См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год.

Внутренний контроль качества проведения аудита

Согласно МСКК 1 <1> аудиторская организация должна создать и поддерживать систему контроля качества, которая включает политику и процедуры, по каждому из следующих элементов.

--------------------------------

<1> Аналогичные требования предусмотрены ФПСАД 7.

1. Ответственность руководства за качество в самой аудиторской организации:

а) нацеленность на создание благоприятных условий для развития такой корпоративной культуры, в рамках которой при выполнении заданий важнейшим является качество;

б) необходимость принятия на себя руководителем аудиторской организации ответственности за систему контроля качества в этой аудиторской организации;

в) нацеленность на то, что лица, на которых возложена ответственность за оперативное управление системой контроля качества аудиторской организации, обладали достаточным и надлежащим опытом и способностями, а также необходимыми полномочиями для выполнения этих обязанностей.

2. Соответствующие этические требования:

а) обеспечение разумной уверенности аудиторской организации в том, что она, ее сотрудники, и иные лица, на которых распространяются требования независимости, сохраняют независимость, когда это требуется соответствующими этическими требованиями;

б) обеспечение разумной уверенности аудиторской организации в том, что она уведомлена о нарушениях требований независимости, а также предоставление ей возможности принимать надлежащие меры для разрешения таких ситуаций.

3. Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение конкретных заданий:

а) обеспечение разумной уверенности аудиторской организации в том, что она примет решение о продолжении отношений и выполнения задания только тогда, когда она компетентна в проведении конкретного задания и обладает соответствующими возможностями, в состоянии выполнить соответствующие этические требования и провела анализ честности конкретного клиента и не обладает информацией, позволяющей сделать вывод о том, что он недостаточно честен;

б) рассмотрение обстоятельств, когда аудиторская организация получает информацию, которая, будь она доступна ранее, привела бы к отказу от данного задания.

4. Кадровые ресурсы:

а) обеспечение разумной уверенности аудиторской организации в том, что она располагает персоналом достаточной численности, имеющим соответствующую компетентность и обладающим квалификацией и приверженностью принципам этики;

б) возложение ответственности за каждое задание на руководителя задания;

в) назначение надлежащего персонала с необходимой компетентностью и способностями.

5. Выполнение задания:

а) обеспечение разумной уверенности аудиторской организации в том, что задания выполняются в соответствии со стандартами аудиторской деятельности и применимыми законодательными и нормативными требованиями и что аудиторская организация или руководитель аудиторского задания выпускают заключения, соответствующие конкретным обстоятельствам;

б) обеспечение объективной оценки значимых суждений, выработанных аудиторской группой при выполнении задания и выводов, к которым пришла группа при формулировании заключения;

в) установление требований, в соответствии с которыми заключение по результатам задания не может датироваться более ранним днем, чем день завершения проверки качества выполнения этого задания; и др.

6. Мониторинг:

а) обеспечение разумной уверенности аудиторской организации в том, что ее политика и процедуры, относящиеся к системе контроля качества, актуальны, достаточны и функционируют эффективно;

б) обеспечение разумной уверенности аудиторской организации в том, что она надлежащим образом рассматривает жалобы и заявления о том, что выполненная аудиторской организацией работа не соответствует стандартам аудиторской деятельности и применимым правовым и нормативным требованиям и заявления о несоблюдении требований системы контроля качества аудиторской организации.