Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращен 31 декабря 2018 года (Приказ Минобрнауки России от 09.02.2018 N 95).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью осуществлять свою профессиональную деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе этических, морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);

способностью к работе в многонациональном коллективе, к формированию отношений сотрудничества и трудовой кооперации, а также к применению методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);

способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);

способностью самостоятельно применять методы физического развития и воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью к организационно-управленческой деятельности и работе в качестве руководителя коллектива, способностью принимать организационно-управленческие решения, в том числе в нестандартных ситуациях, и нести за них ответственность (ОПК-1);

способностью использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОПК-2);

способностью использовать языки и системы программирования, программные средства общего назначения, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач (ОПК-3);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности (ОПК-4);

способностью учитывать в профессиональной деятельности современные тенденции развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий, владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками работы с компьютером в сфере профессиональной деятельности (ОПК-5);

способностью учитывать в профессиональной деятельности современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники (ОПК-6);

владением методами решения задач анализа и расчета характеристик радиотехнических цепей, аналоговых и цифровых узлов современной электроники (ОПК-7);

способностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию в сфере профессиональной деятельности, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ОПК-8);

способностью осваивать работу на современном измерительном, диагностическом и технологическом оборудовании, используемом для решения научно-технических задач в области радиотехники, владением основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ОПК-9);

владением основными закономерностями взаимодействия биосферы и человека, глобальными проблемами окружающей среды и экологическими принципами рационального природопользования, методами защиты работников и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-10).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

организационно-управленческая деятельность:

способностью организовывать работу коллектива, принимать управленческие решения, определять порядок выполнения работ, контролировать их выполнение и управлять коллективом (ПК-1);

способностью разрабатывать планы работы коллектива, проекты положений, инструкций и других организационно-распорядительных документов в сфере профессиональной деятельности (ПК-2);

способностью организовать работу по эксплуатации специальных радиотехнических систем, контролировать их выполнение (ПК-3);

способностью принимать организационно-технические решения по эффективному применению специальных радиотехнических систем (ПК-4);

способностью организовать информационную безопасность и защиту государственной тайны (ПК-5);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью анализировать состояние научно-технической проблемы на основе подбора и изучения литературных и патентных источников, определять цели и задачи проектирования (ПК-6);

способностью согласовывать условия на проектируемую систему (устройство), рассчитывать основные показатели ее качества (ПК-7);

способностью разрабатывать электрические схемы специальных радиотехнических систем и устройств с использованием компьютерных средств проектирования, проводить расчеты и технико-экономическое обоснование принимаемых решений (ПК-8);

способностью проектировать специальные радиотехнические системы (устройства), выбирать рациональные решения на всех этапах проектного процесса от технического задания до производства изделий, отвечающих целям функционирования, технологии производства и обеспечения характеристик объекта, определяющих его качество (ПК-9);

способностью участвовать в испытаниях и сдаче в эксплуатацию образцов, специальных радиотехнических систем (ПК-10);

научно-исследовательская деятельность:

способностью проводить сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, анализировать отечественный и зарубежный опыт в сфере профессиональной деятельности (ПК-11);

способностью выполнять моделирование объектов и процессов в целях анализа и оптимизации их параметров с использованием имеющихся средств исследований (ПК-12);

способностью разрабатывать программы экспериментальных исследований и их реализовывать (ПК-13);

способностью проводить построение математических моделей объектов и процессов, выбирать методы их исследования и разрабатывать алгоритмы их реализации (ПК-14);

способностью проводить оптимизацию параметров радиотехнических систем (устройств) с использованием различных методов исследований (ПК-15);

способностью составлять обзоры результатов проводимых исследований и отчеты о них (ПК-16);

производственно-технологическая деятельность:

способностью подготавливать документацию для производства радиотехнической аппаратуры, участвовать в работах по технологической подготовке, организации и управлению производственными процессами в сфере профессиональной деятельности (ПК-17);

способностью вести сопровождение разрабатываемых устройств и систем на этапах проектирования и выпуска образцов (ПК-18);

способностью контролировать качество специальных радиотехнических систем (устройств) при их производстве (ПК-19);

способностью обеспечивать профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и предотвращать экологические нарушения (ПК-20);

эксплуатационная деятельность:

способностью осуществлять эксплуатацию и применение специальных радиотехнических систем в сфере профессиональной деятельности (ПК-21);

владением методами восстановления работоспособного состояния специальных радиотехнических систем (ПК-22);

способностью выполнять диагностику, ремонт и обслуживание радиотехнических систем (ПК-23).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Радиотехнические системы и комплексы специального назначения":

способностью обосновывать и оценивать основные технические характеристики радиотехнических систем и комплексов специального назначения (ПСК-1.1);

способностью проводить анализ параметров радиотехнических систем и комплексов специального назначения (ПСК-1.2);

владением методами расчета основных технических характеристик радиотехнических систем и комплексов специального назначения (ПСК-1.3);

готовностью к эффективному применению и эксплуатации радиотехнических систем и комплексов специального назначения (ПСК-1.4);

специализация N 2 "Средства и комплексы радиоэлектронной борьбы":

способностью оценивать эффективность решения задач радиоэлектронной борьбы на основе соответствующих показателей (ПСК-2.1);

способностью проводить анализ параметров радиоэлектронных средств (ПСК-2.2);

способностью обосновывать рациональные способы радиоэлектронной защиты своих радиоэлектронных объектов и оценивать их эффективность в различных условиях обстановки (ПСК-2.3);

способностью оценивать электромагнитную совместимость радиоэлектронных средств (ПСК-2.4);

способностью использовать программные средства и базы данных средств и комплексов радиоэлектронной борьбы, а также методы и средства обеспечения защиты информации в них (ПСК-2.5);

готовностью к эффективному применению и эксплуатации средств и комплексов радиоэлектронной борьбы (ПСК-2.6);

специализация N 3 "Радиотехнические системы и комплексы охранного мониторинга":

профессионально-специализированные компетенции определяются федеральными государственными органами, осуществляющими подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;

специализация N 4 "Гидроакустические системы и комплексы специального назначения":

профессионально-специализированные компетенции определяются федеральными государственными органами, осуществляющими подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;

специализация N 5 "Информационно-управляющие комплексы радиотехнических систем специального назначения":

способностью обосновывать основные характеристики информационно-управляющих комплексов радиотехнических систем специального назначения (ПСК-5.1);

способностью проводить анализ параметров информационно-управляющих комплексов радиотехнических систем специального назначения (ПСК-5.2);

способностью к применению специального программного обеспечения информационно-управляющих комплексов радиотехнических систем специального назначения (ПСК-5.3);

готовностью к эффективному применению и эксплуатации информационно-управляющих комплексов радиотехнических систем специального назначения (ПСК-5.4);

специализация N 6 "Прием, анализ и обработка сигналов системами специального назначения":

способностью применять современные средства приема, анализа и обработки сигналов (ПСК-6.1);

способностью разрабатывать и программно реализовывать алгоритмы приема, анализа и обработки сигналов (ПСК-6.2);

способностью модифицировать базовое программное обеспечение средств приема, анализа и обработки сигналов (ПСК-6.3);

способностью выбирать рациональные системотехнические решения построения средств приема, анализа и обработки сигналов, удовлетворяющих заданным требованиям (ПСК-6.4);

способностью разрабатывать предложения о совершенствовании средств приема, анализа и обработки сигналов (ПСК-6.5);

способностью проводить подбор, изучение, анализ и обобщение научно-технической информации, нормативных и методических материалов по методам приема, анализа и обработки сигналов (ПСК-6.6);

специализация N 7 "Радиотехнические системы и комплексы сбора и обработки информации":

профессионально-специализированные компетенции определяются федеральными государственными органами, осуществляющими подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;

специализация N 8 "Радиотехнические системы и средства обеспечения полетов авиации":

способностью эксплуатировать радиотехнические системы и средства обеспечения полетов авиации и проводить мероприятия по поддержанию в готовности их применения по назначению (ПСК-8.1);

способностью организовывать и проводить мероприятия по обеспечению безопасности при эксплуатации радиотехнических систем и средств обеспечения полетов авиации (ПСК-8.2);

способностью осуществлять техническое обеспечение систем и средств радиотехнического обеспечения полетов авиации, поиск и устранение неисправностей (ПСК-8.3);

способностью применять методики оценки технического состояния радиотехнических систем и средств обеспечения полетов авиации (ПСК-8.4);

специализация N 9 "Радиотехнические комплексы измерений и управления летательными аппаратами специального назначения":

владением общими принципами построения радиотехнических комплексов измерений и управления летательными аппаратами (ПСК-9.1);

способностью оценивать результаты работы комплексов измерений и управления летательными аппаратами в целях обнаружения и распознания объектов и оценивать погрешности измерений при этом (ПСК-9.2);

способностью осуществлять эксплуатацию радиотехнических комплексов измерений и управления летательными аппаратами на различных этапах жизненного цикла (ПСК-9.3);

способностью проводить анализ и синтез радиотехнических комплексов измерений и управления летательными аппаратами (ПСК-9.4);

способностью проводить моделирование специализированных информационно-измерительных систем (ПСК-9.5).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).