VI. Общественное продвижение академической музыки

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что в России общественные потребности в музыкальном академическом исполнительстве развиваются слабо. Значительная часть населения России не приобщена к классическому музыкальному наследию. Интерес широкой публики к классической музыке несравненно ниже, чем в Европе. Еще хуже обстоит дело с восприятием произведений современной академической музыки.

Формирование и развитие потребностей населения в области академической музыки - одна из главных задач, стоящих сегодня как перед государством, так и перед всеми участниками филармонической концертной деятельности.

Системная работа по приобщению населения к академической музыке должна вестись в 2 направлениях:

повышение престижа и значимости в обществе академического музыкального искусства, создание установки на необходимость приобщения людей к этой сфере;

использование разнообразных форм и инновационных методов музыкального просветительства для различных слоев и возрастных категорий населения, прежде всего детей и юношества.

Повышение интереса общества к академической музыке напрямую связано с усилением внимания к вопросам филармонической концертной деятельности со стороны средств массовой информации.

Забота государства о поднятии престижа академического музыкального искусства должна проявляться в поддержке как специализированных профессиональных средств массовой информации, так и популярных периодических и интернет-изданий, частных телевизионных каналов и новостных порталов, освещающих для широкого круга читателей актуальные события музыкальной жизни, в том числе в регионах. Задачи продвижения академической музыки в печатных средствах массовой информации, медиа-пространстве совместно с органами управления в сфере культуры должны выполнять сами организации, ведущие филармоническую концертную деятельность.

Концертным организациям следует активизировать работу не только с традиционными средствами массовой информации, но и в интернет-пространстве - большее внимание обращать на создание и наполнение собственных сайтов, позволяющих устанавливать прямой контакт со слушателями, а также на продвижение коллективов и солистов в социальных сетях с помощью специализированных форумов и блогов.

Ключевая роль в ведении на регулярной основе просветительской работы, воспитании будущих слушателей концертов академической музыки принадлежит общему и дополнительному образованию. В программах дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций необходимо увеличить время, отводимое на занятия музыкой, включая хоровое пение, заботиться об их обеспечении новейшими методическими разработками и современными материально-техническими средствами. Концертные организации должны постоянно поддерживать связи с общеобразовательными организациями, другими образовательными организациями, в том числе с детскими музыкальными школами. При этом следует практиковать как приглашение детей в концертный зал, так и выездной формат сотрудничества.

В деятельности концертных организаций серьезное место должно быть отведено проектам, ориентированным на выполнение просветительской миссии в области академической музыки с использованием таких форм как открытые репетиции, встречи до и после концерта, лекции-презентации, круглые столы, клубы любителей музыки. Особое внимание при этом должно быть уделено проектам, направленным на поиск современных методов приобщения к музыкальному искусству.

Важным направлением филармонической работы в последние годы становится создание виртуальных концертных залов для показа концертов академической музыки. Использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является для многих жителей единственной возможностью приобщения к высоким образцам академического музыкального искусства, частично компенсирующей существенное сокращение доли академической музыки на телевидении и радио. Посредством создания виртуальных концертных залов филармонии имеют возможность не только обеспечивать показ концертов академической музыки, но и осуществлять просветительские, воспитательные и образовательные функции.

Наряду с содействием приобщению населения к профессиональному академическому музыкальному искусству необходимо принятие мер по развитию любительских коллективных форм творческой деятельности как среди детей и молодежи, так и среди других возрастных категорий населения. В этой связи следует стимулировать создание и поддержку деятельности любительских творческих коллективов (хоров, вокальных и инструментальных ансамблей, камерных, духовых, народных и симфонических оркестров), а также проведение смотров и конкурсов этих коллективов.