3. Особенности взаимодействия с различными группами абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ
3. Особенности взаимодействия с различными группами
абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ
3.1. Общение с абитуриентами, имеющими нарушения зрения:
при встрече с человеком, имеющим нарушение зрения, зрячий должен поприветствовать его первым, назвав себя;
человек с нарушением зрения не должен чувствовать, что он зависит от зрячего, надо вести себя на равных;
вначале надо спросить человека с нарушением зрения, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа помочь ему;
представляя слепого зрячему или наоборот, необходимо сделать так, чтобы он знал, в какую сторону ему надо повернуться;
предлагая помощь, следует направлять человека с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку;
необходимо кратко описать местонахождение человека;
в шумном помещении зрячий должен предупредить слепого, если ему надо отойти, и подвести его к стене или окну;
в разговоре с человеком с нарушением зрения не надо избегать выражений, основанных на визуальных впечатлениях;
если зрячий видит во внешнем виде человека с нарушением зрения какой-либо дефект или погрешность в одежде, не нужно стесняться, надо обратить на это внимание;
при передвижении не надо держать человека с нарушением зрения за руку, ему нужно предложить взять сопровождающего за предплечье; при ходьбе зрячий должен находится на шаг впереди; при таком положении имеется возможность движением руки сигнализировать о препятствиях, остановках, узких проходах;
необходимо своевременно предупреждать о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п.;
при спуске и подъеме по ступеням лестницы зрячий должен находиться на ступень ниже или выше;
при входе в помещение сопровождающий проходит в дверь первым, рукой, прижимая локоть, подает сигнал слепому, чтобы тот сдвинулся за его спину; пройдя следом человек с нарушением зрения перехватывает свободной рукой ручку двери и закрывает за собой дверь;
следует передвигаться без резких движений, не делать рывков;
при необходимости зачитывания человеку с нарушением зрения какой-либо информации сначала следует предупредить его об этом; читать надо все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа - от заголовка до конца, ничего не пропуская, не объясняя редко употребляемых или международных слов;
при чтении какого-либо документа человеку с нарушением зрения, надо для убедительности дать ему документ в руки;
при общении обращаться следует непосредственно к человеку с нарушением зрения, а не к его зрячему помощнику;
в начале общения необходимо назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих;
недопустимо усаживать человека с нарушением зрения, следует направить его руку на спинку стула или подлокотник;
при общении с группой людей, имеющих нарушение зрения, каждый раз следует называть того, к кому обращаются;
в речи нужно избегать расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами;
необходимо сообщить о наличии в аудитории специальной аппаратуры/оборудования и возможности пользования ими.
3.2. При общении с абитуриентами, имеющими нарушения слуха, работники приемных комиссий:
обязаны привлечь внимание неслышащего абитуриента движением руки;
обязаны в процессе диалога смотреть прямо в лицо неслышащего абитуриента;
обязаны не загораживать лицо руками, волосами или какими-то другими предметами;
должны при устном общении находиться на близком от неслышащего абитуриента расстоянии;
обязаны при общении смотреть в лицо собеседнику, говорить максимально четко артикулируя и замедляя свой темп речи;
при разговоре со слабослышащим абитуриентом обязаны более четко и внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения, т.к. эта группа абитуриентов испытывает значительные затруднения в восприятии отдельных звуков;
должны строить фразы информационно насыщенно, избегая несущественной информации;
обязаны перефразировать сообщение с использованием более простых синонимов, если абитуриент не понял информацию;
должны использовать естественные жесты, выражение лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного;
должны быть уверенным, что абитуриент с нарушением слуха осмыслил правильно предоставленную ему информацию;
обязаны при сообщении информации, содержащей различные технические и другие термины, номера корпусов и аудиторий, адреса факультетов показывать таблички, на которых она заранее четко написана;
должны использовать письменную форму речи, если возникают трудности при устном общении (непонимании) или в многолюдных местах;
должны рекомендовать неслышащим абитуриентам в процессе коммуникации пользоваться слуховыми аппаратами;
обязаны из этических соображений обращаться непосредственно к неслышащему абитуриенту, а не к сурдопереводчику, его сопровождающему;
должны ставить в известность абитуриентов с нарушением слуха о наличии в специально подготовленной аудитории специализированной аппаратуры (FM-система) и познакомить их с правилами пользования ею.
3.3. При общении с абитуриентами, имеющими НОДА, работники приемных комиссий:
должны находиться с инвалидом в коляске, на одном зрительном уровне, или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним;
не имеют право прикасаться к инвалидной коляске без согласия абитуриентов с НОДА и менять ее местоположение;
предлагают помощь абитуриенту в коляске при открытии тяжелых дверей, при передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом;
должны помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки могут привести абитуриента к потере равновесия и непредсказуемым последствиям;
обязаны сообщать абитуриентам с НОДА о наличии в корпусах факультетов специального оборудования и возможности пользоваться им, как то: специализированные лифты, бегущие дорожки, подъемники для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске и др.);
обязаны соблюдать этику взаимоотношений с абитуриентами, имеющими НОДА с гиперкинезами <1>;
--------------------------------
<1> Гиперкинезы - патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц.
не должны при разговоре реагировать на непроизвольные движения абитуриента, имеющего НОДА, с гиперкинезами;
обязаны помнить, что при речевых затруднениях у абитуриентов с гиперкинезами необходимо следовать пункту 3.5.
3.4. При общении с абитуриентами, имеющими РАС, работники приемных комиссий:
обязаны выяснить, в чем заключаются трудности абитуриента, имеющего РАС, в установлении первого речевого контакта;
должны говорить с этой категорией абитуриентов спокойно, терпеливо, дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации;
обязаны терпеливо, дружелюбно и доходчиво, используя четкую деловую фразеологию, доводить информацию до полного понимания ее собеседником;
должны предлагать "пошагово" выполнять абитуриентам с РАС сложные инструкции.
3.5. При общении с абитуриентами, имеющими ТНР, работники приемных комиссий:
обязаны внимательно и терпеливо выслушивать вопросы и просьбы абитуриентов с ТНР, невзирая на трудности и аграмматизмы в их речи;
должны начинать говорить только тогда, когда абитуриент закончил формулировать свою мысль;
обязаны помнить, что не следует пытаться ускорять разговор, т.к. абитуриенту с ТНР требуется большее количество времени для формирования высказывания;
обязаны задавать вопросы, требующие от абитуриента коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация им воспринята и осмысленна;
обязаны помнить, что при возникновении проблем в устном общении абитуриенту необходимо предложить использовать письменную форму речи.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей