Документ не применяется. Подробнее см. Справку

2. Недостатки правового регулирования

2.1. По подпункту 2 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Подпунктом 2 пункта 2 приложения к приказу N 339 введена новая редакция пункта 3 Методики: Предельно допустимые концентрации рыбохозяйственного значения (далее - ПДКрыбхоз) заменены нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, которые включают ПДКрыбхоз.

При этом приказом Росрыболовства N 20 от 18 января 2010 г. "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" устанавливаются именно нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций в воде водных объектов рыбохозяйственного значения, что, в свою очередь, соответствует формулировке части 1 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).

На практике почти все водопользователи нормируются на уровне ПДКрыбхоз. Это связано с применением статьи 17 Закона о рыболовстве, согласно которой к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов. Указанная формулировка позволяет относить к водным объектам рыбохозяйственного значения практически все водные объекты на территории Российской Федерации.

Так, например, даже реки в черте городов определяются Росрыболовством как рыбохозяйственные водоемы высшей, 1 или 2 категории. Вместе с тем в приказе Росрыболовства от 17 сентября 2009 г. N 818 "Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства" четкие критерии отнесения водных объектов к объектам рыбохозяйственного значения отсутствуют.

Кроме того, Методикой предусмотрен такой показатель, как предельно допустимые концентрации хозяйственно-бытового значения (далее - ПДКхозбыт). Однако ПДКхозбыт практически не применяются, поскольку пунктом 6 Методики устанавливается, что в случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.

В настоящее время во исполнение пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 1 июля 2015 г. N ДК-П9-115пр при Минэкономразвития России создана межведомственная Рабочая группа по выработке предложений по проекту поправок к проекту федерального закона N 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Рабочая группа, проект поправок). По итогам заседания Рабочей группы выработаны согласованные предложения, в частности, по вопросу необходимости установления четких критериев отнесения водных объектов (и их отдельных участков) к водным объектам рыбохозяйственного значения. Кроме того, согласно поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 21 августа 2015 г. N ДК-П9-5742 и протоколу совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26 октября 2015 г. N ДК-П9-185пр федеральным органам исполнительной власти необходимо доработать проект поправок, в том числе в части установления технически достижимых требований к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Реализация указанного поручения позволит частично решить проблемы правоприменения, описанные выше.

2.2. По подпункту 3 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Подпунктом 3 пункта 2 приложения к Приказу N 339 введена новая редакция пункта 4 Методики, которая необоснованно ужесточает требования к сбросам сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей.

В соответствии с предыдущей редакцией пункта 4 Методики нормативы качества вод таких водных объектов или их природный состав и свойства должны выдерживаться на водотоках, начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта, вплоть до места водопользования), а на водоемах - на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования.

Таким образом, Методика содержала требование соответствия качества воды нормам только в местах действительного использования данного водного объекта для тех нужд, для которых установлены нормы.

В соответствии с новой редакцией пункта 4 Методики вся вода водных объектов, даже не используемая для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения или рекреационных целей, должна соответствовать требованиям, предъявляемым к воде питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Исключение делается только в отношении 500-метрового участка водного объекта вокруг выпуска сточных вод, где качество воды водного объекта может не соответствовать нормам.

Таким образом, правовое основание, а также целесообразность для распространения требований к воде водных объектов, используемых для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения (ПДКхозбыт), на воду, которая не используется для этих нужд, отсутствует. По мнению экспертов, указанное требование избыточно, налагает необоснованные ограничения на водопользователей. Для большинства водопользователей, которым ранее были установлены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (далее - НДС) по прежним правилам, введение нормирования по новым правилам приводит к ужесточению требований, так как связано с необходимостью реконструкции очистных сооружений.

Учитывая вышеизложенное, по мнению Минэкономразвития России, необходимо внести изменения и исключить подпункт 3 пункта 2 приложения к Приказу N 339 и вернуться к прежней редакции пункта 4 Методики.

2.3. По подпункту 6 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Подпунктом 6 пункта 2 приложения к Приказу N 339 введена новая редакция пункта 8 Методики, в котором содержатся неоднозначно трактуемые требования по нормированию сбросов сточных вод в границе населенного пункта.

В абзаце 1 пункта 8 Методики устанавливается, что для сбросов в границе населенного пункта НДС определяется, исходя из отнесения требований к качеству воды в водном объекте в местах сброса сточных вод к самим сточным водам, независимо от типа выпуска сточных вод. Другими словами, в любых случаях допустимая концентрация загрязняющего вещества (далее - Cндс) должно быть равным предельно допустимой концентрации (далее - ПДК).

Однако в абзаце 2 пункта 8 Методики указано, что при сбросе сточных вод через рассеивающие выпуски нормативные требования к составу и свойствам воды должны обеспечиваться в створе начального разбавления рассеивающего выпуска. Иными словами, при расчете НДС для рассеивающих выпусков должна применяться формула (4) Методики с применением только коэффициента начального разбавления: Cндс = n0 (ПДК - Cф) + Cф.

Таким образом, пункт 8 Методики содержит противоречивые нормы по методу нормирования сбросов сточных вод в границе населенного пункта. При этом результаты нормирования по двум приведенным формулам будут различными.

Для устранения противоречия предлагается внести изменения в формулировку абзаца 1 пункта 8 Методики, дополнив после слов "независимо от типа выпуска сточных вод" словами ", кроме рассеивающих выпусков".

2.4. По подпункту 8 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Подпунктом 8 пункта 2 приложения к Приказу N 339 введена новая редакция пункта 12 Методики, в которой уточняются требования к случаям, когда фактический сброс загрязняющего вещества меньше расчетного НДС. При этом величина НДС необоснованно занижается и, кроме того, ставится в зависимость от случайных факторов.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона об охране окружающей среды нормативы сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В то же время, в соответствии с новым пунктом 12 Методики водопользователю может быть установлен НДС, исходя из уровня достигнутого фактического сброса, без учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов, как того требует часть 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды). При этом величина фактического сброса является случайной величиной, которая зависит от различных неконтролируемых факторов: влияния уровня гидравлической нагрузки на очистные сооружения, уровня загрузки производственных мощностей предприятий - источников сточных вод, изменения состава сточных вод абонентов. Эффективность очистных сооружений, как и прочих сложных технических устройств, не является постоянной величиной и постепенно снижается в межремонтный период.

Кроме того, установление НДС на фактически достигнутом уровне приводит к дестимуляции водопользователей к улучшению качества очистки стоков. Какой бы уровень эффективности очистки не был достигнут водопользователем, этот уровень будет установлен ему в качестве НДС. При таких условиях водопользователи не заинтересованы в улучшении качества очистки стоков.

Применение данного положения приводит к установлению НДС ниже ПДКрыбхоз в случае, если фактический сброс ниже ПДКрыбхоз, когда поступающее в водный объект вещество не является загрязняющим веществом, поскольку не оказывает негативное воздействие на этот объект. Таким образом, установленное пунктом 12 Методики требование, предъявляемое к нормированию сброса веществ ниже ПДК, приводит к установлению нормативов для веществ, которые фактически не являются загрязняющими.

Таким образом, новая редакция пункта 12 Методики противоречит требованию статьи 23 Закона об охране окружающей среды, необоснованно занижает величину НДС и влечет избыточные затраты водопользователей на очистку сточных вод.

Считаем необходимым исключить из Методики возможность установления НДС на уровне фактического сброса. НДС должен устанавливаться на уровне максимального допустимого сброса загрязняющего вещества, обеспечивающего установленные нормативы качества окружающей среды - водного объекта, то есть расчетного НДС.

2.5. По подпункту 14 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Подпунктом 14 пункта 2 приложения к Приказу N 339 изменена формулировка пункта 19 Методики, в котором даются указания по формированию перечня нормируемых веществ. Исходя из вводимой нормы, перечень должен формироваться на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных вод, а для организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными водами абонентов.

Содержание перечня во многом определяет необходимость и объемы капитальных и эксплуатационных затрат на водоохранные мероприятия, объем производственного контроля.

В то же время эти указания в пункте 19 Методики недостаточны для однозначного установления перечня нормируемых веществ для конкретного выпуска. В результате для однотипных предприятий, использующих одинаковые технологии, устанавливаются совершенно различные перечни нормируемых веществ. Например, для нескольких газомазутных тепловых электростанций количество нормируемых веществ, включенных в НДС и разрешения на сброс, изменяется от единиц до нескольких десятков. Недостаточная регламентация правил формирования перечня предоставляет государственным органам, согласующим и утверждающим НДС, право произвольно и избирательно предъявлять требования к перечням нормируемых веществ конкретных водопользователей.

2.6. В настоящее время проблема определения перечня нормируемых веществ становится особенно актуальной в связи с принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р, утвердившего Перечень загрязняющих веществ, в отношении которого применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Применительно к сбросу в водные объекты данный Перечень включает порядка 160 наименований загрязняющих веществ, в том числе особо опасные вещества.

Особо значимым данный вопрос является для организаций, осуществляющих водоотведение (далее - водоканалы), так как в поселениях, особенно крупных, в централизованную систему водоотведения поступают сточные воды от абонентов различных сфер деятельности.

Поскольку водоканалы не обладают сведениями о применяемых абонентами технологиях, действующая редакция Методики предопределяет необходимость исследования водоканалами, как минимум 160 загрязняющих веществ на "входе" и "выходе" с городских очистных сооружений. В случае наличия в крупном городе нескольких городских очистных сооружений, количество исследуемых параметров должно быть кратным количеству очистных сооружений и установленной контролирующими органами периодичности контроля этих измерений. Это влечет непредсказуемые дополнительные затраты Водоканалов на отбор и исследования проб. Таким образом, водоканалы вынуждены проводить исследования состава сточных вод абонентов. Указанное выше осложняется следующими обстоятельствами.

Во-первых, в условиях смешения различных видов сточных вод в централизованной системе канализации, многие остаточные промышленные загрязнения разбавляются хозяйственно-бытовым, а, в некоторых случаях, поверхностным стоком до незначительных значений;

Во-вторых, несмотря на то, что очистные сооружения водоканалов проектируются на ограниченный перечень технологических показателей <1>, многие промышленные загрязнения в той или иной степени задерживаются на очистных сооружениях водоканалов (городские очистные сооружения являются буфером в сфере охраны водных объектов) и, соответственно, могут не превышать ПДК на сбросе;

--------------------------------

<1> "СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85", утверждены приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/11.

В-третьих, в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 7-ФЗ, Закон N 219-ФЗ соответственно) законодатель определяет направление нормирования сбросов водопользователей применительно к веществам 1 и 2 класса опасности при наличии таких веществ в сбросах водопользователя.

В-четвертых, Законом N 219-ФЗ особенности нормирования качества сточных вод водоканалов и их абонентов отнесены к законодательству о водоснабжении и водоотведении. Особенностью хозяйственной деятельности Водоканалов является обеспечение населения и иных абонентов водой питьевого качества, то есть подача в город воды с качеством соответствующим гигиеническим (а не рыбохозяйственным) ПДК. То есть, при наличии плохого качества воды водоисточника (в том числе, вследствие сбросов промышленных и сельскохозяйственных предприятий), водоканал вынужден выполнять водоподготовку до уровня гигиенических ПДК. Поэтому, в первую очередь, должны нормироваться вещества, по которым наблюдается превышение относительно качества питьевой воды, подаваемой в город (поселение).

Отдельно следует отметить, что цель установления НДС - нормирование тех веществ, по которым не соблюдаются ПДК в воде водных объектов. Если ПДК соблюдаются, то целесообразность расширять список нормируемых веществ отсутствует. Поэтому перечень нормируемых веществ должен устанавливаться на основе оценки:

- данных государственного мониторинга водных объектов о наличии в водном объекте загрязняющих веществ с содержанием, превышающим установленные нормативы качества воды хозяйственно-питьевого пользования (при этом, государственный мониторинг должен вестись только для веществ, в отношении которых установлены меры государственного регулирования);

- наличия в сбросах водоканалов веществ с превышением качества питьевой воды, подаваемой в город (по веществам 1 и 2 класса опасности из перечня веществ, подлежащих государственному регулированию).

На основании вышеизложенного Методика должна содержать особенности в части водоканалов. Так, в абзаце втором пункта 19 Методики целесообразно изложить в редакции, предусматривающей то, что перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, включает технологические показатели работы коммунальных очистных сооружений, а также вещества 2 класса опасности, по которым по данным государственного мониторинга, наблюдается превышение нормативов качества воды водных объектов хозяйственно-питьевого назначения и наличие которых обнаруживается в сбросах указанных организаций в концентрациях, превышающих нормативные требования к качеству питьевой воды, подаваемой в поселение.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.6. По абзацу "б" подпункта 17 пункта 2 приложения к приказу N 339.

Абзацем "б" подпункта 17 пункта 2 приложения к Приказу N 339 изменена редакция пункта 25 Методики, в соответствии с которой в случае, если фоновая концентрация загрязняющего вещества в водном объекте превышает ПДК, то Cндс определяется в соответствии с пунктами 1, 9 Методики. Предыдущая редакция пункта 25 предлагала использовать в данном случае пунктом 1 Методики. Пункты 1 и 9 содержат противоречивые указания по методам нормирования сбросов при CФ > ПДК.

Пунктом 1 Методики установлено, что величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды, то есть Cндс = Cф.

Пунктом 9 для таких же случаев установлено, что НДС разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам, то есть Cндс = ПДК.

Требование пункта 9 является избыточным. Очистка сточных вод до более высокого качества, чем имеет вода в водоеме-приемнике не может привести к повышению качества воды в водном объекте, так как формирование состава воды водного объекта происходит за счет влияния природных условий. При этом на водопользователей возлагаются избыточные требования, повышающие капитальные и эксплуатационные затраты на очистку сточных вод.

Предлагается вернуть прежнюю редакцию пункта 25 Методики, исключив пункт 9 из Методики.

Кроме того, необходимо исключить из абзаца 3 пункта 1 Методики слово "природного", учитывая то, что на практике территориальные органы Росгидромета рассчитывают только фоновые концентрации, определение которых дано в пункте 25.

2.7. По подпункту 35 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Подпунктом 35 пункта 2 приложения к Приказа N 339 Методика дополнена приложением 5, в котором используются понятия, содержание которых не определено, не указаны ссылки на нормативные правовые акты, определяющие эти понятия:

- наименования и реквизиты канализационных выпусков абонента (пункт 2);

- категория сточных вод (пункт 4).

В этом же подпункте указано, что в состав НДС абонентов ЦСВ включается обоснование расхода (расходов на выпусках) сточных вод для установления НДС. Каких-либо указаний или пояснений по методам или содержанию такого обоснования Методика или иные нормативные правовые акты не содержат.

Поскольку приложение 5 устанавливает форму НДС абонентов ЦСВ, которую должны заполнять сами абоненты ЦСВ, на них возлагается неопределенная обязанность.

Необходимо определить в Методике понятия: "наименование канализационных выпусков абонента", "реквизиты канализационных выпусков абонента"; "категория сточных вод"; а также пояснения по методам и/или содержанию обоснования расхода (расходов на выпусках) сточных вод для установления НДС.

2.8. По подпункту 30 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Подпунктом 30 пункта 2 приложения к Приказу N 339 предусмотрено введение в Методику N 333 раздела X "Порядок разработки величин НДС абонентов организаций, осуществляющих водоотведение".

Как следует из пункта 82 раздела X Методики, величины НДС определяются абонентами как произведения максимального часового расхода сточных вод - q (м3/ч); месячного (м3/мес.) и годового расхода сточных вод (м3/год) на допустимую к сбросу в системы водоотведения концентрацию загрязняющего вещества в сточных водах абонента Cндс (мг/дм3).

Согласно абзацу первому пункта 83 раздела X Методики организация, осуществляющая водоотведение, размещает значения допустимых концентраций нормируемых веществ, для расчета абонентами НДС, на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По письменному запросу абонента, заключившего с этой организацией договор водоотведения, представляет ему указанные значения в 10-дневный срок любым доступным способом.

Поскольку единственной концентрацией для расчета абонентами НДС является Cндс, из абзаца первого 1 пункта 83 раздела X Методики следует, что на сайте организации, осуществляющей водоотведение, публикуются именно значения Cндс.

Однако в абзаце 2 пункта 83 раздела X Методики указано, что определение значений Cндс абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, производится в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Методике.

Полагаем целесообразным устранить указанное несоответствие, указав в абзаце втором 2 пункта 83 раздела X Методики на то, что Cндс определяются организациями, осуществляющими водоотведение, а не их абонентами.

2.9. По подпункту 10 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Действующая редакция абзаца пятнадцатого пункта 14.1 Методики требует предоставления информации о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с Приложением N 3 к Методике.

Предоставление такого массива информации требует необоснованных трудозатрат водопользователя по следующим основаниям.

Во-первых, согласно пункту 12 Методики, если фактический сброс меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается фактический сброс по максимальному значению концентрации за последний календарный год безаварийной работы предприятия.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минприроды России от 31.07.2018 N 342 пункт 14 изложен в новой редакции, согласно которой НДС разрабатываются и утверждаются на 5 лет.

Во-вторых, согласно пункту 14 Методики при установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на пять лет, при установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на три года.

Для проектов НДС на уровне нормативов качества воды, значения фактического сброса не влияют на величины НДС, установленных на уровне ПДКрыбхоз, имеющих значения не только ниже фактического качества, но и ниже требований к используемой предприятиями питьевой воды. Для проектов НДС, рассчитанных с учетом разбавления, требование о предоставлении массива данных за 5 истекших лет не понятно, как в силу срока действия НДС не более 3-х лет, так и в силу регламентации, указанной в пункте 12 Методики.

На основании изложенного абзац пятнадцатый пункта 14.1 Методики считаем возможным изложить в следующей редакции:

"Кроме того, должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущий год (без учета аварийных случаев), или за предыдущие 2 года - в случае, если водопользователем в указанном истекшем периоде была проведена реконструкция, модернизация или техническое переоснащение производства по форме в соответствии с Приложением 3 к настоящей Методике".

2.10. По подпункту 30 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Поскольку основной целью установления абонентам НДС является обеспечение соблюдения НДС, установленных предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ), перечень нормируемых абонентам веществ должен устанавливаться в соответствии с перечнем веществ, установленным в составе разрешения на сброс загрязняющих веществ, выданного предприятию ВКХ. Данная синхронизация является важным уточнением, снимающим необоснованные затраты абонентов-промпредприятий на разработку НДС, кроме того, исключает противоречие пунктов 81, 83, 84.

Пункт 85 изложить в следующей редакции: "Перечень нормируемых веществ в составе НДС абонента устанавливается в соответствии с перечнем и условиями разрешения на сброс загрязняющих веществ, выданного для конкретного выпуска организации, осуществляющей водоотведение в водный объект".

2.11. По подпункту 31 пункта 2 приложения к Приказу N 339.

Запрещение сброса веществ, не отраженных в проекте НДС, приводит к ситуации, когда при обнаружении надзорными органами в составе сброса таких веществ в концентрациях даже меньше ПДК для воды водных объектов, возникают формальные основания для наложения административных взысканий. При разработке проекта НДС перечень нормируемых веществ должен формироваться на основе данных мониторинга водных объектов, с выявлением опасных веществ в концентрациях, превышающих нормативы качества воды водных объектов. В противном случае, водопользователь должен будет разрабатывать проект НДС для всех веществ, для которых установлены ПДК в воде водных объектов (более 1000 веществ).

На основании изложенного в отношении приложения N 1 Приказа N 339 предлагаем примечание после пункта 7.1 "Сброс веществ не указанных ниже - запрещен" изложить в следующей редакции:

"Сброс не указанных ниже веществ допускается с содержанием, не превышающим соответствующие значения предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов культурно-бытового, хозяйственно-питьевого и рыбохозяйственного водопользования (по минимальному значению ПДК)".

2.12. По пункту 10 приложения к Приказу N 339.

Пунктом 10 Методики установлен особый метод установления НДС для теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов. Для таких сточных вод НДС устанавливается на уровне концентраций нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора. Учитывая, что концентрации нормированных веществ в воде водного объекта в месте водозабора постоянно меняются, для таких сточных вод не могут быть установлены постоянные численные значения НДС, могут быть установлены только общие правила, выраженные словесно или формулами, для ограничения концентраций веществ в сточных теплообменных водах.

Однако формы для согласования и утверждения НДС (в приложениях 1 и 2 Методики) не позволяют указывать в них текст или формулы.

В этой связи считаем целесообразным включить в пункт 10 Методики следующие пояснения по заполнению форм в приложениях 1 и 2:

"При установлении и согласовании НДС для сбросов теплообменных вод ТЭС, АЭС и других подобных объектов в формах, приведенных в приложениях 1 и 2, в графах "Утвержденный норматив НДС, мг/дм3" и "Согласованный норматив НДС, мг/дм3" для каждого нормируемого вещества указывается формула 00000001.wmz. В графах 5 - 29 проставляются нули. В примечаниях к таблицам "Утвержденный..." или "Согласованный норматив допустимого сброса веществ в водный объект" указывается:

"Примечания:

1. Cвх, Cвых - концентрация нормируемого вещества в воде водного объекта в месте водозабора и в сточных теплообменных водах соответственно, мг/дм3.

2. 00000002.wmz, 00000003.wmz - абсолютная погрешность измерения величин Cвх и Cвых соответственно, мг/дм3.

3. Масса фактического сброса т/мес. рассчитывается по формуле: Расход сточных теплообменных вод 00000004.wmz".

2.13. Согласно действующей редакции пункта 11 Методики исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.

Однако для разработки проекта НДС необходима также информация о гидрологической характеристике водного объекта и о рыбохозяйственной значимости и рыбохозяйственной категории водного объекта (его участка). Указанной информацией обладают федеральные органы исполнительной власти, которые в настоящее время являются лицами, участвующими в согласовании проектов НДС. Таким образом, пункт 11 Методики необходимо изложить в редакции:

"11. Исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем:

- в территориальном органе Росгидромета или в организациях, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с мониторингом водных объектов - в части получения фоновых концентраций загрязняющих веществ в водном объекте и гидрологической характеристики водного объекта - приемника сточных вод;

- в территориальном органе Росрыболовства - в части получения информации о рыбохозяйственном назначении и категории водного объекта (или его участка) - приемника сточных вод.".

2.14. В приложении 1 к Приказу необходимо исключить такие показатели, как "минерализация" и "токсичность", так как эти показатели не входят в Перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию в целях охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

Кроме того, СаНПиН 2.1.5.2582-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных морей от загрязнения в местах водопользования населения" не регламентирует норматив по показателю "минерализация", так как он зависит от солености и состава морской воды.

В приложении 6 к Методическим указаниям по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденным приказом Росрыболовства от 4 августа 2009 г. N 695, указано, что показатель "минерализация" нормируется согласно категориям рыбохозяйственных водных объектов или его участков. При этом категории водных объектов, установленные приказом Росрыболовства от 17 сентября 2009 г. N 818, определены как "высшая", "первая" и "вторая" (зависят от ценности обитающей промысловой рыбы"), что никаким образом не связано с категорией "пресноводный" или "морской" водный объект и, соответственно, с показателем "минерализация".

При этом показатель "токсичность" обуславливается наличием в сточных водах перечня токсичных веществ, который будет нормироваться в составе НДС, а нормативов применительно к показателю "токсичности" не установлено.

2.15. Необходимо исключить согласование проектов НДС территориальными органами Росгидромета и Росрыболовства до закрепления таких полномочий в законодательстве.

В пункте 8.1.6 Типового положения о территориальном органе Росгидромета, утвержденном приказом Минприроды России от 28 декабря 2012 г. N 462, указаны полномочия по согласованию проектов НДС. При этом следует отметить, что ни в Федеральном законе от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", ни в Положении о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. N 372, ни в Положении об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. N 1425, не указаны полномочия Росгидромета по согласованию проектов нормативов допустимых сбросов. Кроме отдельных функций по лицензированию ряда работ и ограниченного надзора, основными задачами Росгидромета является ведение государственного водного кадастра поверхностных водных объектов; ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; государственный мониторинг всех составляющих окружающей среды и предоставление информации по вопросам своего ведения в установленном порядке. Поэтому применительно к проектам НДС задачей Росгидромета является лишь предоставление водопользователям необходимой информации, состав которой указывается в пункте 11 Методики.

Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Положением о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444, не установлены полномочия Федерального агентства по рыболовству о согласовании НДС для водопользователей. Тем не менее, такое полномочие утверждено приказом Минсельхоза России от 8 апреля 2013 г. N 171 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по рыболовству (п. 8.1.26. согласование проектов нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователе). Таким образом, территориальный орган Федерального агентства по рыболовству наделен не свойственными ему функциями. Применительно к разработке проекта НДС для водопользователей важным является официальная информация Территориального органа Федерального агентства по рыболовству о том, к какой категории (высшая, первая, вторая) относится водохозяйственный участок, на котором производится сброс сточных вод водопользователя.

Необходимость согласования проектов НДС с несколькими органами государственной власти, по мнению субъектов предпринимательской и иной деятельности, выдвигающих взаимоисключающие требования, создает дополнительные административные барьеры, приводит к затяжке сроков, необоснованным отказам в согласовании проекта НДС и в результате создает издержки водопользователей по повышенной плате за НВОС (25-кратное увеличение платы за НВОС в условиях отсутствия разрешения на сброс загрязняющих веществ).

При этом, статья 23 Законе N 7-ФЗ указывает только на то, что нормативы допустимого сброса выдаются на основании разрешений, выдаваемых органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Иных согласовывающих органов государственной власти не предусмотрено.

2.16. Действующая редакция пункта 82 Методики определяет, что нормативы допустимых сбросов абонентов в отношении биохимической потребности в кислороде (БПК), взвешенных веществ, фосфора общего, азота общего, нитратов и нитритов не устанавливаются, за исключением юридических лиц, деятельность которых связана с производством и/или переработкой пищевой продукции.

Однако в настоящее время ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду по азоту общему и фосфору общему не установлены, соответственно, целесообразно использовать показатели "фосфор фосфатов" и "азот аммонийный", по которым ставки платы установлены. Нитраты и нитриты являются производными процесса нитрификации (окисление азота аммонийного) при биологической очистке, что учтено в примечании, помеченном знаком <*> в пункте 12 Методики. Поэтому наиболее корректным является показатель "азот аммонийный".

Таким образом, необходимо откорректировать пункт 82 Методики, исключив слова "нитраты и нитриты", заменив словами "азот аммонийный".

2.17. В пункте 5 приложения 4 ("Порядок определения значений допустимых концентраций загрязняющих веществ, иных веществ для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение") к Методике указано некорректное понятие условного обозначения "Q" при расчете Cндс для сбросов абонентов в общесплавные системы водоотведения. Показатель "Q" должен определять общий годовой расход сточных вод, поступающих на очистные сооружения водоканала (то есть годовой расход смеси всех видов сточных вод, поступающих в общесплавную систему водоотведения), а не годовой расход поверхностных сточных вод, как указано в пункте 5. В противном случае, эффект разбавления не сможет быть учтен при расчете Cндс абонента (по аналогии с формулой, указанной в пункте 4). Определение условного показателя Q в пункте 5 необходимо уточнить, определив его, как:

"Q - годовой расход сточных вод, поступающих на очистные сооружения организации, осуществляющей водоотведение, тыс. м3;".

В пункте 6 приложения 4 к Методике условное обозначение "Qпов" определено, как годовой расход поверхностных сточных вод с территории нормируемых абонентов, м3. Использование в определении слова "нормируемых" предопределяет, что при расчете надо учитывать объемы сброса поверхностных сточных вод, относящихся только к "нормируемым" согласно постановлению Правительства Российской Федерации 18 марта 2013 г. N 230, то есть, с объемами сброса более 200 м3/сут.

Однако, для расчета необходимо учитывать объем поверхностных сточных вод всех абонентов, за исключением абонентов, относящихся к жилищному фонду. По сути, формула расчета Cндс для сброса в ливневую ЦСВ составлена по аналогии с формулой, приведенной в пункте 4.

Таким образом, показатель "Qпов" необходимо уточнить следующим образом:

"Qпов - годовой расход поверхностных сточных вод с территории абонентов, не относящихся к объектам жилищного фонда, тыс. м3".

При этом пункт 7 дополнить абзацем следующего содержания:

"В случаях, когда при расчетах допустимой концентрации загрязняющих веществ (Cндс) по формулам, указанным в пунктах 4 - 6, значения Cндс получаются больше нормативных значений концентраций, установленных приложением N 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 148 (далее - Правила N 644), нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ (Cндс) устанавливаются на уровне значений, регламентируемых Правилами N 644". Данное предложение обусловлено следующим. Правилами холодного водоснабжения и водоотведения установлены требования по предотвращению негативного воздействия на сети и сооружения централизованных систем водоотведения (в частности, нормативные значения концентраций - по приложению N 3 к Правилам N 644). Однако расчетные значения Cндс абонентов могут оказаться больше значений, регламентируемых Правилами N 644 (в силу, как величин самих НДС, так и местных условий разбавления сточных вод промышленных абонентов хозяйственно-бытовым и (или) поверхностным стоком). Таким образом, целесообразно установить ограничение Cндс абонентов на уровне регламентации Правил N 644.