Структура владения и параметры основных производственных проектов

Структура владения и параметры основных

производственных проектов

По состоянию на конец 2011 года в России функционировало 430 крупных и средних организаций - юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность в области "производство автомобилей, прицепов и полуприцепов", большая часть которых занималась производством автомобильных компонентов (55,8% общего числа организаций) и производством автомобилей (34,1%).

Доля участия коммерческих организаций в уставном капитале юридических лиц, функционирующих в сфере производства автомобилей, прицепов и полуприцепов значительно превалирует над долей участия органов государственной власти всех уровней (78,9% и 5,1% соответственно). В то же время доля физических лиц в распределении уставного капитала не превышает 3% от совокупного уставного фонда. Значительная доля участия в уставном капитале предприятий автомобилестроения некоммерческих организацией (8,6%) обусловлена фактом внесения государственного пакета акций ряда предприятий отрасли в имущество Государственной корпорации "Ростехнологии".

В настоящее время Государственная корпорация "Ростехнологии" является участником (36,36%) созданной в 2013 году компании "Alliance Rostec Auto B.V.", имеющей наибольшую долю (74,51%) в уставном капитале Открытого Акционерного Общества (далее - ОАО) "АВТОВАЗ"; доля государства (Министерство имущественных отношений Самарской области) составляет 0,22% уставного капитала.

Государственная корпорация "Ростехнологии" также является участником ОАО "КАМАЗ", имеющим наибольшую долю в его уставном капитале (49,9%) наряду с контролируемой ОАО "Сбербанк России" компанией AVTOINVEST LIMITED (24,53% уставного капитала) и автомобильным концерном DAIMLER AG (11% уставного капитала). Прямое участие государства в уставном капитале ОАО "КАМАЗ" отсутствует.

В течение последних четырех лет, ОАО "КАМАЗ" создал четыре совместных промышленных предприятий (далее - СП) с ведущими зарубежными производителями автокомпонентов, таких как ZF KAMA (коробки передач), Cummins KAMA (двигатели), KNORR BREMSE KAMA (тормозные системы) и Федерал Могул Набережные Челны (части цилиндропоршневой группы).

В марте 2010 году ОАО "КАМАЗ", CNH Global NV и Parto из FIAT Group, подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству сельскохозяйственной и строительной техники. Доли в CNH-KAMAZ Industrial BV распределены между партнерами на паритетных началах. В сентябре 2011 года ОАО "КАМАЗ" и Marcopolo SA подписали соглашение о создании совместного предприятия для производства и сбыта автобусов Marcopolo. Это совместное предприятие планирует произвести 3000 автобусов в год и выйти на проектную мощность к 2016 году. ОАО "КАМАЗ" с 2014 года планирует начать поставки грузовиков, отвечающих требованиям экологического класса Евро-5. Компания сотрудничает с 600 поставщиками в России, СНГ и других зарубежных стран и России, 120 производителями автомобилей специального назначения.

Кроме общеизвестных производственных предприятий было построено 8 новых заводов, где автопроизводители реализуют проекты по созданию новых производств. В числе ключевых проектов следует отметить следующие:

- совместное предприятие Форд-Соллерс, которое объединило в июне 2011 года производственные мощности заводов "Ford-Sollers Набережные Челны", "Ford-Sollers Елабуга" и "Ford-Sollers Всеволожск", доведя их до уровня 350 тыс. автомобилей в год с примерным объемом инвестиций в 1 200 млн. долл. США;

- консорциум общество с ограниченно ответственностью (далее - ООО) "Дженерал Моторз Авто" и ЗАО "Джи Эм-Автоваз", перечень моделей которого насчитывает 19 моделей марок Chevrolet, Cadillac и Opel;

- СП MAZDA SOLLERS Manufacturing Rus с объемом инвестиций 10 млрд. руб. и количеством сотрудников 3000 человек;

- расширение производства полного цикла на производственных мощностях РСМА Rus - СП концерна PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors Corporation в Калужской области;

- развитие производства автомобилей Volkswagen в Калужской области и контрактной сборки Volkswagen и Skoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде с объемом инвестиций в производство до 200 миллионов евро. К 2015 году запланировано увеличение мощностей до 200 - 225 тыс. шт. в год.

Идет наращивание производства на действующих сборочных предприятиях отрасли.

Так, завод Автофрамос в Москве в 2012 году довел мощности до 188 тыс. шт./год, выпустив 168 тыс. шт./год. Дальнейший рост мощностей в Москве ограничен используемой территорией.

В Санкт-Петербурге совокупные мощности компаний Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус, Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия и Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус в сумме уже составляют более 350 тыс. шт./год.

На Дальнем Востоке Соллерс в рамках "Соллерс Дальний Восток" увеличил выпуск автомобилей SsangYong, который в 2012 году составил 32,8 тыс. шт.

Автотор выпустил за 2012 год 249,64 тыс. шт., или на 12% больше, чем в 2011 году. В настоящее время идет проработка проекта по созданию на новой площадке дополнительных производственных мощностей на 250 тыс. автомобилей в год, первая очередь - на 150 тыс. шт./год к 2016 году; вторая очередь - еще на 100 тыс. шт./год к 2018 году.

Созданное в Карачаево-Черкессии предприятие Дервейс ведет сборку китайских легковых автомобилей. Его производственные мощности в 2012 году были загружены 93,3% при объеме выпуска 46,6 тыс. шт. Кроме того, с 2011 года китайские автомобили собирает созданное в Московской обл. предприятие ИМС, за 2012 год было собрано 23904 шт.

Производство ТагАЗ в Ростовской области, работающее вне режимов "промышленной сборки", на данный момент находится под реструктуризацией.

Производители борются за снижение расходов, реструктурируют бизнес-процессы, интенсифицируют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, расширяют портфель производимой продукции, объединяют платформы, применяя модульный принцип и унификацию компонентов, внедряют программы по снижению издержек при закупке компонентов и комплектующих (например, ОАО "АВТОВАЗ" и альянс Renault-Nissan объявили о создании единой закупочной компании для своих предприятий в России), повышают качество своей продукции (за последние два года качество комплектующих изделий ОАО "АВТОВАЗ" повысилось в 10 раз).

Данные по производству автотранспортных средств в России представлены в таблицах 1 - 3.