II. Рассмотрение документов заявки

12. Представленная в Роспатент заявка регистрируется при отсутствии оснований для отказа в ее приеме.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки:

1) заявка, представленная на бумажном носителе, не содержит заявления;

2) в заявлении не указан заявитель, его место нахождения или место жительства либо адрес для переписки;

3) заявление представлено не на русском языке или заявление не поддается прочтению;

4) представление документов заявки на бумажном носителе, обработка которого невозможна по техническим причинам, связанным с состоянием бумажного носителя;

5) наличие грифа "коммерческая тайна" на документах заявки;

6) представление документов заявки в электронной форме с нарушением пунктов 14, 20, 21 Требований к документам заявки.

13. При наличии хотя бы одного из указанных в пункте 12 Правил оснований для отказа в приеме заявки она не принимается и не регистрируется, о чем Роспатент в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявки направляет заявителю уведомление.

14. При отсутствии оснований для отказа в приеме заявки, указанных в пункте 12 Правил, она принимается и регистрируется, о чем Роспатент в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявки направляет заявителю уведомление с указанием даты регистрации заявки, которая устанавливается по дате поступления заявки, и регистрационного номера заявки.

15. В случае представления документов заявки по факсу их оригиналы должны быть представлены в течение одного месяца со дня поступления документов заявки по факсу вместе с сопроводительным письмом, идентифицирующим представленные по факсу документы заявки.

При соблюдении предусмотренного абзацем первым настоящего пункта условия датой поступления документов заявки считается день их поступления по факсу.

Если оригиналы документов заявки представлены с нарушением условий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, или они не идентичны документам заявки, поступившим по факсу, датой поступления документов заявки считается день поступления их оригиналов, а документы заявки, представленные по факсу, не рассматриваются.

Если прилагаемые к заявке документы, представленные по факсу, либо какая-то их часть не получены или не читаемы, то датой поступления неполученных или нечитаемых прилагаемых к заявке документов считается день поступления соответствующих оригиналов.

Регистрация заявки, представленной по факсу, осуществляется после поступления ее оригинала и при отсутствии оснований для отказа в приеме заявки, предусмотренных пунктом 12 Правил.

16. Документы заявки, представленные в Роспатент, не подлежат возврату заявителю.

17. По зарегистрированной заявке проводится экспертиза, включающая формальную экспертизу и экспертизу заявки по существу.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2017 N 1151 Приложение к Положению о пошлинах изложено в новой редакции. См. размер пошлины ранее установленный пунктом 1.9 в пункте 1.11 новой редакции.

18. До начала формальной экспертизы проверяется уплата пошлин, установленных пунктами 1.3 и 1.9 приложения к Положению о пошлинах.

Если в результате проверки уплата пошлины в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, подтверждена, по заявке проводится формальная экспертиза, предусмотренная пунктом 21 Правил.

19. Если в результате проверки уплата пошлины в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, не подтверждена, заявителю направляется уведомление о начислении соответствующей пошлины в установленном Положением о пошлинах размере (далее - начисленная пошлина) с указанием необходимости уплатить пошлину в течение двух месяцев со дня направления указанного уведомления или представить документы, подтверждающие право заявителя на освобождение от уплаты пошлины в установленном размере, на уменьшение ее размера.

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной статьей 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, 6961, 6962, 7009; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4264; N 49, ст. 6928; 2015, N 1, ст. 67, 72; N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4342, 4376), сведения об уплате пошлины отсутствуют, а в документах заявки имеется отметка о том, что соответствующая пошлина уплачена, заявителю направляется уведомление, в котором сообщается о возможности заявителя представить копию документа, подтверждающего уплату пошлины в течение двух месяцев со дня направления указанного уведомления.

20. Если начисленная пошлина уплачена в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, то по заявке проводится формальная экспертиза, предусмотренная пунктом 21 Правил.

Если начисленная пошлина не уплачена в размере и порядке, установленных Положением о пошлинах, или сумма начисленной пошлины, уплаченной за действия, предусмотренные пунктами 1.3 и 1.9 приложения к Положению о пошлинах, меньше размера пошлины, установленного Положением о пошлинах, по заявке принимается решение о признании заявки отозванной.

21. В ходе проведения формальной экспертизы проверяется наличие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1377 Кодекса, и их соответствие Требованиям к документам заявки, в том числе соблюдение требования единства промышленного образца, предусмотренного пунктом 1 статьи 1377 Кодекса (далее - требование единства промышленного образца).

Формальная экспертиза проводится без анализа сущности промышленного образца.

22. В ходе проведения формальной экспертизы также проверяется соблюдение порядка подачи заявки, предусмотренного пунктом 1 статьи 1247 Кодекса, в том числе наличие документов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 3 Правил, если такие документы представлены заявителем по собственной инициативе, и соблюдение предъявляемых к ним требований, предусмотренных настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, а также соблюдение порядка подачи ходатайства об установлении конвенционного приоритета, установленного пунктами 1, 2 статьи 1382 Кодекса, если такой приоритет испрашивается по заявке, положений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2, подпунктами 1 - 3 пункта 3, пунктом 6 Правил.

23. Если в результате проверки установлено, что заявка подана с нарушением требования единства промышленного образца, заявителю в двухмесячный срок со дня начала формальной экспертизы направляется уведомление о нарушении требования единства промышленного образца, в котором предлагается в трехмесячный срок со дня направления указанного уведомления сообщить, в отношении какого из промышленных образцов следует проводить экспертизу заявки по существу.

24. Уведомление, предусмотренное подпунктом 23 Правил, также содержит сведения:

1) о том, что, если запрашиваемая информация не будет представлена в указанный в пункте 23 Правил срок, экспертиза заявки по существу будет проводиться в отношении промышленного образца, указанного первым, или группы промышленных образцов, отвечающих требованию единства промышленного образца с промышленным образцом, указанным в заявке первым;

2) о праве заявителя представить в указанный в пункте 23 Правил срок составленное в произвольной форме ходатайство о пересмотре вывода экспертизы о нарушении требования единства промышленного образца с приведением доводов и разъяснений, подтверждающих, по мнению заявителя, соблюдение требования единства промышленного образца;

3) о праве заявителя представить в указанный в пункте 23 Правил срок ходатайство, предусмотренное подпунктом 4 пункта 3 Правил, направленное на приведение заявки в соответствие с требованием единства промышленного образца;

4) о том, что в отношении промышленных образцов, содержащихся в заявке и не удовлетворяющих требованию единства промышленного образца, заявитель может подать выделенные заявки.

25. Если заявитель не сообщит в установленный в пункте 23 Правил срок, в отношении какого из промышленных образцов следует проводить экспертизу заявки по существу, экспертиза заявки по существу проводится в отношении промышленного образца, указанного первым, или группы промышленных образцов, отвечающих требованию единства промышленного образца с первым указанным в заявке промышленным образцом.

26. Если заявителем представлено ходатайство, предусмотренное подпунктом 2 пункта 24 Правил о пересмотре вывода экспертизы о нарушении требования единства промышленного образца с приведением доводов и разъяснений, подтверждающих, по мнению заявителя, соблюдение требования единства промышленного образца, доводы заявителя рассматриваются на стадии экспертизы заявки по существу, о чем заявитель информируется в уведомлении о положительном результате формальной экспертизы.

27. В случае если в результате формальной экспертизы заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 28 Правил, заявитель уведомляется о нарушении требования единства промышленного образца в указанном запросе.

28. В ходе формальной экспертизы заявителю в срок, не превышающий двух месяцев со дня начала формальной экспертизы, направляется запрос, предусмотренный пунктом 3 статьи 1384 Кодекса (далее - запрос документов), при наличии оснований, предусмотренных пунктом 29 Правил.

29. Основаниями для запроса документов являются:

1) отсутствие в заявке хотя бы одного из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1377 Кодекса;

2) несоответствие документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1377 Кодекса, Требованиям к документам заявки;

3) нарушение порядка подачи заявки, предусмотренного пунктом 1 статьи 1247 Кодекса;

4) нарушение порядка испрашивания конвенционного приоритета, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 1382 Кодекса и подпунктом 2 пункта 2, подпунктами 1, 2, 3 пункта 3, пунктом 6 Правил.

30. В запросе документов указываются выявленные недостатки со ссылками на положения нормативных правовых актов, в соответствии с которыми запрашиваются документы, и предлагается представить запрашиваемые документы в течение трех месяцев со дня направления Роспатентом запроса в соответствии с пунктом 3 статьи 1384 Кодекса.

31. В запросе документов заявитель также уведомляется о том, что:

1) представленные в составе запрашиваемых документов дополнительные материалы в соответствии со статьей 1378 Кодекса не должны изменять заявку по существу;

2) если ответ на запрос документов не будет представлен в трехмесячный срок с даты направления запроса материалов или заявитель не подаст ходатайство о продлении срока, по заявке будет принято решение о признании заявки отозванной;

3) запрашиваемые документы представляются на ознакомление третьим лицам в соответствии со статьей 1394 Кодекса.

32. По поступившим запрашиваемым документам в ответ на запрос документов проводится проверка соблюдения срока их представления, предусмотренного пунктом 30 Правил, и соответствия документов Требованиям к документам заявки.

33. Если по результатам проверки документов установлено, что они включают дополнительные материалы, которые изменяют заявку по существу, такие материалы в части, изменяющей заявку по существу, при дальнейшем рассмотрении заявки во внимание не принимаются.

34. В ходе формальной экспертизы:

- устанавливается дата подачи заявки в соответствии с пунктом 3 статьи 1377 Кодекса;

- осуществляется классификация промышленного образца в соответствии с Международной классификацией промышленных образцов, принятой Локарнским соглашением, устанавливающим Международную классификацию промышленных образцов, заключенным 8 октября 1968 года в г. Локарно (МКПО).

35. Если промышленный образец может быть отнесен к разным рубрикам МКПО, устанавливаются все соответствующие классификационные индексы. При этом выбор первого классификационного индекса определяется по названию промышленного образца.

Классификационные индексы, установленные в ходе формальной экспертизы, могут быть изменены в ходе экспертизы заявки по существу.

36. Если в результате формальной экспертизы установлено, что документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 1377 Кодекса, представлены в соответствии с предусмотренным статьей 1247 Кодекса порядком и соответствуют Требованиям к документам заявки, в том числе требованию единства промышленного образца, заявителю в двухмесячный срок со дня начала формальной экспертизы заявки направляется уведомление о положительном результате формальной экспертизы заявки с указанием классификационного индекса, установленного в соответствии с МКПО, и даты подачи заявки.

37. Если в результате формальной экспертизы установлено, что в ответ на запрос документов документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 1377 Кодекса, не представлены или представлены, но не соответствуют Требованиям к документам заявки и (или) заявка подана с нарушением установленного пунктом 1 статьи 1247 Кодекса порядка подачи заявки (далее - наличие недостатков заявки), по заявке принимается решение о признании заявки отозванной с указанием причины признания заявки отозванной.

Если наличие недостатков заявки не является препятствием для установления даты подачи заявки, в решении о признании заявки отозванной указывается дата подачи заявки.

38. При положительном результате формальной экспертизы проводится экспертиза заявки по существу, которая включает:

1) проверку соблюдения требования единства промышленного образца в соответствии с пунктом 1 статьи 1377 Кодекса;

2) проверку возможности отнесения заявленного промышленного образца к промышленным образцам в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 1352 Кодекса;

3) проверку соответствия промышленного образца требованиям, установленным статьей 1231.1 Кодекса;

4) проверку соответствия промышленного образца требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 Кодекса;

5) проверку соответствия промышленного образца условиям патентоспособности, предусмотренным пунктом 5 статьи 1352 Кодекса;

6) проведение информационного поиска в отношении промышленного образца для определения общедоступных сведений, с учетом которых будет осуществляться проверка его соответствия условиям патентоспособности, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 1352 Кодекса (далее - проверка новизны и оригинальности), при этом информационный поиск не проводится в случае, указанном в абзаце шестом пункта 1 статьи 1391 Кодекса;

7) проверку новизны и оригинальности промышленного образца в соответствии с пунктами 2 - 4 статьи 1352 Кодекса.

39. Проверка соблюдения требования единства промышленного образца в соответствии с пунктом 1 статьи 1377 Кодекса проводится с учетом сущности промышленного образца.

40. Если в результате проверки, предусмотренной подпунктом 1 пункта 38 Правил, установлено, что заявка подана с нарушением требования единства промышленного образца, заявителю направляется уведомление, предусмотренное пунктом 23 Правил.

Если в трехмесячный срок с даты направления уведомления, предусмотренного пунктом 23 Правил, заявитель не сообщает, в отношении какого из промышленных образцов следует проводить экспертизу заявки по существу, дальнейшая экспертиза заявки по существу проводится в порядке, предусмотренном пунктом 25 Правил.

41. Если заявитель в трехмесячный срок со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 23 Правил, представит ходатайство, предусмотренное пунктом 26 Правил, указанное ходатайство рассматривается при проведении экспертизы по существу.

42. Если по результатам проверки возможности отнесения заявленного промышленного образца к промышленным образцам в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 1352 Кодекса установлено, что заявленный промышленный образец относится к промышленным образцам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 1352 Кодекса, осуществляется проверка патентоспособности заявленного промышленного образца, предусмотренная пунктом 1231.1 Кодекса.

Если по результатам проверки возможности отнесения заявленного промышленного образца к промышленным образцам в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 1352 Кодекса установлено, что заявленный промышленный образец не относится к таким промышленным образцам, заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 86 Правил.

43. Проверка соблюдения соответствия промышленного образца требованиям, установленным статьей 1231.1 Кодекса, включает:

1) проведение информационного поиска, в том числе по соответствующим базам данных, официальных символов, наименований, отличительных знаков либо их узнаваемых частей (далее - официальный символ), которые предположительно могут включать, воспроизводить или имитировать промышленный образец;

2) в случае выявления официального символа - проверку представления заявителем документа, предусмотренного подпунктом 5 пункта 2 Правил. Если заявителем не представлен документ, предусмотренный подпунктом 5 пункта 2 Правил, заявителю направляется запрос в соответствии с пунктом 84 Правил.

Если по результатам проверки установлено соответствие заявленного промышленного образца требованиям статьи 1231.1 Кодекса, осуществляется проверка патентоспособности заявленного промышленного образца, предусмотренная пунктом 4 статьи 1349 Кодекса.

Если по результатам проверки установлено несоответствие промышленного образца требованиям статьи 1231.1 Кодекса, заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 86 Правил.

44. Если в результате проверки соответствия промышленного образца требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 Кодекса, установлено, что промышленный образец не может быть объектом патентных прав, заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 86 Правил.

Если в результате проверки соответствия промышленного образца требованиям, установленным пунктом 4 статьи 1349 Кодекса установлено, что промышленный образец может быть объектом патентных прав, проводится проверка соответствия промышленного образца условиям патентоспособности, предусмотренным пунктом 5 статьи 1352 Кодекса.

45. Если в результате проверки соответствия промышленного образца условиям патентоспособности, предусмотренным подпунктом 1 пункта 5 статьи 1352 Кодекса, установлено, что все признаки промышленного образца относятся к обусловленным исключительно технической функцией изделия, заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 86 Правил.

Если по результатам проверки установлено, что все признаки промышленного образца относятся не только к обусловленным исключительно технической функцией изделия, осуществляется проверка патентоспособности заявленного промышленного образца, предусмотренная подпунктом 2 пункта 5 статьи 1352 Кодекса.

КонсультантПлюс: примечание.

ФЗ от 23.05.2018 N 116-ФЗ в пп. 2 п. 5 ст. 1352 ГК РФ слова "в пунктах 4 - 10 статьи 1483" заменены словами "в пунктах 4 - 9 статьи 1483".

46. При проверке соответствия промышленного образца условиям патентоспособности, предусмотренным подпунктом 2 пункта 5 статьи 1352 Кодекса, проводится информационный поиск объектов, указанных в пунктах 4 - 10 статьи 1483 Кодекса.

Предоставление правовой охраны промышленным образцам, идентичным объектам, указанным в пункте 4, подпунктах 1, 2 пункта 9 статьи 1483 Кодекса, либо производит такое же общее впечатление, либо включает указанные объекты, допускается в случае представления заявителем документов, предусмотренных подпунктами 6 - 8 пункта 2 Правил.

47. В случае если заявителем не представлены документы, предусмотренные подпунктами 6 - 8 пункта 2 Правил, а также в случаях, если установлено, что промышленный образец идентичен объектам, указанным в пунктах 5 - 8, 10 статьи 1483 Кодекса, либо производящим такое же общее впечатление, либо включающим указанные объекты, заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 86 Правил.

48. Промышленный образец признается способным ввести в заблуждение в том случае, если он включает указание на несоответствующую действительности дату основания производства, изображения наград, не присуждавшихся производителю или товару (изделию). Предоставление правовой охраны промышленным образцам, включающим такие изображения, допускается, если заявителем представлены в Роспатент документы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2 Правил. В случае если документы, предусмотренные подпунктом 4 пункта 2 Правил, не представлены, заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 84 Правил.

49. При проверке соответствия промышленного образца условиям патентоспособности, предусмотренным подпунктом 2 пункта 5 статьи 1352 Кодекса, учитываются сведения о промышленных образцах, товарных знаках или иных средствах индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение), предоставление правовой охраны которым признано недействительным на том основании, что действия правообладателя, связанные с их государственной регистрацией и использованием были признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом на основании решения федерального антимонопольного органа и его территориальных органов или решения суда.

Если по результатам проверки установлено соответствие заявленного промышленного образца условиям патентоспособности, установленным подпунктом 2 пункта 5 статьи 1352 Кодекса, проводится информационный поиск для целей проверки новизны и оригинальности заявленного промышленного образца и осуществляется проверка его новизны и оригинальности, предусмотренная пунктами 2 - 4 статьи 1352 Кодекса.

50. Приоритет промышленного образца устанавливается с учетом положений статей 1381, 1382 Кодекса.

51. Информационный поиск в отношении промышленного образца для определения общедоступных сведений, предусмотренный подпунктом 6 пункта 38 Правил, проводится после установления приоритета промышленного образца.

52. Информационный поиск, указанный в пункте 51 Правил, проводится в отношении совокупности существенных признаков промышленного образца, представленных на изображениях внешнего вида изделия, входящих в комплект изображений, представленный на дату подачи заявки, в том числе его трехмерной модели в электронной форме.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

53. Если заявлена группа промышленных образцов, информационный поиск проводится в отношении совокупности существенных признаков каждого из заявленных промышленных образцов группы в отдельности, принятой к рассмотрению в результате проверки соблюдения требования единства промышленного образца, предусмотренной подпунктом 1 пункта 38 Правил.

54. Общедоступными считаются сведения, содержащиеся в источнике информации, с которым может ознакомиться любое лицо.

55. Датой, определяющей включение источника информации в общедоступные сведения, является:

- для опубликованных патентных документов - указанная на них дата опубликования;

- для отечественных печатных изданий и печатных изданий СССР указанная на них дата подписания в печать;

- для отечественных печатных изданий и печатных изданий СССР, на которых не указана дата подписания в печать, а также для иных печатных изданий дата их выпуска, а при отсутствии возможности ее установления - последний день месяца или 31 декабря указанного в издании года, если время выпуска определяется соответственно месяцем или годом;

- для депонированных рукописей статей, обзоров, монографий и других материалов - дата их депонирования;

- для отчетов о научно-исследовательских работах, пояснительных записок к опытно-конструкторским работам и другой конструкторской, технологической и проектной документации, находящейся в органах научно-технической информации, - дата их поступления в эти органы;

- для нормативно-технической документации - дата ее регистрации в уполномоченном органе;

- для материалов диссертаций и авторефератов диссертаций, изданных на правах рукописи, - дата их поступления в библиотеку;

- для принятых на конкурс работ - дата их выкладки для ознакомления, подтвержденная документами, относящимися к проведению конкурса;

- для визуально воспринимаемых источников информации - документально подтвержденная дата, с которой стало возможно их обозрение;

- для экспонатов, помещенных на выставке, - документально подтвержденная дата начала их показа;

- для сообщений по телевидению, в кино - дата такого сообщения, если оно зафиксировано на соответствующем носителе информации на указанную дату;

- для сведений об изделии, ставшем известным в результате его использования, - документально подтвержденная дата, с которой эти сведения стали общедоступными;

- для сведений, полученных в электронном виде (через доступ в режиме онлайн в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с оптических дисков (далее - электронная среда), - дата публикации документов, ставших доступными с помощью электронной среды, если она на них имеется, либо, если эта дата отсутствует, - дата размещения сведений в электронной среде.

56. В качестве характеристики области информационного поиска (совокупности источников информации, которые просматриваются для выявления сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета заявленного промышленного образца в целях проверки его новизны и оригинальности) используются индексы рубрик МКПО.

57. При определении области информационного поиска учитывается необходимость поиска аналогов решения внешнего вида изделия в целом, а также аналогов решений внешнего вида его частей.

58. При проведении информационного поиска в объем поиска для целей проверки новизны и оригинальности промышленного образца включаются все известные до даты приоритета заявленного промышленного образца из общедоступных сведений изображения внешнего вида изделий, сходного с заявленным промышленным образцом назначения, а также, при условии их более раннего приоритета, - учитываются все поданные в Российской Федерации заявки на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и заявки на государственную регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, кроме отозванных и признанных отозванными, с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, и запатентованные в Российской Федерации промышленные образцы.

59. В ходе информационного поиска может возникнуть необходимость в уточнении области информационного поиска, в частности за счет включения нового классификационного индекса МКПО в характеристику области информационного поиска или изменения такого индекса, при этом информационный поиск осуществляется с учетом всех установленных индексов МКПО.

60. Информационный поиск проводится по базам данных патентных ведомств, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) по сайтам периодических изданий, сайтам производителей, другим сайтам, содержащим информацию об изделиях сходного назначения.

61. По результатам проведения информационного поиска в сети Интернет во внимание принимается информация, опубликованная ранее даты приоритета заявленного промышленного образца.

62. Если найденные в сети Интернет сведения не содержат даты публикации и отсутствует возможность установить дату ее размещения в электронной среде, такие сведения не учитываются при установлении патентоспособности.

63. По результатам информационного поиска до принятия решения по результатам экспертизы заявки по существу составляется отчет об информационном поиске, в который включаются источники информации, содержащие общедоступные сведения, касающиеся наиболее близких по совокупности существенных признаков изделий сходного с заявленным промышленным образцом назначения и внешнего вида, известные из сведений, ставших общедоступными до даты приоритета заявленного промышленного образца (далее - источники информации).

64. В отчете об информационном поиске указываются:

- номер заявки, по которой проведен информационный поиск;

- дата подачи заявки в Роспатент;

- дата приоритета промышленного образца;

- индексы рубрик МКПО, установленные при классифицировании заявленного промышленного образца;

- название промышленного образца, в отношении которого проведен информационный поиск;

- индексы рубрик МКПО, характеризующие область информационного поиска, перечень патентной документации стран, необходимой для включения в область поиска, иная литература по соответствующей тематике;

- библиографические данные ссылок на документы, на их конкретные части, относящиеся к предмету информационного поиска. При этом отмечаются документы, опубликованные ранее даты подачи заявки в Роспатент, но позже даты приоритета, если по заявке испрашивается более ранний приоритет;

- дата завершения информационного поиска.

65. Проверка новизны и оригинальности осуществляется в случае соответствия промышленного образца требованиям, установленным по результатам проверок, предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 38 Правил, после установления приоритета и проведения - информационного поиска, предусмотренного подпунктом 6 пункта 38 Правил, и включает:

а) выявление существенных признаков заявленного промышленного образца;

б) выявление по результатам проведенного информационного поиска наиболее близкого аналога;

в) сравнительный анализ существенных признаков заявленного промышленного образца и наиболее близкого аналога в целях определения соответствия проверяемого промышленного образца требованиям пункта 2 статьи 1352 Кодекса (далее - условие патентоспособности "новизна");

г) сравнение общих впечатлений, производимых заявленным промышленным образцом и наиболее близким аналогом, выявление существенных признаков, которыми заявленный промышленный образец отличается от наиболее близкого аналога, сравнительный анализ отличительных существенных признаков заявленного промышленного образца в целях проверки творческого характера существенных признаков промышленного образца и определения соответствия проверяемого промышленного образца требованиям пункта 3 статьи 1352 Кодекса (далее - условие патентоспособности "оригинальность").

66. При проверке новизны и оригинальности не учитываются источники информации, содержащие сведения, относящиеся к заявленному промышленному образцу, раскрытые автором, заявителем либо любым лицом, получившим от них информацию, таким образом, что сведения о сущности промышленного образца стали общедоступными, если заявка подана в Роспатент - в течение двенадцати месяцев со дня раскрытия информации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 1352 Кодекса.

67. При проверке новизны и оригинальности промышленного образца учитываются заявки на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, на государственную регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания (далее - заявки на результаты интеллектуальной деятельности), которые поданы в Российской Федерации другими лицами и с документами которых вправе ознакомиться любое лицо, при условии более раннего приоритета указанных заявок в соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 1352 Кодекса.

68. Заявки на результаты интеллектуальной деятельности с более ранней датой приоритета учитываются в отношении изображений, содержащихся в указанных заявках на дату их подачи. Если дата подачи заявки более поздняя, чем дата приоритета рассматриваемой заявки на результаты интеллектуальной деятельности, то такая заявка на результаты интеллектуальной деятельности с более ранним приоритетом включается в область общедоступных сведений в части ее содержания, совпадающей с содержанием документов, являющихся основанием для установления приоритета.

69. В случае если источником информации является заявка на результаты интеллектуальной деятельности с более ранним приоритетом, с материалами которой еще не вправе ознакомиться любое лицо, заявителю сообщается письменно почтовым отправлением или электронным сообщением по адресу, указанному заявителем:

а) о наличии такой заявки на результаты интеллектуальной деятельности (без указания ее библиографических данных, номера заявки, даты ее подачи и раскрытия содержания);

б) о том, что заявка на результаты интеллектуальной деятельности не может быть учтена при проверке новизны и оригинальности заявленного промышленного образца, а выдача патента может быть осуществлена при условии соответствия заявленного промышленного образца условиям патентоспособности, при этом после выдачи патента любое лицо будет вправе ознакомиться с документами заявки, и выданный патент может быть признан недействительным в связи с противопоставлением ему заявки с более ранним приоритетом в соответствии с пунктом 4 статьи 1352 Кодекса;

в) о том, что заявитель может выразить согласие с предложением отложить рассмотрение заявки до принятия решения по заявке на результаты интеллектуальной деятельности с более ранним приоритетом. В случае несогласия заявителя с указанным предложением экспертиза по существу продолжается.

70. При проверке новизны и оригинальности принимается во внимание вся совокупность существенных признаков промышленного образца, представленных на изображениях внешнего вида изделия, в том числе его трехмерной модели в электронной форме.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

Признаки, нашедшие отражение только на чертежах, схемах или конфекционных картах, во внимание в качестве существенных признаков промышленного образца не принимаются.

71. К существенным признакам промышленного образца в соответствии с пунктом 1 статьи 1352 Кодекса относятся признаки, определяющие эстетические особенности внешнего вида изделия, в частности, форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия.

72. Признаки внешнего вида изделия, обусловленные исключительно технической функцией изделия, в соответствии с пунктом 1 статьи 1352 Кодекса, не являются охраняемыми признаками промышленного образца.

Признаки внешнего вида изделия признаются существенными признаками, если они определяют эстетические особенности внешнего вида изделия, являясь доминантными, и определяют общее зрительное впечатление.

К несущественным признакам внешнего вида изделия относятся такие мало различимые, невыразительные признаки внешнего вида изделия, исключение которых из совокупности признаков внешнего вида изделия не приводит к изменению общего зрительного впечатления.

73. При проверке новизны и оригинальности промышленного образца, относящегося к комплекту (набору), определяются особенности всех входящих в его состав изделий. Кроме общих для всех изделий комплекта существенных признаков, определяются существенные признаки каждого из изделий комплекта. При этом осуществляется проверка новизны и оригинальности, предусмотренная подпунктом 7 пункта 38 Правил комплекта (набора) в целом как единичного изделия.

При проверке новизны и оригинальности промышленных образцов, относящихся к решению внешнего вида части изделия, определяются существенные признаки, присущие части изделия.

74. При проверке новизны промышленный образец в соответствии с пунктом 2 статьи 1352 Кодекса признается новым, если установлено, что совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, в том числе его трехмерной модели в электронной форме, неизвестна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца, и отличается от совокупности существенных признаков ближайшего аналога.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если промышленный образец не соответствует условию патентоспособности "новизна", заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 86 Правил.

Если промышленный образец соответствует условию патентоспособности "новизна", проводится проверка соответствия промышленного образца условию патентоспособности "оригинальность".

Промышленный образец является оригинальным в соответствии с пунктом 3 статьи 1352 Кодекса, если его существенные признаки обусловлены творческим характером особенностей изделия.

75. Существенные признаки, характеризующие промышленный образец, не признаются обусловленными творческим характером особенностей изделия в случае, если:

1) совокупность существенных признаков заявленного промышленного образца, нашедшая отражение на изображениях внешнего вида изделия, в том числе его трехмерной модели в электронной форме, производит на информированного потребителя такое же общее впечатление, которое производит совокупность признаков внешнего вида известного изделия того же или сходного назначения. Для целей Правил под информированным потребителем понимается гипотетическое лицо, которое будет пользоваться изделием, в котором воплощен промышленный образец, проявляющее интерес к изделиям такого же или однородного назначения и, как следствие, имеющее знания о том, какие признаки внешнего вида обычно имеются у таких изделий.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

При сравнении общих впечатлений, производимых заявленным промышленным образцом и противопоставленным промышленным образцом, принимается во внимание информация об известных решениях, определяющих внешний вид изделий того же или сходного назначения, (об аналоговом ряде) и учитываются ограничения возможностей авторов по разработке решения внешнего вида изделия такого назначения, связанные, в частности, с технической функцией изделия или его элемента и стандартизированными требованиями к изделию, если таковые имеются (степень свободы дизайнера);

2) совокупность существенных признаков промышленного образца, нашедшая отражение на изображениях внешнего вида изделия, в том числе его трехмерной модели в электронной форме, характеризует решение внешнего вида изделия как решение состоящее в:

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

- создании формы изделия в виде простой геометрической фигуры или тела типа круга, кольца, многоугольника, шара, конуса, пирамиды, призмы, параллелепипеда, тора и тому подобных без внесения каких-либо изменений в эти геометрические фигуры или тела;

- повторении формы, свойственной изделиям определенного назначения, и (или) использовании другого материала, в частности в целях имитации известного внешнего вида (например, изделие из полимерного (искусственного) материала, имитирующее изделие, традиционно выполняемое из дерева или других природных материалов);

- копировании внешнего вида известных изделий другого назначения и другого лица (например, при разработке игрушки "автомобиль" скопировано решение внешнего вида известной модели автомобиля), архитектурных сооружений, природных объектов (например, в решении новогодней искусственной елки скопирован внешний вид природной ели) и тому подобное без применения приемов стилизации и переработки;

- составлении набора (комплекта) из известных в отдельности изделий без изменения их внешнего вида;

3) совокупность существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, в том числе его трехмерной модели в электронной форме, отличается от совокупности существенных признаков внешнего вида известного изделия того же или сходного назначения с особенностями, которые созданы за счет:

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

- изменения только размеров всего изделия (масштаба изделия) с сохранением всех остальных его признаков (форм, пропорций составляющих частей и (или) элементов, колористического решения и другие);

- изменения только цвета всего изделия, но не колористического решения;

- изменения только количества однотипных элементов без изменения структуры или системы их расположения в композиции внешнего вида изделия и без влияния этого изменения на эстетические особенности решения внешнего вида изделия;

4) совокупность существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, в том числе его трехмерной модели в электронной форме, отличается от совокупности признаков внешнего вида известного изделия того же или сходного назначения одним или несколькими существенными признаками, а в общедоступных сведениях выявлены решения, содержащие признаки, совпадающие с существенными отличительными признаками заявленного промышленного образца и обусловливающие в известном решении наличие таких же эстетических особенностей его внешнего вида, которые присущи заявленному промышленному образцу.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

76. Если в результате проверки по подпункту 1 пункта 75 Правил сделан вывод о несовпадении общих впечатлений, производимых проверяемым промышленным образцом и ближайшим аналогом, и о том, что промышленный образец не является решением, подпадающим под положения подпунктов 2, 3 пункта 75 Правил, проводится сравнение выявленных существенных признаков, указанных в подпункте 4 пункта 75 Правил, отличающих заявленный промышленный образец от ближайшего аналога с признаками промышленных образцов, выявленных в общедоступных сведениях в результате информационного поиска, совпадающими с существенными отличительными признаками заявленного промышленного образца.

При этом осуществляется сравнение эстетических особенностей заявленного промышленного образца, обусловленных его существенными отличительными признаками, и особенностей выявленных решений, обусловленных признаками, совпадающими с отличительными признаками заявленного промышленного образца.

77. При проведении проверки по подпунктам 3, 4 пункта 75 Правил учитываются сведения о решениях, определяющих внешний вид изделий того же, однородного или иного назначения, имеющих признаки, совпадающие с существенными отличительными признаками заявленного промышленного образца.

78. Если в результате информационного поиска отличительные существенные признаки заявленного промышленного образца, указанные в подпунктах 3, 4 пункта 75 Правил, не обнаружены, заявленный промышленный образец признается соответствующим условию патентоспособности "оригинальность".

79. Если промышленный образец не соответствует условию патентоспособности "оригинальность", предусмотренному пунктом 3 статьи 1352 Кодекса, заявителю направляется запрос, предусмотренный пунктом 86 Правил.

80. Если заявлена группа промышленных образцов, проверка патентоспособности проводится в отношении каждого из входящих в нее промышленных образцов. Патентоспособность группы промышленных образцов может быть признана только тогда, когда условиям патентоспособности промышленного образца и требованиям, предъявляемым к промышленному образцу, предусмотренным пунктом 38 Правил, соответствуют все промышленные образцы группы.

81. Если установлено, что не все промышленные образцы группы удовлетворяют условиям патентоспособности, заявителю сообщается об этом в запросе, предусмотренном пунктом 86 Правил, и предлагается представить свое мнение относительно приведенных доводов и при необходимости исключить из объема притязаний непатентоспособные промышленные образцы.

82. Если установлена патентоспособность промышленного образца по рассматриваемой заявке, но имеется другая, не отозванная или не признанная отозванной, заявка на идентичный промышленный образец другого заявителя, имеющая совпадающую дату приоритета, то заявителям таких заявок направляется уведомление, в котором сообщается о том, что патент на такой промышленный образец может быть выдан только по одной из заявок лицу, определяемому соглашением между заявителями. В уведомлении указываются номер заявки, содержащей идентичный промышленный образец, дата ее подачи и адрес для переписки с заявителем этой заявки. Сообщение заявителю рассматриваемой заявки иных библиографических данных заявки, поданной другим заявителем, содержащей идентичный промышленный образец, и раскрытие ее содержания до того, как с документами этой заявки вправе будет ознакомиться любое лицо, допускается с согласия на это заявителя другой заявки.

Если заявки на идентичные промышленные образцы поданы одним и тем же заявителем, то в уведомлении заявителю сообщается, что выдача патента возможна только по одной заявке, которая им будет указана.

83. В течение двенадцати месяцев со дня направления уведомления, предусмотренного пунктом 82 Правил, заявители сообщают, по какой из заявок и кому из заявителей следует выдать патент, а заявитель, подавший заявки на идентичные промышленные образцы, - о своем выборе. При выдаче патента по одной из заявок все авторы, перечисленные в заявках, признаются соавторами в отношении идентичного промышленного образца.

При непоступлении в установленный срок указанного сообщения или ходатайства заявителя о продлении этого срока, по заявке принимается решение о признании заявки отозванной, предусмотренное подпунктом 3 пункта 90 Правил.

84. Если при проведении экспертизы заявки по существу установлено, что дальнейшее проведение экспертизы невозможно без представления заявителем дополнительных материалов, заявителю направляется запрос о необходимости представления дополнительных материалов, предусмотренный пунктом 6 статьи 1386 Кодекса.

Основаниями направления указанного запроса являются, в том числе, следующие обстоятельства:

- необходимость получения информации, связанной с проверкой патентоспособности заявленного промышленного образца;

- необходимость получения информации, связанной с рассмотрением заявок на идентичные промышленные образцы, имеющие одну и ту же дату приоритета. Запрос направляется также в случае, когда представленные заявителем дополнительные материалы, в том числе трехмерная модель изделия в электронной форме, содержат новые или измененные изображения, послужившие основанием для признания дополнительных материалов изменяющими сущность заявленного промышленного образца.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

В запрос, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, включаются сведения, предусмотренные пунктом 31 Правил, замечания, предложения, возникающие при проведении экспертизы заявки по существу, при необходимости приводятся ссылки на научно-техническую литературу с указанием библиографических данных таким образом, чтобы источник информации мог быть по ним обнаружен, а также на положения Кодекса, Требований к документам заявки, Правил и других нормативных правовых актов.

Запрос, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, может быть направлен заявителю неоднократно при условии, что каждый запрос направляется в связи с тем, что имеются препятствия для проведения экспертизы заявки по существу.

85. Доводы заявителя, представленные в ответ на запросы, предусмотренные пунктами 84, 86 Правил, учитываются при дальнейшем рассмотрении заявки.

86. Если в результате проверки соответствия заявленного промышленного образца требованиям, предусмотренным статьями 1231.1, 1349 Кодекса и условиям патентоспособности, установленным статьей 1352 Кодекса, сделан вывод о его несоответствии хотя бы одному из требований или условий патентоспособности, заявителю направляется запрос дополнительных материалов, предусмотренный пунктом 6 статьи 1386 Кодекса, с указанием сведений, предусмотренных абзацами пятым, шестым пункта 84 Правил.

Если представленные в ответ на указанный в абзаце первом настоящего пункта запрос доводы не основаны на положениях законодательства и не опровергают вывод, указанный в абзаце первом настоящего пункта, по заявке принимается решение об отказе в выдаче патента, предусмотренное подпунктом 2 пункта 90 Правил.

87. При подаче заявителем дополнительных материалов, в том числе ходатайства, предусмотренного подпунктом 4 пункта 3 Правил, и их проверке применяются положения, установленные пунктами 88, 89 Правил.

88. Дополнительные материалы должны быть представлены заявителем в течение трех месяцев со дня направления запросов, предусмотренных пунктами 84, 86 Правил.

В случае если по запросу, предусмотренному пунктом 86 Правил, заявителем запрашиваются копии материалов, противопоставленных заявке, дополнительные материалы могут быть представлены в течение трех месяцев со дня направления заявителю указанных копий при условии, что они были запрошены заявителем в течение двух месяцев со дня направления заявителю указанного запроса.

Если установлено, что заявитель не представил дополнительные материалы в ответ на запросы, предусмотренные пунктами 84, 86 Правил, в сроки, указанные в настоящем пункте, и если эти сроки не продлевались в установленном порядке путем подачи ходатайства, предусмотренного подпунктом 10 пункта 3 Правил, принимается решение о признании заявки отозванной, предусмотренное подпунктом 3 пункта 90 Правил.

89. В случае если дополнительные материалы изменяют заявку по существу, заявителю сообщается в очередном, направляемом в его адрес документе о том, какие из включенных в дополнительные материалы сведений послужили основанием для такого вывода экспертизы с приведением обоснований в соответствии со статьей 1378 Кодекса.

При этом дальнейшее рассмотрение заявки продолжается в отношении тех сведений, представленных в дополнительных материалах, которые не содержат признаков, не раскрытых на дату подачи заявки на изображениях, в том числе его трехмерной модели в электронной форме, послуживших основанием для ее установления.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

90. По результатам экспертизы заявки по существу принимается одно из следующих решений:

1) решение о выдаче патента;

2) решение об отказе в выдаче патента;

3) решение о признании заявки отозванной.

91. Если промышленный образец (если заявлена группа промышленных образцов, то каждый промышленный образец группы) соответствует требованиям и условиям патентоспособности, предусмотренным статьей 1231.1, пунктом 4 статьи 1349 и статьей 1352 Кодекса, принимается решение о выдаче патента с объемом правовой охраны, определяемым совокупностью существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, в том числе его трехмерной модели в электронной форме, сведения о которых приводятся в решении о выдаче патента.

(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

(см. текст в предыдущей редакции)

К решению о выдаче патента прикладываются разъяснения с информацией о порядке получения доступа к патенту и выписке из Государственного реестра через интернет-сайт Роспатента с использованием информационных систем Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности".

(абзац введен Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2020 N 770)

92. Если промышленный образец (если заявлена группа промышленных образцов, то хотя бы один промышленный образец группы) не соответствует хотя бы одному требованию или условию патентоспособности, предусмотренным статьей 1231.1, пунктом 4 статьи 1349 и статьи 1352 Кодекса, принимается решение об отказе в выдаче патента.

93. Решение о признании заявки отозванной в процессе экспертизы по существу принимается в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 31, пунктами 37, 83, 88 Правил.