V. Механизмы реализации Стратегии

Основным источником, обеспечивающим реализацию Стратегии, является государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы и иные государственные программы, связанные с отдельными областями культуры. При этом мероприятия, показатели и параметры государственных программ Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", "Внешнеполитическая деятельность", "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и других документов стратегического планирования, оказывающих влияние на государственную культурную политику (в частности, федеральные целевые программы в сфере культуры, образования, русского языка, межнациональных отношений, патриотического воспитания, туризма), могут быть при необходимости скорректированы с учетом положений Основ государственной культурной политики и Стратегии.

Для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, организациями культуры и искусства, представителями творческой интеллигенции, разработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной политики в области культуры и искусства создан Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

Межотраслевые и межуровневые вопросы развития культуры, образования, средств массовой информации, молодежной политики, межнациональных отношений, духовного состояния нации, патриотического воспитания и гражданских прав могут быть предметом совместного обсуждения с другими консультативными органами при Президенте Российской Федерации (Совет по науке и образованию, Совет по русскому языку, Совет по межнациональным отношениям, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, Совет по делам казачества, Совет по развитию гражданского общества и правам человека, Координационный совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы).

В соответствии с Основами государственной культурной политики необходимо обеспечить межведомственную и межуровневую координацию, что достигается в том числе за счет создания координационного органа, полномочия которого указаны в Основах государственной культурной политики.

Институтами развития в сфере государственной культурной политики выступают существующие и планируемые к созданию государственные и негосударственные, но поддерживаемые государством структуры, деятельность которых направлена на развитие культурной (в широком и узкоотраслевом понимании) инфраструктуры, привлечение корпоративных и частных инвестиций, преодоление инфраструктурных ограничений культурной сферы, выравнивание диспропорций регионального развития, содействие развитию государственно-частного партнерства.

Поддержка отечественного кинематографа (включая продюсеров и прокатчиков национальных фильмов), укрепление структуры производства массовых фильмов, привлечение российских и зарубежных инвесторов, а также повышение качества и конкурентоспособности отечественного кинематографа входят в задачи Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

При положительной динамике макроэкономических показателей российской экономики и (или) реализации всего комплекса институциональных и законодательных мер представляется возможным создание иных институтов развития, в том числе для реализации (софинансирования) крупных частных или общественно-государственных инфраструктурных и комплексных проектов, в целях аккумулирования средств, необходимых для сохранения объектов культурного наследия, исторической среды городов и поселений, а также для создания условий для развития культурно-познавательного туризма.

Обязательным условием успешного регулирования и реализации государственной культурной политики является приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с целями, задачами, направлениями и приоритетами Основ государственной культурной политики и Стратегии.

В период 2016 - 2020 годов в целях нормативного обеспечения Основ государственной культурной политики и Стратегии необходимо принять:

акт в части создания условий для дальнейшего развития института государственно-частного партнерства и меценатства в сфере культуры;

акт, направленный на развитие книгоиздания, на книгораспространение, распространение периодической печати, совершенствование инфраструктуры чтения в целях сохранения и развития единого культурного пространства Российской Федерации;

акт в области сохранения культурного наследия народов Российской Федерации в части наделения Министерства культуры Российской Федерации полномочиями по проведению внеплановых выездных проверок хранилищ культурных ценностей;

акты, направленные на усиление ответственности участников туристского рынка и повышение уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы Российской Федерации;

акт, устанавливающий разрешение показа фильма без прокатного удостоверения при проведении кинофестивалей на территории Российской Федерации.

В период 2020 - 2030 годов будет осуществляться дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации, в том числе в части создания условий для увеличения внебюджетных поступлений, иные меры законодательного и нормативно-правового регулирования, необходимые для успешной реализации Стратегии.

Реализация Основ государственной культурной политики и Стратегии предполагает научно-методическое сопровождение разработки и принятия обоснованных управленческих решений на федеральном, региональном и местном уровнях.

Научно-исследовательские институты наряду с научными центрами и исследовательскими подразделениями образовательных организаций высшего образования осуществляют фундаментальные и прикладные исследования, в том числе в рамках государственных и федеральных целевых программ, за счет субсидий некоммерческим организациям на творческие проекты, в рамках государственного заказа и иных механизмов поддержки научно-исследовательской и методической деятельности.

Для повышения качества кадров в сфере культуры разрабатывается система кадрового потенциала как на федеральном, так и на региональном уровнях, включающая кандидатуры для замещения должностей государственной гражданской службы (группа "Руководитель") и руководящих должностей государственных учреждений культуры. Обеспечивается подготовка и повышение квалификации лиц, вошедших в кадровый резерв. Кроме того, специалисты подведомственных учреждений повышают квалификацию по разным направлениям.

Принимаются меры по сближению профессионального образования с потребностями отрасли путем актуализации (принятия новых) федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями самостоятельно, с учетом требований, предъявляемых организациями культуры к квалификации кадров, и профессиональных стандартов.

Для осуществления оценки состояния и контроля эффективности реализации государственной культурной политики создается федеральная информационно-аналитическая система мониторинга реализации государственной культурной политики, по результатам которого формируется государственный доклад о реализации государственной культурной политики в Российской Федерации.

Указанная система предусматривает внедрение новых критериев оценки достижения результатов культурной деятельности, а также ключевых показателей эффективности руководителей в сфере культуры, образования, науки, молодежной политики.

Стратегия предусматривает включение профессиональных союзов и общественных организаций в сфере культуры в процесс реализации государственной культурной политики, включая вопросы подготовки кадров и повышения квалификации.

Прежде всего речь идет о профессиональных союзах и ассоциациях, имеющих длительную историю успешного взаимодействия с органами государственной власти, объединяющих значительное число профессионалов и являющихся выразителями интересов и позиции значительной части профессионального и экспертного сообществ, таких, как Союз театральных деятелей Российской Федерации, Союз кинематографистов Российской Федерации, Союз художников России, Союз писателей России, Союз композиторов России, Союз архитекторов России, Союз журналистов России, Союз концертных организаций России, Союз музеев России, Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, Ассоциация музыкальных учебных заведений и др.

Появляются и новые субъекты культурной политики, например Союз реставраторов России, а также крупные общероссийские организации и движения, инициирующие общественно значимые, опирающиеся на традиционные духовные ценности культурные проекты, например Всероссийское хоровое общество.

Примером государственно-частного партнерства в вопросах исторического просвещения, патриотического воспитания и противодействия фальсификации отечественной истории является деятельность Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество".

Необходимо разработать механизм делегирования органами государственной власти части функций в части экспертизы, экспертных исследований, соуправления ресурсами, поддержки творческих инициатив, в том числе в субъектах Российской Федерации, повышения квалификации представителей творческих профессий институтам гражданского общества.