IV. Основные направления совершенствования

механизмов саморегулирования

Формирование единой правовой основы для обеспечения эффективной общегосударственной модели саморегулирования целесообразно осуществлять в рамках следующих направлений.

Первое направление - систематизация, актуализация обязательных требований к саморегулируемым организациям и национальным объединениям саморегулируемых организаций, созданным в различных отраслях, и обеспечение эффективного государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций предусматривает:

установление правовых основ создания и деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций;

совершенствование системы стандартизации деятельности в рамках системы саморегулирования;

совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации;

контроль в сфере деятельности саморегулируемых организаций.

Некоторыми специальными (отраслевыми) федеральными законами предусматривается наличие национальных объединений саморегулируемых организаций и регулируется их деятельность, в том числе устанавливается порядок их создания, определяются их функции, права и обязанности. В то же время Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" не содержит норм о национальных объединениях саморегулируемых организаций.

Таким образом, возникает противоречие между возрастающей ролью национальных объединений саморегулируемых организаций в различных отраслях экономики, действующих на основании отраслевого законодательства Российской Федерации, и отсутствием единого подхода к определению статуса национальных объединений саморегулируемых организаций и регулированию их деятельности.

Необходимость установления единых правовых основ создания и регулирования деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций также определяется наличием ряда проблем в деятельности саморегулируемых организаций, связанных с неудовлетворительным выполнением возложенной на институт саморегулирования функции по выработке отраслевых стандартов деятельности, а также недостаточно эффективным взаимодействием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на выработку государственной политики в установленной сфере деятельности, с представителями хозяйствующих субъектов соответствующей отрасли.

В связи с этим требуется урегулировать вопросы правового статуса национальных объединений саморегулируемых организаций, в том числе определить в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях", что национальное объединение саморегулируемых организаций - это предоставляемый государством статус.

Необходимо установить порядок ведения государственного реестра национальных объединений саморегулируемых организаций, режим членства саморегулируемых организаций в национальных объединениях, базовый перечень функций национального объединения как интегрированного представителя интересов отрасли в государственных органах, критерии образования национальных объединений в сферах саморегулирования с обязательным и добровольным членством, определить вопросы имущественной ответственности национального объединения по обязательствам саморегулируемой организации, предусмотреть механизмы, не допускающие использования национального объединения саморегулируемых организаций в качестве инструмента недобросовестной конкуренции, а также установить их права и обязанности.

Основные подходы к решению указанных вопросов заключаются в следующем:

в части закрепления статуса национального объединения саморегулируемых организаций:

национальное объединение образовывается в организационно-правовой форме ассоциации (союза);

национальное объединение приобретает статус национального объединения после включения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сведений о нем в государственный реестр национальных объединений;

соответствующие правовые последствия возникают со дня внесения такой записи в государственный реестр национальных объединений саморегулируемых организаций;

в части вступления саморегулируемых организаций в национальные объединения:

участие саморегулируемых организаций в национальных объединениях саморегулируемых организаций является добровольным вне зависимости от того, является ли в соответствии с федеральным законом членство в саморегулируемой организации обязательным или добровольным;

устанавливаются формализованные критерии и недискриминационные условия вступления саморегулируемых организаций в национальные объединения, а также участия саморегулируемых организаций в деятельности таких объединений, не допускающие усмотрения национального объединения о целесообразности вступления саморегулируемых организаций в национальное объединение;

в части формирования отдельных механизмов управления в национальном объединении:

установление принципа голосования на общих собраниях участников - 1 саморегулируемая организация - 1 голос;

установление минимально необходимой структуры органов управления национальными объединениями и их компетенции, а также перечня обязательных внутренних документов национальных объединений;

обязательная ротация руководителей и членов органов управления национального объединения саморегулируемых организаций, установление предельного срока нахождения на должности руководителя национального объединения саморегулируемых организаций.

Основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций являются:

разработка федеральных стандартов в соответствующей сфере предпринимательской или профессиональной деятельности;

консолидация интересов отрасли, представление интересов саморегулируемых организаций и их членов в органах государственной власти и обжалование в судебном порядке актов и действий таких органов и их должностных лиц, нарушающих права и законные интересы саморегулируемых организаций;

сбор информации о деятельности саморегулируемых организаций и их членов, ее анализ и подготовка предложений по вопросам государственной политики и совершенствованию правового и экономического регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или профессиональной деятельности;

обеспечение публичной информационной открытости деятельности национального объединения саморегулируемых организаций и соблюдения принципа единства отрасли;

обеспечение досудебного или внесудебного разрешения споров между потребителями и членами саморегулируемых организаций, потребителями и саморегулируемыми организациями, членами саморегулируемых организаций и саморегулируемыми организациями, а также между саморегулируемыми организациями;

установление связей с национальными объединениями саморегулируемых организаций в смежных отраслях экономики в целях координации их деятельности.

Следует закрепить возможность ликвидации национального объединения саморегулируемых организаций по иску органа государственного надзора за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций в случае несоответствия его установленным законодательством Российской Федерации требованиям.

При этом неудовлетворительное качество выполнения национальным объединением саморегулируемых организаций своих функций, выразившееся в совершении правонарушений, может являться основанием для привлечения национального объединения саморегулируемых организаций (его должностных лиц) к ответственности.

С развитием структуры саморегулирования национальные объединения саморегулируемых организаций могут быть наделены отдельными функциями по контролю за деятельностью своих членов.

Проблема обеспечения информационной открытости (публичности) деятельности национального объединения саморегулируемых организаций и его членов, деятельности членов саморегулируемых организаций и соблюдения принципа единства отрасли должна решаться путем установления соответствующих требований в стандартах информационной открытости и определения формальных критериев видов деятельности в качестве основания для объединения в саморегулируемую организацию соответствующего вида.

Для национальных объединений саморегулируемых организаций следует установить запрет на ведение предпринимательской деятельности в сфере деятельности саморегулируемых организаций и их членов.

В части установления условий приобретения объединением саморегулируемых организаций статуса национального объединения целесообразно предоставление такого статуса объединениям саморегулируемых организаций в отраслях с развитой конкурентной средой и наличием на соответствующем рынке существенного количества игроков, объединенных в несколько саморегулируемых организаций.

Во всех сферах саморегулирования в целях обеспечения необходимой репрезентативности интересов субъектов саморегулирования целесообразно установление требований к минимальному значению охвата действующих в отрасли саморегулируемых организаций, состоящих в соответствующем государственном реестре, не ниже 50 процентов.

В сферах, где членство в саморегулируемой организации является обязательным, может быть установлено дополнительное требование к норме участия субъектов соответствующей деятельности в саморегулируемых организациях - членах национального объединения. При этом национальные объединения саморегулируемых организаций могут создаваться только через определенный период времени после появления в такой сфере деятельности первой саморегулируемой организации.

Следует отдельно урегулировать вопросы, связанные с созданием национальных объединений саморегулируемых организаций и осуществлением ими своих функций в отраслях с незначительным количеством субъектов деятельности (менее 100).

С учетом того, что количество членов национального объединения саморегулируемых организаций является квалифицирующим признаком и нарушение обязательного требования к соблюдению минимального количества членов национального объединения саморегулируемых организаций является основанием для лишения такого юридического лица статуса национального объединения саморегулируемых организаций, следует в целях обеспечения баланса интересов членов национального объединения и национального объединения саморегулируемых организаций, а также в целях обеспечения выполнения таким национальным объединением саморегулируемых организаций возложенных на него функций, в том числе дисциплинарного характера, установить правила исчисления минимального количества участников после предоставления некоммерческой организации статуса национального объединения саморегулируемых организаций, а также создать иные механизмы, позволяющие исключить давление на национальные объединения саморегулируемых организаций.

Создание механизмов, аналогичных механизмам обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации, является нецелесообразным.

В то же время национальные объединения саморегулируемых организаций будут наделены определенными правами по администрированию средств компенсационных фондов в установленных случаях, связанных с утратой членом национального объединения статуса саморегулируемой организации, в целях обеспечения сохранности указанных средств, производства выплат в установленных федеральным законом случаях и в иных целях.

При этом необходимо четко определить механизм передачи средств компенсационного фонда при ликвидации национального объединения саморегулируемых организаций.

Целесообразно также предусмотреть механизм представления национальными объединениями саморегулируемых организаций заключений по вопросам, входящим в их компетенцию, в рамках установленных процедур проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов поправок к проектам федеральных законов, а также общественного обсуждения подготовленных федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов Российской Федерации.

Принципиальную роль в сфере развития института саморегулирования занимает функция по стандартизации деятельности, поскольку именно с эффективностью ее осуществления связаны механизмы контроля и обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации.

Стандартизация является ключевым инструментом повышения качества регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности и позволяет организовать такую деятельность на основании лучших практик, закрепленных в международных, национальных или корпоративных стандартах.

Стандарты саморегулирования должны разрабатываться при соблюдении определенных требований к ним, преемственности терминологии с использованием обоснованных ссылок на требования законодательства Российской Федерации.

Несмотря на то, что механизмы повышения эффективности стандартизации деятельности саморегулирования и ее стимулирования лежат в большей степени за пределами нормативной плоскости, целесообразно решение проблемы отсутствия единых требований к самим стандартам, процессам их разработки и принятия.

Базовым федеральным законом должны быть определены иерархия документов, регулирующих институты саморегулирования, включающая федеральные стандарты предпринимательской или профессиональной деятельности, разрабатываемые национальными объединениями саморегулируемых организаций, а также разрабатываемые саморегулируемыми организациями стандарты организации, внутренние документы саморегулируемой организации, порядок утверждения федеральных стандартов, разрабатываемых национальными объединениями саморегулируемых организаций, их правовой статус, режим их использования и сроки разработки.

Необходимо установить требования к внутренней архитектуре стандартов, включая наличие частей, определяющих вид, признаки и границы регулируемой деятельности, ее предмет и условия осуществления, общие и специальные обязательные требования к регулируемому виду деятельности и его результатам, этические нормы и другие требования. Разделы могут содержать также положения рекомендательного характера для всех членов саморегулируемых организаций или определенной группы.

Стандарты саморегулирования не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим соответствующий вид деятельности, федеральным стандартам, при этом они могут устанавливать дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности наряду с установленными требованиями.

Общей характеристикой состояния компенсационных фондов таких организаций для всех сфер профессиональной деятельности, где предусмотрено обязательное членство в саморегулируемых организациях, является крайне низкое число случаев обращения взысканий на средства компенсационных фондов в целях возмещения ущерба, вызванного деятельностью членов саморегулируемых организаций.

Размер взносов в компенсационные фонды зачастую не имеет прямой регулятивной роли и реального экономического обоснования, выполняет скорее роль барьера для входа на рынок для субъектов хозяйственной и профессиональной деятельности, нежели является средством обеспечения исполнения обязательств, связанных с нарушением требований стандартов деятельности члена саморегулируемой организации.

Компенсационный фонд выполняет следующие основные функции:

консолидация рисков имущественной ответственности членов саморегулируемой организации;

обеспечение ответственности членов саморегулируемой организации и саморегулируемой организации в связи с причинением ущерба членом саморегулируемой организации потребителю его товаров (работ, услуг) вследствие нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов деятельности.

Указанные обстоятельства дополняются проблемой обеспечения сохранности средств компенсационных фондов, включая необходимость избежания обесценивания средств компенсационных фондов.

Проблема обеспечения сохранности средств компенсационного фонда саморегулируемой организации рассматривается с точки зрения рисков, связанных с инфляцией, и рисков, связанных с невозвратом или потерей средств при их размещении.

Необходимо также отметить неудовлетворительное функционирование системы индивидуального и коллективного страхования членов саморегулируемой организации. Выплаты по договорам страхования гражданской ответственности по требованиям заказчиков к членам саморегулируемой организации зачастую не осуществляются, а сумма страховых премий многократно превышает сумму страховых выплат.

Одна из основных проблем регулирования любого вида деятельности, осуществление которого связано с риском причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неограниченного круга лиц, заключается в том, что эти виды деятельности осуществляются лицами, гражданско-правовая ответственность которых обеспечивается только в рамках уставного капитала юридического лица и личного имущества физического лица.

Обращение за выплатами к средствам компенсационного фонда может привести к тому, что его размер станет меньше установленного федеральным законом (учитывая возможный размер ущерба, требования к размеру компенсационного фонда саморегулируемой организации может быть нарушено в результате выплаты по одному страховому случаю).

Риск обращения уполномоченного федерального органа исполнительной власти в суд с требованием лишить саморегулируемую организацию ее статуса может нести за собой (в случаях саморегулирования с обязательным членством) риск утраты правоспособности у членов саморегулируемой организации, что является стимулом для членов саморегулируемой организации к совершенствованию стандартов своей деятельности и созданию эффективных механизмов контроля за соблюдением таких стандартов.

Необходимо установить принцип солидарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам ее члена по отдельным рискам в отличие от действующего в настоящее время в большинстве отраслей механизма субсидиарной ответственности.

Страхование ответственности члена саморегулируемой организации не имеет значимого регулятивного эффекта в системе саморегулирования и выполняет скорее роль определенного защитного механизма для компенсационного фонда. Использование института страхования ответственности члена саморегулируемой организации остается на усмотрение саморегулируемой организации.

В связи с этим может быть предусмотрено страхование ряда рисков, в том числе финансового риска компенсационной выплаты из средств компенсационного фонда, финансового риска выплаты членом саморегулируемой организации в пользу саморегулируемой организации в случае осуществления саморегулируемой организацией компенсационной выплаты из средств компенсационного фонда и предъявления регрессного требования к ее члену, вследствие недостатков товаров (работ, услуг) которого был причинен вред, риска наступления гражданской ответственности члена саморегулируемой организации в случае причинения такого вреда, страхование членами саморегулируемой организации иных связанных с осуществлением предпринимательской или профессиональной деятельности рисков.

Принципиально важно определить, что основанием обращения взыскания на средства компенсационного фонда саморегулируемой организации является факт наступления ответственности, связанной с причинением вреда ввиду несоблюдения членом саморегулируемой организации требований стандартов деятельности и (или) требований специального (отраслевого) законодательства (для сферы саморегулирования с обязательным членством).

Саморегулируемая организация в случае возмещения убытков в полном размере имеет право регрессного требования к своему члену.

Такая модель создает возможности как для возмещения убытков, так и для развития стандартизации и иных механизмов саморегулирования.

Выполнение компенсационным фондом возложенной на него функции по обеспечению исполнения обязательств, связанных с нарушением требований стандартов деятельности членом саморегулируемой организации, и задачи, способствующей повышению уровня безопасности и качества товаров (работ, услуг), выполняемых членами саморегулируемой организации, возможно только при наличии реальной возможности лица, чьи права нарушены, обратить взыскание на средства компенсационного фонда.

Целесообразно уточнить и (или) расширить перечень оснований для обращения взыскания на средства компенсационного фонда или для обращения за страховой выплатой в рамках гражданско-правовой ответственности членов саморегулируемой организации, а также требуется рассмотреть возможность создания отдельных дополнительных компенсационных фондов или иных инструментов обеспечения ответственности в зависимости от видов рисков причинения вреда.

Необходимо закрепить в базовом федеральном законе положения, касающиеся обособления средств компенсационного фонда от иного имущества саморегулируемой организации и установления запрета на смешивание средств компенсационного фонда с иными средствами, принадлежащими саморегулируемой организации, в том числе при передаче их во вклады в кредитных организациях, управляющим компаниям, а также при отражении в финансовой отчетности, а также установить специальные требования к организациям, в которых могут размещаться средства компенсационных фондов.

Основным механизмом должно являться размещение средств компенсационного фонда с привлечением управляющей компании и специализированного депозитария.

Положениями Федерального закона "О саморегулируемых организациях" предусмотрено, что размещение средств компенсационного фонда осуществляется через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом, на основании соответствующих договоров с такими компаниями и специализированными депозитариями. Полученный доход направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с инвестированием средств компенсационного фонда. Требуют пересмотра положения указанного Федерального закона, которыми установлено ограничение на инвестирование в объекты недвижимости - не более 10 процентов средств компенсационного фонда, а также требование к инвестированию в государственные ценные бумаги - не менее 10 процентов средств компенсационного фонда.

В соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" дополнительные требования к составу и структуре средств компенсационного фонда определяются инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией. В то же время в ряде специальных (отраслевых) федеральных законов отсутствуют специальные требования к условиям размещения средств компенсационных фондов или устанавливаются существенные ограничения по объектам инвестирования.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не допускает использования финансовых инструментов, за исключением размещения средств компенсационных фондов в депозиты и (или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях. Поэтому необходимо принять меры по устранению причин низкой доходности инвестиционной деятельности саморегулируемых организаций, в том числе с возможным снятием ряда ограничений в отношении объектов инвестирования.

Переход на принципы саморегулирования с обязательным членством предполагает передачу функций по осуществлению контроля за деятельностью участников рынка специально создаваемым контрольным органам саморегулируемых организаций. Эффективная реализация указанной функции является ключевым фактором с точки зрения обеспечения необходимого уровня безопасности производимых участниками отрасли товаров (работ, услуг) и поддержания добросовестности субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.

В то же время контрольные мероприятия, проводимые саморегулируемыми организациями в отношении своих членов, зачастую сводятся лишь к проверке исполнения ряда формальных требований законодательства Российской Федерации или проверке наличия определенного набора документов, также отмечается низкая эффективность государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций и контроля этих организаций за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов.

Указанные проблемы являются следствием отсутствия детальных стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и наличия конфликта интересов, выражающегося в нежелании саморегулируемых организаций терять своих членов.

Специфика предмета контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов состоит в том, что он включает проверку соблюдения членами саморегулируемой организации следующих требований:

требования к условиям членства (квалификационные и иные требования к членам саморегулируемой организации);

требования стандартов деятельности, установленных в саморегулируемой организации.

Источниками финансирования осуществления контрольных мероприятий в отношении членов саморегулируемой организации являются средства, поступающие в виде взносов от членов саморегулируемой организации (законодательство Российской Федерации не содержит специальных требований к порядку финансирования проверок).

Компетенция надзорных органов отделена от компетенции органов по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.

С учетом этих характеристик и высокой общественной значимости контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов, а также с учетом того, что указанные вопросы имеют преимущественное значение для саморегулируемых организаций, основанных на обязательном членстве, целесообразно установить в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" дополнительные требования к порядку осуществления контроля за деятельностью субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности по следующим направлениям:

установление требований, касающихся квалификации специалистов, осуществляющих проведение проверок;

детализация порядка, оснований и сроков осуществления планового и внепланового контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов;

расширение перечня возможных форм, методов и процедур осуществления контроля саморегулируемой организации, предоставление ей большего объема дискреционных полномочий;

детализация требований к раскрытию информации о результатах проведенных проверок и примененных мерах дисциплинарного воздействия;

детализация порядка деятельности органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия;

установление сроков принятия саморегулируемой организацией решений о применении мер дисциплинарного воздействия в привязке к окончанию контрольного мероприятия;

закрепление обязанности саморегулируемой организации устанавливать в правилах деятельности основания для применения тех или иных мер дисциплинарного воздействия и компетенцию ее органов управления.

В части осуществления государственного контроля предусматривается:

установление единых базовых требований к порядку осуществления федеральными органами исполнительной власти контроля за деятельностью саморегулируемых организаций;

четкое разграничение предметов контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов, государственного надзора за саморегулируемыми организациями, государственного надзора за национальным объединением и в установленных законом случаях - государственного надзора за деятельностью лиц, являющихся членами саморегулируемой организации;

установление исчерпывающего перечня особенностей осуществления государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций, регламентация которых допустима в рамках иных федеральных законов;

установление запрета на определенный временной интервал получения статуса саморегулируемой организации в случае исключения сведений о ней из государственного реестра, а также на вступление в саморегулируемую организацию юридических и физических лиц в случае их исключения из саморегулируемой организации за нарушение стандартов и правил этой организации.

Указанные меры должны сопровождаться внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих введение административной ответственности за нарушение требований законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях для должностных лиц саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в целом, для должностных лиц национальных объединений саморегулируемых организаций и национальных объединений саморегулируемых организаций в целом.

Кроме того, эффективной реализации контрольных функций в системе саморегулирования будет способствовать дальнейшее повышение открытости и доступности информации о деятельности саморегулируемых организаций и их членов, а также совершенствование внутрикорпоративных процедур.

Целесообразно закрепить в законодательстве Российской Федерации о саморегулируемых организациях принцип исключения дублирования функций государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, с одной стороны, и контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями в отношении своих членов, с другой стороны. Учитывая недостаточную эффективность реализации саморегулирумыми организациями функции по контролю в текущей ситуации, реализация такого принципа должна быть поэтапной и зависеть от оценки объективной готовности саморегулируемых организаций эффективно выполнять эту функцию.

В связи с этим в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" целесообразно закрепить положение, согласно которому саморегулируемые организации в отношении своих членов осуществляют контроль за соблюдением требований федеральных стандартов деятельности, стандартов деятельности саморегулируемой организации и ее внутренних документов, и при этом установить возможность регламентировать в отраслевых законах соотношение предметов контроля саморегулируемых организаций и государственного надзора, включая соблюдение требований законодательства Российской Федерации.

Также следует на законодательном уровне наделить уполномоченные органы государственной власти правом заключать соглашения с саморегулируемыми организациями о признании результатов деятельности саморегулируемых организаций. Предметом таких соглашений является оценка исполнения функций, выполняемых саморегулируемыми организациями (в том числе функции по осуществлению контроля за членами саморегулируемой организации), и возможность приостановления уполномоченным органом государственной власти исполнения аналогичной функции с одновременным признанием соответствующей компетенции саморегулируемой организации.

Заключение таких соглашений станет существенным стимулом для совершенствования деятельности саморегулируемых организаций с добровольным членством.

Реализация указанных мер позволит в перспективе осуществить полноценную передачу саморегулируемым организациям всех функций по осуществлению контроля за деятельностью участников рынка.

В отношении саморегулируемых организаций с добровольным членством целесообразно также установить требования к представлению в установленные сроки в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчетности о результатах деятельности саморегулируемой организации, в том числе подтверждающей соответствие требованиям к саморегулируемым организациям.

С выходом процесса стандартизации в рамках института саморегулирования на принципиально более высокий качественный уровень дополнительным направлением повышения эффективности механизмов контроля саморегулируемых организаций за деятельностью членов может стать использование саморегулируемых организаций в отдельных отраслях и видах деятельности в качестве органов контроля, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с международными стандартами органов инспекции.

Второе направление формирования правовой основы для обеспечения эффективной общегосударственной модели саморегулирования - стимулирование развития добровольного саморегулирования.

Задачей настоящей Концепции является формирование стимулов к добровольному саморегулированию, которые позволят реализовать его потенциал в части стандартизации, использования механизмов ответственности и обеспечения защиты прав потребителей, в перспективе снизить степень государственного вмешательства в экономику и соответствующие затраты и обеспечить учет позиции предпринимательского и профессионального сообществ при принятии решений по регулированию отрасли.

С учетом того, что сложившаяся система нормативно-правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций не является препятствием для развития добровольного саморегулирования, меры нормативного характера имеют ограниченный эффект воздействия на стимулирование добровольного саморегулирования.

Наиболее важными факторами являются развитие институциональной и конкурентной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности. Помимо этого, должны быть созданы необходимые условия для конкуренции, основанной на качестве продукции (товаров, работ, услуг), которое достигается за счет принятия более высоких стандартов саморегулируемых организаций.

В целях создания условий для развития саморегулирования, основанного на добровольном членстве, целесообразно в законодательстве Российской Федерации установить основания и порядок передачи государственных функций отдельным саморегулируемым организациям с добровольным членством (признания практики выполнения саморегулируемыми организациями отдельных государственных функций достаточной для замещения государственных функций), порядок взаимодействия саморегулируемых организаций и федеральных органов исполнительной власти, учета позиций саморегулируемых организаций при разработке нормативных правовых актов Российской Федерации и стандартов.

Механизмами решения этой задачи могут являться:

установление процедур одобрения со стороны уполномоченного федерального органа исполнительной власти стандартов и правил саморегулируемой организации, методик оценки регулирующего воздействия этих документов;

установление процедур оценки эффективности деятельности саморегулируемой организации за определенный временной период в целях принятия решений о передаче саморегулируемой организации государственных функций;

распределение полномочий между регулирующим органом и саморегулируемой организацией, закрепляющее признание результатов деятельности саморегулируемой организации в отношении своих членов и передачу государственных функций саморегулируемой организации;

заключение соглашений между саморегулируемой организацией и отраслевым регулятором о признании результатов деятельности саморегулируемой организации и исполнении саморегулируемой организацией отдельных функций государства в отношении своих членов.

Целесообразно также внести изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и от 30 января 2015 г. N 83 "О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в части обязательного общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов с субъектами саморегулирования и обязательного проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, разработанных и принятых в рамках реализации настоящей Концепции.

Таким образом, будет реализована модель, стимулирующая саморегулируемые организации к добросовестной реализации своих функций и предоставляющая им возможность доказательства своей готовности к получению полномочий по регулированию отношений в определенной отрасли.