Письмом ФНС России от 10.10.2016 N ГД-4-14/19159@ направлен Обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2016).

2. По вопросу оспаривания решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя

2. По вопросу оспаривания решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.

2.1. С учетом того, что на момент внесения записи о ликвидации юридического лица регистрирующий орган располагал информацией о наличии в производстве арбитражного суда дела, в рамках которого рассматривались требования к данному юридическому лицу, суды признали недействительной соответствующую запись.

По делу N А33-15662/2015 общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к инспекции о признании недействительной записи от 20.05.2015 за государственным регистрационным номером 2152468284593 о регистрации прекращения деятельности в связи с ликвидацией юридического лица ООО "Ф.", об обязании аннулировать запись за государственным регистрационным номером 2152468284593.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2016 года, заявленное требование удовлетворено.

Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставила вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм процессуального права.

Суд кассационной инстанции не нашел основания для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, единственным участником ООО "Ф." Ш.К.А. 27.02.2015 принято решение N 3 приступить к процедуре добровольной ликвидации общества, назначить ликвидатором Б.В.С.

03.03.2015 ликвидатор Б.В.С. обратился в инспекцию с уведомлением о начале процедуры ликвидации.

В журнале "Вестник государственной регистрации" 11.03.2015 опубликовано сообщение о ликвидации ООО "Ф." и сообщено, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 660028, г. Красноярск, ул. Новая Заря, д. 20.

19.03.2015 Арбитражным судом Красноярского края по делу N А33-5233/2015 принято к производству исковое заявление Общества к ООО "Ф." о взыскании 3 413 000 рублей долга, 231 515 рублей 17 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.

Обществом в адрес ликвидатора ООО "Ф." Б.В.С. (660028, г. Красноярск, ул. Новая Заря, д. 20 и 660062, г. Красноярск, ул. Крупской, д. 24 - 35) направлено требование об учете требований Общества в реестре кредиторов ООО "Ф." в размере 3 413 000 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму 231 515 рублей 17 копеек.

В доказательство направления требования Обществом представлены запечатанные почтовые конверты, возвращенные ему в связи с отметкой об истечении срока хранения, вскрытые в судебном заседании судом первой инстанции.

13.05.2015 в инспекцию поступило заявление ликвидатора Б.В.С. о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 в отношении ООО "Ф.", документ об уплате государственной пошлины, ликвидационный баланс на 08.05.2015, утвержденный Б.В.С.

20.05.2015 инспекцией в ЕГРЮЛ внесена регистрационная запись о прекращении деятельности ООО "Ф." в результате ликвидации N 2152468284593.

В соответствии с "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не соответствующего требованиям к оформлению представляемых документов и не утвержденного единственным участником общества, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего все необходимые сведения, что в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является основанием для отказа в регистрации прекращения деятельности юридического лица.

Несоблюдение порядка ликвидации, установленного статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правовым основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности.

По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суды установили, что внесение инспекцией в ЕГРЮЛ регистрационной записи о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией за государственным регистрационным номером 2152468284593 незаконно.

Доказательства утверждения ликвидационного баланса ООО "Ф." единственным участником общества Ш.К.А. в материалах регистрационного дела отсутствуют, суду первой инстанции не представлены.

Инспекция на момент внесения записи о ликвидации ООО "Ф." (20.05.2015) располагала информацией о наличии в производстве Арбитражного суда Красноярского края спора Общества к ООО "Ф." о взыскании задолженности, процентов и в силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не должна была осуществлять государственную регистрацию прекращения деятельности в связи с ликвидацией ООО "Ф." до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

С учетом изложенного, является обоснованным вывод арбитражных судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и признании внесенной регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи от 20.05.2015 N 2152468284593 недействительной.

2.2. Установив, что у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записей о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и постановке на учет в налоговом органе, суды апелляционной и кассационной инстанций отменили решение суда первой инстанции и отказали в удовлетворении заявленных требований.

По делу N А45-22099/2014 Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Инспекции о признании незаконными решения от 01.08.2014 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "С." (ГРН - 6145476274817), решения от 01.08.2014 о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ООО "С." в связи с его ликвидацией (ГРН - 6145476274828), решения от 01.08.2014 о внесении записи в ЕГРЮЛ в части сведений об учете ООО "С." в налоговом органе (ГРН - 6145476274839), а также о возложении на регистрирующий орган обязанности внести в ЕГРЮЛ сведения о признании недействительными указанных записей.

Решением от 03.09.2015 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные Обществом требования удовлетворены частично: решения инспекции от 01.08.2014 о внесении записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "С." (ГРН - 6145476274817) и о внесении сведений об учете ООО "С." в налоговом органе (ГРН - 6145476274839) признаны незаконными, на регистрирующий орган возложена обязанность внести в ЕГРЮЛ сведения о признании недействительными данных записей. В остальной части заявленных обществом требований производство по делу прекращено.

Постановлением от 19.11.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных обществом требований отменено, в указанной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 19.11.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, определением об обеспечении иска от 09.06.2014 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению Общества регистрирующему органу установлен запрет на осуществление регистрации в связи с ликвидацией и изменением места нахождения ООО "С.".

Инспекцией 01.08.2014 были приняты решения о внесении следующих записей в ЕГРЮЛ: о внесении сведений об учете ООО "С." в налоговом органе (ГРН - 6145476274839); о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "С." (ГРН - 614547627481); о государственной регистрации ООО "С." в связи с его ликвидацией (ГРН - 6145476274828).

Ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов как кредитора ликвидируемого юридического лица, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное обществом требование частично, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с определением об обеспечении иска от 09.06.2014 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-23847/2014 регистрирующий орган не мог вносить в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного баланса ООО "С." и постановке на учет в налоговом органе. Прекращая производство по делу в части оспаривания решения инспекции о государственной регистрации ликвидации ООО "С.", суд учитывал, что указанное решение отменено вышестоящим органом.

Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обеспечительные меры Арбитражного суда Свердловской области не запрещали инспекции совершать действия по регистрации промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и его постановке на учет в налоговом органе.

Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Порядок ликвидации юридического лица определен статьями 61 - 63 ГК РФ, статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и предполагает соблюдение установленных законом этапов ее прохождения, в том числе необходимость уведомления регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации юридического лица, назначении ликвидатора или формировании ликвидационной комиссии, уведомления регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса и ее завершения посредством утверждение и представление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами.

В силу пункта 9 статьи 63 ГК РФ и пункта 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Исходя из смысла и содержания названных норм права, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что утверждение промежуточного ликвидационного баланса является одним из этапов ликвидации юридического лица, который предполагает уведомление регистрирующего органа о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

В данном случае предоставление промежуточного ликвидационного баланса ликвидатором ООО "С." в инспекцию не является завершающим этапом в процедуре ликвидации юридического лица и не влечет прекращение его правоспособности.

Определением об обеспечении иска от 09.06.2014 Арбитражного суда Свердловской области был установлен запрет инспекции только на осуществление регистрации ликвидации ООО "С." и изменения его места нахождения. Следовательно, у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации внесения записей в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "С." и постановке на учет в налоговом органе.

Доказательств того, что обжалуемыми решениями инспекции нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

2.3. Несмотря на то, что формально регистрирующим органом нарушены положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", касающиеся реорганизации юридического лица, суды апелляционной и кассационной инстанций, учитывая конкретные обстоятельства дела, отказали в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Инспекции по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц от о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью путем реорганизации в форме разделения, указав на отсутствие у заявителя материально-правового интереса в оспаривании соответствующих регистрационных действий.

По делу N А41-68874/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной инспекции о признании действий Межрайонной инспекции по внесению записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) от 22.07.2015 о прекращении деятельности ООО "Ф." путем реорганизации в форме разделения незаконными; обязании исключить запись ГРН 2155027103713 от 22.07.2015 из ЕГРЮЛ.

Решением Арбитражного суда Московской области от 1 декабря 2015 года заявление удовлетворено.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2016 года вышеназванное решение Арбитражного суда Московской области отменено, в удовлетворении требований Общества отказано.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

Согласно статье 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Пунктом 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым указанного пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 данного Кодекса.

Судами установлено, что информация о реорганизации ООО "Ф." в форме разделения опубликована в Вестнике государственной регистрации N 21 (533) от 03.06.2015, N 26 (538) от 08.07.2015; запись о прекращении деятельности ООО "Ф." путем реорганизации в форме разделения внесена в ЕГРЮЛ 22.07.2015, т.е. до истечения тридцатидневного срока для предъявления требований кредиторов о досрочном прекращении или исполнении обязательств и возмещения убытков, исчисляемого с даты опубликования последнего сообщения о реорганизации ООО "Ф." от 08.07.2015.

Установив указанное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконными действий Инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи ГРН 2155027103713 от 22.07.2015 о прекращении деятельности ООО "Ф." путем реорганизации в форме разделения; обязании Межрайонной инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения записи ГРН 2155027103713 от 22.07.2015 из ЕГРЮЛ.

Десятый арбитражный апелляционный суд согласился с тем, что формально Межрайонной инспекцией нарушены положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", касающиеся реорганизации юридического лица, а именно не соблюден специальный срок для реализации кредиторами реорганизуемого лица своих прав на предъявление требования к должнику.

Апелляционный суд, устанавливая в соответствии с положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (статья 4, глава 24) обстоятельство, нарушают ли оспариваемые действия его права и законные интересы, пришел к выводу, что у заявителя отсутствует материально-правовой интерес в оспаривании регистрационных действий, удовлетворение заявления не приведет к восстановлению прав заявителя.

Десятый арбитражный апелляционный суд установил, что 21.04.2015 общим собранием участников ООО "Ф." принято решение о реорганизации общества в форме разделения на ООО "Ф-м", ООО "О.", ООО "Ф-о".

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ООО "Ф-м", ООО "О.", ООО "Ф-о" являются правопреемниками ООО "Ф."; впоследствии данные лица переименованы в ООО "Т.", ООО "О-к", ООО "М." соответственно.

ООО "Т.", ООО "О-к", ООО "М.", созданные в результате реорганизации ООО "Ф.", несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного лица в соответствии пунктом 3 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что при разделении общества все его права и обязанности переходят к обществам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом; пунктом 5 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Статьей 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Апелляционный суд установил, что в обоснование заявленных по настоящему делу требований Общество ссылается на то, что является заинтересованным лицом в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Ф." его обязательств, возникших из договора от 29.12.2009 долгосрочной аренды недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, пос. Шушары, Пулковское шоссе, д. 56, корп. 4, литера - А.

Обществом в Арбитражный суд Московской области 02.07.2015 предъявлен иск о взыскании с ООО "Ф." 9 246 351 руб. 71 коп. задолженности (дело N А41-48843/2015).

По указанному делу Арбитражный суд Московской области, удовлетворив ходатайство Общества о процессуальном правопреемстве, определением от 22 октября 2015 года произвел замену ответчика ООО "Ф." на ООО "Т.", ООО "О-к", ООО "М.".

Установив изложенные обстоятельства, Десятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что удовлетворение рассматриваемого по настоящему делу заявления не приведет к восстановлению прав заявителя, у него отсутствует материально-правовой интерес в оспаривании регистрационных действий; из материалов дела не следует, какие права и законные интересы заявителя нарушены в результате совершения налоговой инспекцией оспариваемых действий.

При указанных обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого постановления Десятого арбитражного апелляционного суда, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

2.4. Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на основании данных утраченного паспорта не соответствует требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

По делу N А65-8531/2015 К.И.В. обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции о признании государственной регистрации К.И.В. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) в качестве индивидуального предпринимателя недействительной.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2015 заявление К.И.В. удовлетворено. Кроме того, суд взыскал с Инспекции в пользу заявителя расходы по оплате экспертизы в сумме 12 045,44 руб. и по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2015 в части взыскания с Инспекции в пользу Кириллова И.В. расходов по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей было отменено, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

Инспекция, не согласившись с судебными актами в части взыскания с инспекции в пользу заявителя расходов по оплате экспертизы, обратилась с кассационной жалобой, в которой просила судебные акты отменить в обжалуемой части, и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении данных требований

Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следовало из материалов дела, 27.07.2009 К.И.В. был зарегистрирован Инспекцией в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 309169010400305.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статьей 22.1 Закона о государственной регистрации установлен порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются, в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, оспариваемым решением произведена регистрация заявителя в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления, поданного в налоговый орган по доверенности, и данных о заявителе.

Судом установлено, что паспорт <...> <...>, выданный <...>, на основании которого произведена государственная регистрация, был утрачен, и взамен его выдан паспорт <...> от 08.08.2008, а по ходатайству заявителя по делу была назначена экспертиза, и ее проведение поручено эксперту Е.О.В.

Из заключения эксперта N 2562/08-3 от 20.08.2015 следует, что подпись в доверенности от 02.03.2009 на гр. Г.А.Ф., выписке из реестра для регистрации нотариальных действий нотариуса с N П-1-234 по N П-1-236 от 02.04.2009, и заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р21001, выполнена не Кирилловым И.В.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявитель был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя на основании утерянного паспорта.

Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя на основании данных утраченного паспорта, то есть без установления личности заявителя, не соответствует требованиям Закона о государственной регистрации.

2.5. Закон не устанавливает обязательный досудебный порядок обжалования решения о государственной регистрации.

По делу N А41-68330/15 К.О.Е. (заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции о признании записи N 215007055400 от 30 июля 2015 года в ЕГРЮЛ о том, что руководителем постоянно действующего исполнительного органа (генеральным директором) Общества назначен Ч.П.Н., недействительной.

Определением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2015 года заявление оставлено без рассмотрения.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2016 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

От заявителя поступила кассационная жалоба, в которой он просил определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм процессуального права.

Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следовало из материалов дела, Инспекцией 30 июля 2015 года внесена запись в ЕГРЮЛ N 215007055400 о том, что руководителем постоянно действующего исполнительного органа (генеральным директором) Общества назначен Ч.П.Н.

Полагая, что данная запись является незаконной и нарушает его права и интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок, либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Оставляя заявленные требования без рассмотрения, суд указал на то, что К.О.Е. не представлено доказательств того, что решение регистрирующего органа, связанное с внесением в ЕГРЮЛ оспариваемой записи, ранее обжаловалось в вышестоящий регистрирующий орган.

Таким образом, по мнению суда, заявителем нарушен досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьей 25.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что является основанием для оставления заявления без рассмотрения.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами суда.

Согласно пункту 1 статьи 25.2 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции, действовавшей на момент вынесения обжалуемого определения) решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном указанным Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.

Таким образом, невозможность обращения в суд до обжалования в вышестоящий орган предусмотрена только в отношении решения об отказе в государственной регистрации.

Принимая во внимание, что предметом настоящего заявления является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации оспариваемой записи, у заявителя отсутствовала обязанность обжаловать его в вышестоящий регистрирующий орган или в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти до обращения в суд.

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для оставления заявления без рассмотрения.

По другому делу (N А21-9511/2015) суды апелляционной и кассационной инстанций признали ошибочной ссылку суда первой инстанции на статью 138 Налогового кодекса Российской Федерации, которая, в частности, была положена в основу вывода о том, что решение о государственной регистрации может быть обжаловано в суд только после его обжалования в вышестоящий орган.

Суд кассационной инстанции отметил следующее.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских фермерских хозяйств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 в настоящее время является Федеральная налоговая служба.

Согласно пункту 2 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации данный Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на то, что уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских фермерских хозяйств, в настоящее время является Федеральная налоговая служба, действие Налогового кодекса Российской Федерации на спорные правоотношения не распространяется, они регулируются нормами Закона N 129-ФЗ.

Абзацем вторым пункта 1 статьи 25.2 Закона N 129-ФЗ установлен досудебный порядок обжалования решения об отказе в государственной регистрации; для оспаривания решения о государственной регистрации такой порядок не предусмотрен.