II. Общие требования к организации индивидуальной

профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися

с девиантным поведением

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ) органы, осуществляющие управление в сфере образования, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики).

Работа указанных органов и организаций, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, должна строиться на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Поскольку органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, входят в систему профилактики, они должны осуществлять работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (далее - индивидуальная профилактическая работа).

Положения подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ конкретизируют полномочия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в данной сфере. Так, на указанные организации Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ возложены полномочия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и принятию мер по их воспитанию и получению ими общего образования, а также по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей.

Индивидуальная профилактическая работа согласно положениям пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ должна быть организована со следующими категориями несовершеннолетних обучающихся:

а) контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (безнадзорные), в том числе, если данные несовершеннолетние не имеют места жительства и (или) места пребывания (беспризорные);

б) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

в) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

г) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

д) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, то есть до 16-летнего возраста;

е) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

ж) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

з) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (например, подписка о невыезде, личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог);

и) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

к) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

л) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

м) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

н) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением следует учитывать положения пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, который дает право органам, осуществляющим управление в сфере образования, и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, с согласия их руководителя, проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, не указанными в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.

Например, индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, допускающими неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Также индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними обучающимися, имеющими риски отчуждения от образовательной деятельности в связи с неуспеваемостью по учебным предметам, не посещающими или систематически пропускающими занятия без уважительных причин.

В данном случае целью проведения индивидуальной профилактической работы является необходимость предупреждения правонарушений либо оказание психолого-педагогической, социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних обучающихся.

Такая помощь может оказываться в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами, социальными педагогами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучаются несовершеннолетние с девиантным поведением.

Для обеспечения комплексной помощи на базе организации, осуществляющей образовательную деятельность, может быть создан психолого-медико-педагогический консилиум (письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000 г. N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения"). В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей или иных законных представителей и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением при наличии одного из следующих документов:

а) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики;

б) приговор, определение или постановление суда;

в) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

г) документы, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики;

д) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающими с девиантным поведением определяются органами, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.

Так, индивидуальная профилактическая работа проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, следует обратить внимание, что в случае, если индивидуальная профилактическая работа проводится на основании заявления несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей, она может быть прекращена также на основании заявления указанных лиц.

При планировании мероприятий с каждым несовершеннолетним обучающимся с девиантным поведением в рамках организации индивидуальной профилактической работы необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и иные индивидуальные особенности ребенка, а также основания, послужившие поводом для постановки на персонифицированный учет.