ВИАЦ ЕГАСМРО организуются федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией "Росатом", осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, и функционируют в составе ведомственных подсистем ЕГАСМРО.

ВИАЦ ЕГАСМРО в отношении данных, полученных локальными системами наблюдений в районах размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация "Росатом" осуществляют государственное управление использованием атомной энергии, обеспечивают выполнение следующих функций:

- сбор, обработку, хранение, обмен, предоставление и распространение данных и информации о радиационной обстановке в районах наблюдения ведомственных подсистем ЕГАСМРО;

- взаимодействие с ГИАЦ ЕГАСМРО, РИАЦ ЕГАСМРО, ТИАЦ ЕГАСМРО и МЧС России в целях предоставления и обмена оперативной, фактической и прогностической информацией о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границе зон чрезвычайных ситуаций;

(в ред. Приказа Минприроды России от 28.12.2021 N 1019)

(см. текст в предыдущей редакции)

- предоставление органу, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке, свидетельствующей о ее изменении в связи с влиянием объектов использования атомной энергии;

- предоставление информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- предоставление органам государственной власти, в том числе при взаимодействии в рамках РСЧС, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

- иные функции, обусловленные спецификой ведомственной принадлежности ВИАЦ.

1.6.4. ТИАЦ ЕГАСМРО организуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимающими участие в осуществлении государственного мониторинга радиационной обстановки на территориях субъектов Российской Федерации.

ТИАЦ ЕГАСМРО обеспечивают выполнение следующих функций:

- сбор, обработку, хранение, предоставление и распространение данных и информации о радиационной обстановке на территориях субъектов Российской Федерации, полученных территориальными системами наблюдений за состоянием окружающей среды, а также обмен такими данными и информацией;

- взаимодействие с ГИАЦ ЕГАСМРО, РИАЦ ЕГАСМРО, ВИАЦ ЕГАСМРО, МЧС России в целях предоставления оперативной, фактической и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границе зон чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации и обмена такой информацией;

- предоставление федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке на территории субъекта Российской Федерации, свидетельствующей о ее изменении в связи с влиянием объектов использования атомной энергии;

- предоставление информации о радиационной обстановке на территории субъекта Российской Федерации органам и учреждениям, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2020, N 29, ст. 4504);

- предоставление органам государственной власти, в том числе при взаимодействии в рамках РСЧС, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке на территории субъекта Российской Федерации.

(пп. 1.6.4 введен Приказом Минприроды России от 28.12.2021 N 1019)

1.7. В зависимости от текущего и прогнозируемого состояния радиационной обстановки на территории Российской Федерации устанавливаются три основных режима информационного взаимодействия в рамках ЕГАСМРО, которые отличаются частотой обмена информацией о радиационной обстановке и составом передаваемых данных и информации:

- режим повседневной деятельности (режим ПД) - при нормальной радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

- режим повышенной готовности (режим ПГ) - при ухудшении (в том числе прогнозируемом) радиационной обстановки на территории Российской Федерации, при получении информации о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной ядерной или радиационной аварией или инцидентом, в том числе, в результате внешнего трансграничного воздействия;

- режим чрезвычайной ситуации (режим ЧС) - при возникновении и на период ликвидации чрезвычайной ситуации, обусловленной ядерной или радиационной аварией или инцидентом на территории Российской Федерации или за ее пределами при внешнем трансграничном воздействии.