Письмом ФНС России от 28.12.2016 N ГД-4-14/25209@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2016).

3. По вопросу оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

3. По вопросу оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.1. Установив, что предусмотренный действующим законодательством порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя заявителем не соблюден, суды сделали вывод об отсутствии бездействия со стороны Инспекции и Управления, а также о недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя.

По делу N А05-14609/15 Индивидуальный предприниматель С.О.А. обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением оспаривании Инспекция и Управления Управление) во включении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) записи о прекращении деятельности заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, обязании внести в ЕГРИП сведения о прекращении такой деятельности с 12.05.2009.

Решением от 26.02.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе С.О.А. просила отменить указанные судебные акты и удовлетворить ее заявление.

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, С.О.А. 12.05.2009 обратилась в Инспекцию с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р26001.

Решением от 18.05.2009 С.О.А. отказано в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, а именно документа, подтверждающего направление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

С.О.А. обратилась в Инспекцию с заявлением от 20.07.2015 с просьбой незамедлительно внести в ЕГРИП сведения о прекращении ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и передать сведения в органы Пенсионного фонда.

На указанное обращение Инспекцией направлен ответ от 03.08.2015 (исх. N 2.5-11/12584) со ссылкой на ранее принятое решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

На обращение С.О.А. в адрес Управления ей направлено письмо от 03.11.2015 (исх. N 03-33/12588@) об отсутствии оснований для регистрационных действий до поступления от нее документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ.

Полагая бездействие Инспекции и Управления неправомерным, С.О.А. обратилась в суд с настоящим заявлением.

Суды двух инстанций не нашли оснований для удовлетворения заявленных требований.

Довод заявителя о том, что в 2009 году в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для государственной регистрацией при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, отклонен судами как противоречащий обстоятельствам дела.

Суды признали несостоятельным довод заявителя о возможности регистрирующего органа самостоятельно истребовать в Пенсионном фонде необходимые сведения.

При этом суды приняли во внимание, что изменение порядка государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в части, касающейся представления документа, подтверждающего направление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда, произошло в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", вступившим в силу с 01.01.2011, действие которого не распространяется на ранее принятые регистрирующим органом решения, в том числе на решение от 18.05.2009.

Установив, что предусмотренный действующим законодательством порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя заявителем не соблюден, суды двух инстанций сделали вывод об отсутствии бездействия со стороны Инспекции и Управления, а также о недоказанности нарушения прав и законных интересов С.О.А.

Довод подателя жалобы от оспаривании решения регистрирующего органа от 18.05.2009 подлежит отклонению, поскольку соответствующее требование не заявлялось и доводы в его обоснование в заявлении С.О.А. не приведены.

3.2. Поскольку в определенный период времени юридическое лицо фактически не могло осуществлять какую-либо деятельность и представлять отчетность в связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о прекращении его деятельности в связи с ликвидацией, суды пришли к выводу об отсутствии до истечении 12 месяцев с момента фактического восстановления правоспособности юридического лица предусмотренных пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" оснований для внесения в государственный реестр и записей о предстоящем исключении соответствующего юридического лица из ЕГРЮЛ и прекращении его деятельности.

По делу N А33-12125/2015 общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции (далее - регистрирующий орган) о признании незаконными: решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) от 23.05.2014 N 1077; действий регистрирующего органа, связанных с внесением в записи от 23.05.2014 N 2142468313381 о принятом решении о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица из реестра; действий регистрирующего органа, связанных с внесением в ЕГРЮЛ записи от 18.09.2014 N 2142468531775 о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением из реестра на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2015 года требования общества удовлетворены.

Суд апелляционной инстанции, установив, что суд первой инстанции принял решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (участников ООО "С" - Т.М.А., О.А.В.), определением от 24 февраля 2016 года перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а также привлек указанных лиц к участию в деле.

Постановлением от 29 марта 2016 года Третий арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил, принял новый судебный акт об удовлетворении требований общества.

О.А.В. в кассационной жалобе просил постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судом апелляционной инстанции, решением Международного Арбитражного суда при БелТПП от 8 ноября 2012 года в пользу общества с ООО "С" взыскано 716 184 евро предварительной оплаты по контракту от 01.03.2010 N 01/03/10, а также 1645,70 евро в качестве возврата уплаченного истцом арбитражного сбора.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края по делу от 5 марта 2014 года N А33-20210/2013 частично удовлетворены требования общества:

- признано незаконным бездействие ликвидатора ООО "С" Т.М.А., выразившееся в непринятии мер для выявления в качестве кредитора общества, неуведомлении кредитора о ликвидации ООО "С", уклонении от рассмотрения предъявленного требования кредитора и невключении требования в промежуточный ликвидационный баланс, представлении в регистрирующий орган недостоверных сведений в отношении кредиторской задолженности указанной организации и неисполнении обязанности, установленной пунктом 1 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", по обращению в арбитражный суд с требованием о признании ликвидируемой организации несостоятельной (банкротом);

- признаны недействительными записи регистрирующего органа в ЕГРЮЛ от 18.06.2012 N 2122468433404, от 14.08.2012 N 2122468551687 о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "С" и прекращении деятельности указанного юридического лица в связи с ликвидацией.

На основании указанного судебного акта 12.03.2014 в реестр внесена запись N 21424681342202 о признании недействительными записей N 2122468433404 и N 2122468551687.

В связи с непредставлением отчетности в течение последних двенадцати месяцев и неосуществлением операций по банковским счетам, регистрирующим органом в отношении ООО "С" принято решение от 23.05.2014 N 1077 и внесена соответствующая запись N 2142468313381 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также решение от 18.09.2014 N 1077 об исключении недействующего юридического лица из реестра.

Удовлетворяя заявленные требования, Третий арбитражный апелляционный суд принял во внимание установленные по делу фактические обстоятельства и пришел к выводу, что с 14.08.2012 по 12.03.2014 ООО "С" фактически не могло осуществлять какую-либо деятельность, представлять отчетность в связи с наличием в реестре записи о прекращении его деятельности; в связи с изложенным, у регистрирующего органа не имелось правовых оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, для внесения в государственный реестр 23.05.2014 и 18.09.2014 записей о предстоящем исключении недействующего юридического лица и прекращении его деятельности.

Суд кассационной инстанции полагает указанные выводы суда правильными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 21.1 названного Закона установлено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

В силу пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно пункту 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Третий арбитражный апелляционный суд правильно применил положения указанных норм права и, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, пришел к обоснованному выводу, что в период с 14.08.2012 по 12.03.2014 ООО "С" не имело правоспособности и в связи с этим не могло представлять предусмотренную законодательством отчетность.

Принимая во внимание, что период с 12.03.2014 до даты вынесения решения и совершения регистрирующим органом действий, оспариваемых в настоящем деле (т.е. 23.05.2014 и 18.09.2014) составил менее 12 календарных месяцев, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент совершения обжалуемых действий и принятия решения обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, не наступили, о чем регистрирующий орган должен был знать в силу своих полномочий, а также как лицо, участвовавшее в рассмотрении дела N А33-20210/2013, по результатам которого принято решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 марта 2014 года.

Исследование и оценка доказательств осуществлена судом апелляционной инстанции по правилам статей 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств.

Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и принимая во внимание специальное правовое регулирование, предусмотренное пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя кассационной жалобы о пропуске обществом срока обращения в суд, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Правовых оснований для иных выводов по данному вопросу у суда кассационной инстанции не имеется.

3.3. Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения Управления в части отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из отсутствия у Управления оснований для проверки законности данного решения, поскольку какие-либо лица с требованием о его отмене не обращались. Суды также отметили иные обстоятельства, свидетельствующие о неправомерности решения Управления.

По делу N А76-17290/2015 Н.Л.В. и Общество обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению о признании незаконным решения ответчика от 02.07.2015 N 0813/004293 в части отмены решения регистрирующего органа от 03.12.2014 и признания недействительной внесенной регистрирующим органом в ЕГРЮЛ 03.12.2014 записи за государственным регистрационным номером 2147447176798 о внесении в государственный реестр изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Общества.

Решением суда от 02.02.2016 в удовлетворении заявлений отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 решение суда первой инстанции от 02.02.2016 в обжалуемой части отменено, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Управление просило постановление суда апелляционной инстанции от 19.04.2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, посчитав, что нарушений требований закона Управлением не допущено, указал, что решения регистрирующего органа отменены правомерно с учетом того, что на государственную регистрацию представлены документы, содержащие недостоверные сведения.

Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным решения Управления от 02.07.2015 N 0813/004293 в части отмены решения регистрирующего органа от 03.12.2014 N 5983 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества), и в части признания недействительной записи, внесенной регистрирующим органом в ЕГРЮЛ 03.12.2014 за государственным регистрационным номером 2147447176798, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.

Порядок обжалования решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации установлен главой VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.1 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.

Согласно пункту 1 статьи 25.2 Закона о государственной регистрации решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 названного Закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном данным Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

Пунктами 2 и 3 статьи 25.6 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что вышестоящий регистрирующий орган без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган принимает одно из следующих решений: либо об отмене решения регистрирующего органа; либо об оставлении жалобы без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое решение Управления от 02.07.2015 N 0813/004293 принято на основании обращения Следственного комитета, осуществляющего расследование уголовного дела в отношении Н.С.В.

В названном обращении содержится просьба о принятии мер к отмене государственной регистрации изменений, связанных с выходом Н.С.В. из состава участников Общества.

После принятия ответчиком решения об отмене решений регистрирующего органа о государственной регистрации изменений, касающихся изменения состава участников Общества, в том числе связанных с прекращением статуса участника общества у Н.С.В., вынесенных на основании представленных 26.11.2014, 08.12.2014, 22.12.2014 в регистрирующий орган заявлений, постановлением Следственного комитета от 22.07.2015 наложен арест на долю Н.С.В. в уставном капитале Общества.

Из постановления Центрального районного суда г. Челябинска от 14.07.2015, принятого по результатам рассмотрения ходатайства следователя о наложении ареста на имущество обвиняемого, следует, что наложение ареста на долю в уставном капитале Общества обусловлено необходимостью обеспечения исполнения приговора в части наложения штрафа, этими же мотивами вызвано обращение Следственного комитета по поводу отмены государственной регистрации изменений, связанных с выходом Н.С.В. из состава участников Общества.

При этом Следственный комитет в указанном обращении от 09.06.2015 не ставил перед Управлением вопрос об отмене государственной регистрации изменений, касающихся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества, не утверждал о необходимости отмены данного решения и в отзыве на заявления Н.Л.В. и Общества. Иные лица с требованиями об отмене государственной регистрации указанных изменений также не обращались.

Оценив в совокупности в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установив, что у Управления отсутствовали основания для проверки законности решения регистрирующего органа от 03.12.2014 N 5983, на основании которого произведена государственная регистрация изменений содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о единоличном исполнительном органе Общества; Управление, отменяя соответствующее решение и признавая недействительной запись государственного регистрационного номера 2147447176798, не указало, чьи права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности нарушены данными действиями, не обосновало, в силу каких обстоятельств принятие такого решения призвано обеспечить защиту публичных интересов, например, связанных с обеспечением возможности исполнения приговора суда; решение Управления об отмене вышеназванного решения регистрирующего органа нарушает права общества, поскольку является препятствием для осуществления текущей хозяйственной деятельности в условиях, когда предыдущий руководитель по собственной воле отказался от этих полномочий, назначив, как единственный участник, генеральным директором общества другое лицо, - суд апелляционный инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления Н.Л.В.