III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической

защищенности объектов (территорий)

19. Для каждой категории объектов (территорий) устанавливается комплекс мероприятий в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий.

20. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем:

а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории);

б) оборудования объекта (территории) средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны;

в) обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории);

г) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы совершения террористического акта на объекте (территории);

д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);

(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 N 110)

е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 579)

21. Организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) включают в себя:

а) разработку организационно-распорядительных документов по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории);

б) определение должностных лиц, ответственных за антитеррористическую защищенность объекта (территории) и его критических элементов;

в) проведение учений и (или) тренировок с работниками объекта (территории) по подготовке к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объекте (территории);

г) контроль за выполнением требований к обеспечению охраны и защиты объекта (территории), а также за уровнем подготовленности подразделения охраны объекта (территории) к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на объекте (территории);

д) информирование работников объекта (территории) о требованиях к антитеррористической защищенности объекта (территории) и о содержании организационно-распорядительных документов в отношении пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории).

22. Инженерная защита объекта (территории) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, утилизация (снос).

23. Выбор и оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на создание (совершенствование) системы инженерно-технической укрепленности объекта (территории) в зависимости от категории объекта (территории).

Наибольшая плотность инженерно-технических средств охраны создается на направлениях, ведущих к критическим элементам объекта (территории), на трудно просматриваемых участках периметра и в уязвимых местах объекта (территории).

Инженерно-технические средства охраны должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения на объект (территорию), в охраняемые здания (сооружения) и (или) помещения объекта (территории) на время, необходимое для прибытия к месту нарушения сотрудников охраны.

По решению руководителя органа (организации) объект (территория) может оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса.

24. К средствам инженерной защиты и инженерно-техническим средствам охраны объекта (территории) относятся:

а) физические барьеры, посты охраны и средства инженерной защиты охраняемых зон и постов охраны (стены, перекрытия, ворота и двери, оборудованные при необходимости замками раннего предупреждения о попытке вскрытия), специально разработанные конструкции (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери) и другие физические (в том числе естественные) препятствия;

б) контрольно-пропускные пункты, исключающие бесконтрольный доступ на объект (территорию) посетителей, а также работников обслуживающих, ремонтных и иных сторонних организаций;

в) системы и средства охранной сигнализации и освещения, которые должны обеспечивать:

выдачу сигнала о тревоге в любое время суток;

минимальную вероятность ложных извещений о тревоге;

выдачу извещений о неисправности или об отказе технических средств охранной сигнализации;

исправное состояние при воздействии влияющих факторов окружающей среды;

работоспособность при отключении сетевого источника электропитания или другого основного источника электропитания в течение времени прерывания электропитания.

25. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов включает в себя:

а) наличие у работников объекта (территории), включенных в списочный состав, пропусков;

б) учет выдачи (сдачи) пропусков;

в) организацию доступа людей и транспорта на потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории);

г) организацию при необходимости встречи лиц (транспортных средств) и сопровождения их во время пребывания на объекте (территории);

д) определение порядка действия сил охраны при нарушении пропускного и внутриобъектового режимов.

26. В целях минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы совершения террористического акта на объекте (территории):

а) разрабатываются планы эвакуации работников и посетителей объекта (территории) в случае угрозы совершения террористического акта;

б) проводятся обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям в случае поступления информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении, а также учения и (или) тренировки по безопасной и своевременной эвакуации работников объекта (территории) из зданий (сооружений);

в) на объекте (территории) размещаются наглядные пособия с информацией о порядке действий работников объекта (территории) при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте (территории), а также в случае поступления информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

г) организуется своевременное оповещение работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации.

26(1). Обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), включает в себя:

а) установление порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;

б) ограничение доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

в) определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;

г) обеспечение надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

д) организация и осуществление контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

е) подготовка и переподготовка должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.

(п. 26(1) введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 N 110)

26(2). В целях выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений:

а) устанавливается порядок проведения проверки и действий в случае выявления токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов и назначения лиц, ответственных за проведение такой проверки;

б) оборудуется карантинное хранилище для размещения обнаруженных подозрительных предметов и корреспонденции;

в) организуется подготовка и переподготовка должностных лиц (работников) по вопросам работы по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

(п. 26(2) введен Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 579)

27. В отношении объектов (территорий), отнесенных к третьей категории, применяются мероприятия, предусмотренные пунктами 21 - 26(2) настоящих требований.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 579)

(см. текст в предыдущей редакции)

28. В отношении объектов (территорий), отнесенных ко второй категории, дополнительно к комплексу мероприятий, предусмотренных для объектов (территорий) третьей категории, осуществляются следующие мероприятия:

а) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также складских помещений;

б) контроль за состоянием помещений, предусмотренных для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

29. В отношении объектов (территорий), отнесенных к первой категории, дополнительно к комплексу мероприятий, предусмотренных для объектов (территорий) второй категории, осуществляются следующие мероприятия:

а) обеспечение вооружения работников подразделения охраны объекта (территории) служебным оружием и (или) специальными средствами;

б) использование в составе инженерно-технических средств охраны объекта (территории) систем охранного телевидения, контроля и управления доступом, а также систем и средств досмотра;

в) обеспечение постов охраны объекта (территории) средствами связи;

г) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам защиты объектов (территорий) от террористических угроз.

30. По решению руководителя органа (организации) могут применяться дополнительные меры, которые необходимы для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории).

31. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) не должен превышать 24 месяцев со дня завершения категорирования объекта (территории).

При отсутствии возможности оборудования объекта (территории) отдельными средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны, предусмотренными пунктом 24 и подпунктом "б" пункта 29 настоящих требований, на объекте (территории) реализуются компенсирующие меры, позволяющие обеспечить его антитеррористическую защищенность.

32. При получении информации об угрозе совершения и в случае совершения террористического акта на объекте (территории) руководитель органа (организации), должностные лица органа (организации), осуществляющие руководство деятельностью работников объекта (территории), или уполномоченные ими лица обязаны незамедлительно:

а) оценить реальность и степень угрозы для находящихся на объекте (территории) людей, инфраструктуры объекта (территории) и окружающей природной среды;

б) уточнить сложившуюся на момент получения информации обстановку на объекте (территории) и в районе его расположения;

в) довести полученную информацию до органов государственной власти;

г) принять меры, направленные на выполнение работниками объекта (территории) и подразделением охраны объекта (территории) мер, установленных порядком их действий в случае угрозы совершения или совершения террористического акта на объекте (территории).

33. При введении на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) уровней террористической опасности, установленных Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства", на объектах (территориях) могут приниматься следующие дополнительные меры по обеспечению антитеррористической защищенности:

а) при повышенном ("синем") уровне террористической опасности:

дополнительный инструктаж подразделений охраны объектов (территорий);

усиление контроля в ходе проведения досмотровых мероприятий на контрольно-пропускных пунктах объектов (территорий) с использованием специальных технических средств;

проведение проверок и осмотров на объектах (территориях) объектов инфраструктуры, теплопроводов, газопроводов, энергетических систем в целях выявления возможных мест закладки взрывных устройств;

информирование работников объектов (территорий) о том, как вести себя в условиях угрозы совершения террористического акта;

б) при высоком ("желтом") уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении повышенного ("синего") уровня террористической опасности):

уточнение расчетов сил и средств объектов (территорий), предназначенных для ликвидации последствий террористических актов, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ;

проведение дополнительных тренировок по практическому применению сил и средств объектов (территорий), привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта;

в) при установлении критического ("красного") уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении повышенного ("синего") и высокого ("желтого") уровней террористической опасности):

усиление охраны объектов (территорий);

принятие неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, и содействие бесперебойной работе спасательных служб.