МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39), не применяется организациями, которые применяют МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" в редакции 2014 года, вводимый в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н.

МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности"

C1 Пункт 29 изложить в следующей редакции:

29 Организация вправе по собственному усмотрению классифицировать ранее признанный финансовый актив как финансовый актив, оцениваемый по справедливой стоимости через прибыль или убыток, в соответствии с пунктом D19A. Организация должна раскрыть справедливую стоимость тех финансовых активов, которые она так классифицировала, по состоянию на дату такой классификации, а также их классификацию и балансовую стоимость в предыдущей финансовой отчетности.

После пункта 29 включить пункт 29A следующего содержания:

29A Организация вправе по собственному усмотрению классифицировать ранее признанное финансовое обязательство как финансовое обязательство, оцениваемое по справедливой стоимости через прибыль или убыток, в соответствии с пунктом D19. Организация должна раскрыть справедливую стоимость тех финансовых обязательств, которые она так классифицировала, по состоянию на дату такой классификации, а также их классификацию и балансовую стоимость в предыдущей финансовой отчетности.

Пункт 39G исключить.

После пункта 39T включить пункт 39U следующего содержания:

39U МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", выпущенным в измененной редакции в ноябре 2013 года, внесены поправки в пункты 29, B1 - B6, D1, D14, D15, D19 и D20, удалены пункты 39B и 39G и добавлены пункты 29A, B8, B9, D19A - D19D, D33, E1 и E2. Организация должна применить эти поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 9 в измененной редакции, выпущенной в ноябре 2013 года.

C2 В Приложении B:

Пункты B1 - B6 изложить в следующей редакции:

B1 Следующие исключения являются для организации обязательными:

(a) прекращение признания финансовых активов и финансовых обязательств (пункты B2 и B3);

(b) учет хеджирования (пункты B4 - B6);

(c) неконтролирующие доли участия (пункт B7);

(d) классификация и оценка финансовых активов (пункт B8);

(e) встроенные производные инструменты (пункт B9); и

(f) займы, предоставленные государством (пункты B10 - B 12).

Прекращение признания финансовых активов и финансовых обязательств

B2 За исключением ситуации, описанной в пункте B3, организация, впервые применяющая МСФО, должна применять требования МСФО (IFRS) 9, касающиеся прекращения признания, перспективно к операциям, совершаемым на дату перехода на МСФО или после этой даты. Например, если операция, в результате которой организация, впервые применяющая МСФО, прекратила признание непроизводных финансовых активов или финансовых обязательств в рамках ранее применявшихся ОПБУ, была совершена до даты перехода на МСФО, то в соответствии с МСФО организация не должна признавать указанные активы и обязательства (кроме случаев, когда они начинают удовлетворять критериям признания в результате последующей операции или последующего события).

B3 Несмотря на положения пункта B2, организация может применять требования к прекращению признания, предусмотренные МСФО (IFRS) 9, ретроспективно с любой выбранной организацией даты, при условии, что информация, необходимая для применения МСФО (IFRS) 9 к тем финансовым активам и финансовым обязательствам, признание которых было прекращено в результате прошлых операций, была получена тогда же, когда указанные операции первоначально были отражены в учете.

Учет хеджирования

B4 Согласно требованиям МСФО (IFRS) 9 по состоянию на дату перехода на МСФО организация должна:

(a) оценить все производные инструменты по справедливой стоимости; и

(b) элиминировать все убытки и прибыли с отложенным признанием, которые возникли по производным инструментам и в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ отражались в отчетности, как если бы они представляли собой активы или обязательства.

B5 Организация не должна отражать в своем вступительном отчете о финансовом положении по МСФО те отношения хеджирования, которые не отвечают требованиям МСФО (IFRS) 9 для применения учета хеджирования (например, многие отношения хеджирования, в которых инструментом хеджирования является отдельный выпущенный опцион или нетто-выпущенный опцион; либо в которых объектом хеджирования является нетто-позиция в рамках хеджирования денежных потоков относительно иного риска, чем валютный риск). Однако если организация определила по собственному усмотрению нетто-позицию в качестве объекта хеджирования согласно ранее применявшимся ОПБУ, то в соответствии с МСФО она может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования отдельную статью в составе этой нетто-позиции либо нетто-позицию, если она соответствует требованиям пункта 6.6.1 МСФО (IFRS) 9, при условии, что она сделает это не позже даты перехода на МСФО.

B6 Если некая операция была по усмотрению организации определена до даты перехода на МСФО как хеджирование, но такое хеджирование не удовлетворяет условиям, предусмотренным МСФО (IFRS) 9 для применения учета хеджирования, организация должна применить пункты 6.5.6 и 6.5.7 МСФО (IFRS) 9, чтобы прекратить учет хеджирования. Сделки, заключенные до даты перехода на МСФО, не могут ретроспективно определяться по усмотрению организации как хеджирование.

После пункта B7 включить пункты B8 - B9 и соответствующие заголовки к ним следующего содержания:

Классификация и оценка финансовых активов

B8 Организация должна оценить, отвечает ли финансовый актив условиям пункта 4.1.2 МСФО (IFRS) 9, исходя из фактов и обстоятельств, существующих на дату перехода на МСФО.

Встроенные производные инструменты

B9 Организация, впервые применяющая МСФО, должна оценить необходимость отделения встроенного производного инструмента от основного договора и отражения его в учете в качестве производного инструмента, исходя из условий, существовавших на наиболее позднюю из следующих дат: дату, на которую организация впервые стала стороной по данному договору, и дату, на которую требуется повторный анализ в соответствии с пунктом B4.3.11 МСФО (IFRS) 9.

C3 В Приложении D:

В пункт D1 внести следующие изменения:

подпункт (j) изложить в следующей редакции:

(j) определение ранее признанных финансовых инструментов (пункты D19 - D19D);

подпункты (r) - (s) изложить в следующей редакции:

(r) совместная деятельность (пункт D31);

(s) затраты на вскрышные работы на этапе эксплуатации разрабатываемого открытым способом месторождения (пункт D32); и

после подпункта (s) включить подпункт (t) следующего содержания:

(t) классификация по усмотрению предприятия договоров на покупку или продажу нефинансового объекта (пункт D33).

Пункты D14 - D15 изложить в следующей редакции:

D14 Когда организация составляет отдельную финансовую отчетность, она должна согласно МСФО (IAS) 27 учитывать свои инвестиции в дочерние организации, совместные предприятия и ассоциированные организации:

(a) либо по первоначальной стоимости;

(b) либо в соответствии с МСФО (IFRS) 9.

D15 Если организация, впервые применяющая МСФО, оценивает такую инвестицию по первоначальной стоимости согласно МСФО (IAS) 27, то в своем вступительном отчете о финансовом положении по МСФО она должна оценивать указанную инвестицию в одной из следующих сумм:

(a) первоначальной стоимости, определенной в соответствии с МСФО (IAS) 27; или

(b) условной первоначальной стоимости. Условной первоначальной стоимостью такой инвестиции будет ее:

(i) справедливая стоимость на дату перехода организации на МСФО в отдельной финансовой отчетности данной организации; или

(ii) балансовая стоимость, определенная согласно ранее применявшимся ОПБУ на эту дату.

Организация, впервые применяющая МСФО, может выбрать один из указанных в подпунктах (i) и (ii) подходов для оценки своей инвестиции в каждую дочернюю организацию, совместное предприятие или ассоциированную организацию, которую организация решает оценивать с использованием условной первоначальной стоимости.

Пункт D19 изложить в следующей редакции:

D19 МСФО (IFRS) 9 разрешает по усмотрению организации классифицировать какое-либо финансовое обязательство (при условии, что оно соответствует определенным критериям) как финансовое обязательство, оцениваемое по справедливой стоимости через прибыль или убыток. Несмотря на это требование, организации разрешается по собственному усмотрению классифицировать, по состоянию на дату перехода на МСФО, любое финансовое обязательство как оцениваемое по справедливой стоимости через прибыль или убыток при условии, что на эту дату указанное обязательство соответствует критериям, предусмотренным пунктом 4.2.2 МСФО (IFRS) 9.

После пункта D19 включить пункты D19A - D19D следующего содержания:

D19A Организация вправе по собственному усмотрению классифицировать финансовый актив как оцениваемый по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с пунктом 4.1.5 МСФО (IFRS) 9, исходя из фактов и обстоятельств, существующих на дату перехода на МСФО.

D19B Организация вправе по собственному усмотрению классифицировать инвестицию в долевой инструмент как оцениваемую по справедливой стоимости через прочий совокупный доход в соответствии с пунктом 5.7.5 МСФО (IFRS) 9, исходя из фактов и обстоятельств, существующих на дату перехода на МСФО.

D19C Если ретроспективное применение метода эффективной процентной ставки или требований в отношении обесценения, указанных в пунктах 58 - 65 и AG84 - AG93 МСФО (IAS) 39, является для организации практически неосуществимым (как это определено в МСФО (IAS) 8), то справедливая стоимость соответствующего финансового актива на дату перехода на МСФО становится его амортизированной стоимостью в новой категории на дату перехода на МСФО.

D19D Организация должна определить, исходя из фактов и обстоятельств, существующих на дату перехода на МСФО, не приведет ли порядок учета, предусмотренный пунктом 5.7.7 МСФО (IFRS) 9, к изменению прибыли или убытка вследствие учетного несоответствия.

Пункт D20 и соответствующий заголовок к нему изложить в следующей редакции:

Оценка финансовых активов или финансовых обязательств по справедливой стоимости при первоначальном признании

D20 Несмотря на требования пунктов 7 и 9, организация имеет право применить требования, предусмотренные пунктом B5.1.2A(b) МСФО (IFRS) 9, перспективно в отношении сделок, заключенных на дату перехода на МСФО или после этой даты.

После пункта D32 включить пункт D33 и соответствующий заголовок к нему следующего содержания:

Классификация по усмотрению организации договоров на покупку или продажу нефинансового объекта

D33 МСФО (IAS) 39 разрешает организации по собственному усмотрению классифицировать на дату заключения некоторые договоры на покупку или продажу нефинансового объекта как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток (см. пункт 5A МСФО (IAS) 39). Несмотря на это требование, организация вправе по собственному усмотрению классифицировать на дату перехода на МСФО существующие на эту дату договоры как оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, но только в том случае, если они соответствуют требованиям пункта 5A МСФО (IAS) 39 на указанную дату и организация классифицирует в эту категорию все аналогичные договоры.

C4 В Приложении E включить пункты E1 и E2 и соответствующий заголовок к ним следующего содержания:

Освобождение от необходимости пересчета сравнительной информации для целей МСФО (IFRS) 9

E1 В своей первой финансовой отчетности по МСФО организация, которая (а) переходит на МСФО в отношении годовых периодов, начинающихся до 1 января 2012 года, и (б) применяет МСФО (IFRS) 9, должна представить сравнительную информацию по меньшей мере за один год. Однако нет необходимости в том, чтобы эта сравнительная информация соответствовала МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации" или МСФО (IFRS) 9 в том случае, если информация, требуемая к раскрытию согласно МСФО (IFRS) 7, относится к статьям, попадающим в сферу применения МСФО (IFRS) 9. Для таких организаций, и только в контексте МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IFRS) 9, ссылки на "дату перехода на МСФО" означают начало первого отчетного периода по МСФО.

E2 Организация, которая решает представить в первый год своего перехода на МСФО сравнительную информацию, не соответствующую требованиям МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IFRS) 9, должна:

(a) применить к сравнительной информации о статьях, относящихся к сфере применения МСФО (IFRS) 9, требования к признанию и оценке, предусмотренные ранее применявшимися ОПБУ, а не требования МСФО (IFRS) 9;

(b) раскрыть этот факт вместе с основой, использованной для подготовки этой информации;

(c) считать, что корректировка показателей отчета о финансовом положении между отчетной датой сравнительного периода (т.е. отчета о финансовом положении, содержащего сравнительную информацию, которая была подготовлена в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ) и датой начала первого отчетного периода по МСФО (т.е. первого периода, который содержит информацию, соответствующую требованиям МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IFRS) 9) возникла вследствие изменения учетной политики, и раскрыть информацию, требуемую пунктами 28(a) - (e) и (f)(i) МСФО (IAS) 8. Пункт 28 (f)(i) распространяется только на суммы, представленные в отчете о финансовом положении по состоянию на отчетную дату сравнительного периода;

(d) применить пункт 17(c) МСФО (IAS) 1 в целях раскрытия дополнительной информации, когда соблюдение конкретных требований МСФО является недостаточным для того, чтобы дать пользователям возможность понять влияние отдельных операций, прочих событий и обстоятельств на финансовое положение организации и финансовые результаты ее деятельности.