1. Цели и задачи Концепции, принципы

модели саморегулирования

Основной целью совершенствования механизмов саморегулирования является формирование единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей цели и задачи саморегулирования, а также позволяющей использовать его потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.

Реализация указанной цели будет осуществлена путем внесения в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" и отраслевое законодательство Российской Федерации изменений, закрепляющих единые систематизированные и актуализированные обязательные требования к саморегулируемым организациям и национальным объединениям саморегулируемых организаций.

Основной долгосрочной целевой моделью должен стать переход от административного назначения публичных профессиональных регуляторов путем введения требований об обязательном членстве в саморегулируемых организациях на основании закона к общественному (публичному) признанию саморегулируемых организаций с добровольным членством в качестве органов, способных осуществлять отдельные публично значимые функции при определенных сложившихся условиях.

Введение обязательного членства в саморегулируемых организациях в отдельных отраслях экономики должно осуществляться только в тех случаях, когда существует и доказана объективная необходимость изменения модели регулирования профессиональной или предпринимательской деятельности, имеются основания для принятия отраслью модели обязательного саморегулирования, а также в случае появления новых публично значимых видов деятельности, для которых модель обязательного членства в саморегулируемых организациях обоснована как наиболее предпочтительная.

Существующие модели саморегулирования с обязательным членством должны быть скорректированы с учетом актуализированных единых правовых основ деятельности саморегулируемых организаций в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" и с учетом установленных им возможных отраслевых особенностей.

Выбор указанной модели обусловлен необходимостью введения в сложившуюся систему нормативно-правового регулирования в Российской Федерации устойчивых базовых принципов в целях недопущения дальнейшего размывания института саморегулирования отраслевым законодательством Российской Федерации, наличием требующих решения объективных проблем в сферах, где предусмотрено обязательное членство в саморегулируемых организациях, а также существующим противоречием между возрастающей ролью национальных объединений саморегулируемых организаций в различных отраслях экономики и отсутствием установленной общей практики регулирования их деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

определение общих правовых основ института саморегулирования в Российской Федерации, предусматривающих в том числе:

формирование общих правовых основ деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций;

совершенствование системы стандартизации деятельности в рамках системы саморегулирования;

развитие механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования, в том числе повышение уровня сохранности компенсационных фондов и оптимизация порядка обращения взысканий на компенсационные фонды саморегулируемых организаций по обязательствам ее участника;

повышение эффективности осуществления контроля саморегулируемых организаций за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров;

уточнение критериев видов деятельности, определяющих принадлежность саморегулируемой организации;

установление ограниченного перечня особенностей деятельности саморегулируемых организаций в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, которые могут быть установлены специальными (отраслевыми) федеральными законами;

обеспечение открытости и доступности информации о деятельности саморегулируемых организаций, а также обеспечение прозрачности внутрикорпоративных процедур саморегулируемой организации;

приведение отраслевого законодательства Российской Федерации в соответствие с общегосударственной моделью саморегулирования с учетом особенностей регулирования публично значимых видов деятельности;

повышение эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за саморегулируемыми организациями и усиление ответственности саморегулируемых организаций в случае нарушения ими обязательных требований;

усиление стимулов для создания и развития саморегулируемых организаций с добровольным членством.

Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций и их национальных объединений должно базироваться на следующих принципах.

Принцип эффективной коллективной ответственности членов саморегулируемой организации предполагает обеспечение обращения взысканий на средства компенсационного фонда по обязательствам члена саморегулируемой организации, включая расширение перечня оснований для обращения, установление солидарной ответственности члена саморегулируемой организации и саморегулируемой организации, оценку органами саморегулируемой организации риска деятельности своих членов. Реализация этого принципа положительно скажется на развитии конкуренции среди членов саморегулируемой организации, повысит качество и безопасность производимых ими товаров (работ, услуг).

Принцип единства отрасли подразумевает установление четких критериев для определения видов деятельности, устанавливающих принадлежность субъекта предпринимательской деятельности или профессионала к саморегулируемой организации и невозможность объединения их в одной саморегулируемой организации.

Принцип ответственности субъектов саморегулирования за нарушение законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях означает оптимизацию системы государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, национальных объединений саморегулируемых организаций, совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов административной ответственности за нарушение обязательных требований. Реализация этого принципа приведет к повышению эффективности выполнения саморегулируемыми организациями возложенных на них задач, прежде всего к выполнению контрольных функций в отношении членов саморегулируемых организаций.

Принцип информационной открытости, прозрачности (публичности) деятельности саморегулируемых организаций и национальных объединений саморегулируемых организаций предполагает открытость информации о деятельности саморегулируемых организаций и их членов, национальных объединений саморегулируемых организаций, включая размещение документов органов управления саморегулируемых организаций и национальных объединений саморегулируемых организаций в открытом доступе, публичность процедур и заседаний органов управления саморегулируемых организаций и национальных объединений саморегулируемых организаций, размещение видеозаписи проведения таких заседаний в открытом доступе.

Принцип делегирования полномочий и отраслевого совместного регулирования предполагает стратегическую задачу по переходу к модели управления отраслями экономики, где созданы эффективно функционирующие структуры саморегулирования, с привлечением к принятию решений национальных объединений и иных форм представительства сообщества саморегулируемых организаций.