КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАКУПОК

Изменяется порядок закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Расширяется перечень функций ЕИС в сфере закупок. Предусматривается, что ЕИС теперь обеспечивает контроль за соответствием:

- информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

- информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок;

- информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

- информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта.

Устанавливается необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок. Случаи, в которых общественное обсуждение закупок является обязательным, а также порядок такого обсуждения определяются Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 835. По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или отменены закупки.

Устанавливается запрет на осуществление закупок, которые не включены в планы-графики.

Вводится обязанность указания в извещении о закупке, реестре контрактов и реестре недобросовестных поставщиков идентификационного кода закупки.

На заказчика возлагается обязанность указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Вступает в силу определение мониторинга закупок, под которым понимается система наблюдения в сфере закупок, которое осуществляется на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков. Правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 N 1193.

Конкретизируются полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов и контролю в сфере осуществления закупок. На законодательном уровне закрепляются конкретные полномочия таких органов в указанной сфере. К ним теперь относится контроль за соответствием:

- информации об объеме финансового обеспечения в соответствии с планами закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика;

- информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансирования закупок, представленной в различных документах, например в плане-графике и в плане закупок.

Правила такого контроля устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1357.

(Федеральные законы от 05.04.2013 N 44-ФЗ и от 31.12.2014 N 498-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, от 28.11.2013 N 1083, от 28.11.2013 N 1084, от 02.06.2014 N 606, от 02.04.2015 N 308, от 18.05.2015 N 475, от 03.11.2015 N 1193, от 12.12.2015 N 1367, от 23.12.2015 N 1414 и от 22.08.2016 N 835; Приказы Минфина России от 18.12.2013 N 126н, от 24.11.2014 N 136н, от 13.07.2015 N 110н и от 31.08.2015 N 137н, Приказы Казначейства России от 28.11.2014 N 18н и от 27.08.2015 N 15н; Письмо Минфина России N 09-05-07/1509, Минэкономразвития России N 749-ЕЕ/Д28и от 17.01.2017)

С 1 января 2017 года предусматриваются специальные последствия нарушений законодательства об осуществлении закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Речь идет о таких нарушениях, как:

- невыполнение заказчиками обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в установленном объеме;

- размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включенной в отчет;

- неразмещение отчета в единой информационной системе в сфере закупок.

Заказчики, допустившие указанные нарушения, с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязаны при осуществлении закупок руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

(Федеральный закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

Уточняется порядок расчета годового объема отдельных видов закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Предусматривается, что в случае планирования заключения, заключения договоров по результатам отдельных видов закупок, срок исполнения которых превышает один календарный год, при расчете годового объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства учитываются совокупные годовые стоимостные объемы закупок, рассчитанные на соответствующий календарный год согласно сведениям, содержащимся в плане закупки (плане закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств), проектах таких планов или в заключенных по результатам закупки договорах, об объемах оплаты договора в течение каждого года его исполнения.

Речь идет о закупках:

- участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

- участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

(Постановление Правительства РФ от 14.12.2016 N 1355)

С 1 января 2017 года АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и органы исполнительной власти субъектов РФ (созданные ими организации) проводят мониторинг соответствия планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства)

(Постановление Правительства РФ от 14.12.2016 N 1355)

Изменяется порядок осуществления закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями

ГУП и МУП теперь осуществляют закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, за исключением некоторых видов закупок, которые осуществляются на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Такие исключения составляют закупки за счет грантов, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ, а также осуществляемые в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора иных лиц для выполнения предусмотренных контрактом обязательств.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 321-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1164 и от 19.11.2016 N 1219)

В новой редакции приводится обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам

Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" установлено, что на основании обязательного перечня формируются ведомственные перечни.

В отношении отдельных видов товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень, в ведомственном перечне определяются их потребительские свойства и иные характеристики (в том числе предельные цены указанных товаров, работ, услуг), если указанные свойства и характеристики не определены в обязательном перечне.

В обновленном перечне изменены наименования отдельных позиций, что связано с заменой кодов по ОКПД на коды по ОКПД2.

(Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 N 1270)

Должностные лица органов ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, уполномоченные на осуществление мероприятий ведомственного контроля, теперь должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

(Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 89)

С 1 января 2017 года для целей госзакупок к отдельным видам промышленной продукции предъявляются дополнительные требования

Так, например:

- новые транспортные средства с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые транспортные средства с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые транспортные средства с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) и автомобили скорой медицинской помощи должны соответствовать требованию об осуществлении хозяйствующими субъектами на территориях РФ, Республики Белоруссия, Республики Армения и Республики Казахстан не менее 11 производственных операций;

- устройства наведения промышленные должны соответствовать требованию о наличии прав на конструкторскую и техническую документацию, в том числе на микропрограммы в объеме, достаточном для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет;

- аккумуляторы свинцовые, кроме используемых для запуска поршневых двигателей, должны соответствовать требованию о соблюдении процентной доли иностранных комплектующих изделий для производства товара - не более 20% общего количества комплектующих, необходимых для производства товара.

(Постановления Правительства РФ от 31.01.2015 N 84, от 17.07.2015 N 719, от 02.08.2016 N 744 и от 23.11.2016 N 1230)

Расширяется функционал официального сайта единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Предусматривается, что технологические (технические и программные) средства официального сайта теперь должны обеспечивать:

- возможность пользования официальным сайтом с использованием сенсорных экранов;

- возможность выбора пользователями официального сайта версий официального сайта, оптимизированных для использования посредством электронных вычислительных машин с различными размерами диагонали экрана;

- возможность выбора пользователями официального сайта специальных версий официального сайта для лиц с ограниченными возможностями;

- возможность автоматического определения территориального расположения пользователя официального сайта средствами официального сайта, а также представления информационного ресурса официального сайта в зависимости от территориального расположения пользователя официального сайта (в случае если возможность определения территориального расположения не отключена пользователем официального сайта).

(Постановление Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414)

Мониторинг соответствия в сфере закупок теперь будет проводиться в отношении отдельных видов юридических лиц, являющихся кредитными организациями и величина активов которых, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 50 млрд рублей

Речь идет о мониторинге соответствия утвержденных планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, годовых отчетов о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства) требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в отношении отдельных заказчиков, определенных Правительством РФ.

Одновременно предусматривается, что действие Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" теперь распространяется на отдельные виды юридических лиц, являющиеся кредитными организациями, величина активов которых, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд рублей.

(Постановление Правительства РФ от 26.07.2016 N 719)

Товары, работы, услуги российского производства теперь пользуются приоритетом при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки

Устанавливается приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Определены порядок и условия предоставления приоритета.

В частности, к условиям, включаемым в документацию о закупке, относятся, в числе прочего:

- требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке наименования страны происхождения поставляемых товаров;

- отнесение участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

- указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор.

Приоритет устанавливается в отношении закупок, извещения о которых размещены в единой информационной системе начиная с 1 января 2017 года.

(Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925)

Доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении госзаказов на их поставки для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения не должна превышать в 2017 году - 90% от общего объема таких заказов (в натуральном выражении)

(Приказ Минэкономразвития России от 09.06.2016 N 362)

Уточняется перечень сведений, включаемых в реестр контрактов, заключенных заказчиками, информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок

В частности, устанавливается, что в реестр контрактов включаются информация об объекте закупки, цене контракта с указанием размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), информация о цене за единицу товара, работы или услуги (в том числе цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги), срок исполнения контракта, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта, а также информация об иных характеристиках объектов закупки.

(Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 N 1285)

Расширяется перечень положений, подлежащих включению в договор о банковском сопровождении контракта

Устанавливается, что договор о банковском сопровождении должен содержать, в числе прочего, обязанность банка в случаях, установленных Правительством РФ, направлять в Казначейство России не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения банковской операции по отдельному счету, информацию об операциях, проведенных по указанному счету, если операции по исполнению сопровождаемого контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд, в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежат отражению на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Казначейства России.

(Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 N 1479)