ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Изменяется порядок заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью

Под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, теперь понимаются любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Скорректировано понятие крупной сделки. В отношении договоров аренды и лицензионных договоров вводится новый квалифицирующий признак. Так, крупной сделкой теперь считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом предусматривающая, в том числе, обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества теперь обязан утверждать заключение о крупной сделке, в котором должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки.

Решение о согласии на совершение крупной сделки может, в числе прочего, содержать указание на минимальные и максимальные параметры условий такой сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения, согласие на совершение ряда аналогичных сделок, альтернативные варианты условий такой сделки, требующей согласия на ее совершение, согласие на совершение крупной сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно.

Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников (участника), обладающих не менее чем 1% общего числа голосов участников общества.

Сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается, в том числе, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность лица, являющегося контролирующим лицом общества. При этом контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Общество обязано извещать о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, незаинтересованных участников общества в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания участников общества, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) - также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем 1% голосующих акций общества, если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 343-ФЗ)

С 1 января 2017 года положения устава непубличного акционерного общества, устанавливающие ограничение количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру, могут быть изменены и (или) исключены из устава такого общества только по решению, принятому общим собранием единогласно всеми акционерами

Речь идет о непубличных акционерных обществах, созданных до 1 сентября 2014 года.

(Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

Положение о двенадцатидневном сроке преимущественного права действующих акционеров на приобретение дополнительных акций любых акционерных обществ теперь распространяется на все акционерные общества

Ранее данные требования применялись только к акционерным обществам, которые являются кредитными организациями или владельцем более 50% обыкновенных акций которых является РФ.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 338-ФЗ)

С 1 января 2017 года подтверждение факта внесения записей в ЕГРЮЛ и ЕГРИП осуществляется по новым формам

Приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@ установлены новые формы N Р50007 и N Р60009.

В частности, в новых формах исключены поля для проставления печатей.

При этом утрачивают силу Приказы ФНС России от 13 ноября 2012 года N ММВ-7-6/843@ и от 26 декабря 2014 года N ММВ-7-14/684@, а также положения некоторых других документов, регулирующих указанные правоотношения.

(Приказ ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@; Информация ФНС России)

Информацию о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей см. в Справочных информациях.

Акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" теперь будет проводиться оценка соблюдения фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств) требований, предусмотренных статьей 15.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг смогут получать государственную поддержку в приоритетном порядке

Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является иностранным агентом и не имеет задолженностей по налогам.

Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

В случае если некоммерческая организация соответствует указанным требованиям, по решению уполномоченного органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в соответствующий реестр на 2 года. По истечении указанного срока организация может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг.

Порядок принятия такого решения, а также перечень общественно полезных услуг устанавливаются Правительством РФ. В случае возникновения обстоятельств, несовместимых с вышеуказанным требованиями, организация может быть исключена из реестра.

Перечень общественно полезных услуг и критерии оценки качества их оказания утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.10.2016 N 1096.

К таким услугам, в частности, отнесены:

- предоставление социального обслуживания на дому, в стационарной или полустационарной форме;

- услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

- услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Критериями оценки качества оказания общественно полезных услуг являются:

- соответствие услуги установленным требованиям к ее содержанию;

- наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении услуги, необходимой квалификации, достаточность количества таких лиц;

- удовлетворенность получателей услуг качеством их оказания;

- открытость и доступность информации о НКО;

- отсутствие НКО в реестре недобросовестных поставщиков в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 287-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 N 1096)

Уточняются меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг органами государственной власти и местного самоуправления

Устанавливается, что финансовая и имущественная поддержка социально ориентированных НКО - исполнителей общественно полезных услуг предоставляется на срок не менее 2 лет.

Предусматривается, что оказание информационной поддержки социально ориентированным НКО возможно также путем предоставления им государственными и муниципальными организациями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, и редакциями государственных и муниципальных периодических печатных изданий бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, размещения информационных материалов социально ориентированных НКО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных НКО может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем организации и содействия в организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО по запросам указанных НКО, проведения обучающих, научных и практических мероприятий.

Данные положения применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2017 года.

(Федеральный закон от 19.12.2016 N 449-ФЗ)

С 2017 года запрещается выделение бюджетных средств иностранным юридическим лицам, находящимся в офшорных зонах

Указанный запрет распространяется и в отношении иностранных и российских юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50%.

(Федеральный закон от 15.02.2016 N 23-ФЗ)