Приказом Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076 установлены Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в 2021/22 учебном году.

3. Особенности взаимодействия с различными группами абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ

3. Особенности взаимодействия с различными группами

абитуриентов-инвалидов и лиц с ОВЗ

3.1. Общение с абитуриентами, имеющими нарушения зрения:

при встрече с человеком, имеющим нарушение зрения, зрячий должен поприветствовать его первым, назвав себя;

человек с нарушением зрения не должен чувствовать, что он зависит от зрячего, надо вести себя на равных;

вначале надо спросить человека с нарушением зрения, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа помочь ему;

представляя слепого зрячему или наоборот, необходимо сделать так, чтобы он знал, в какую сторону ему надо повернуться;

предлагая помощь, следует направлять человека с нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку;

необходимо кратко описать местонахождение человека;

в шумном помещении зрячий должен предупредить слепого, если ему надо отойти, и подвести его к стене или окну;

в разговоре с человеком с нарушением зрения не надо избегать выражений, основанных на визуальных впечатлениях;

если зрячий видит во внешнем виде человека с нарушением зрения какой-либо дефект или погрешность в одежде, не нужно стесняться, надо обратить на это внимание;

при передвижении не надо держать человека с нарушением зрения за руку, ему нужно предложить взять сопровождающего за предплечье; при ходьбе зрячий должен находится на шаг впереди; при таком положении имеется возможность движением руки сигнализировать о препятствиях, остановках, узких проходах;

необходимо своевременно предупреждать о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п.;

при спуске и подъеме по ступеням лестницы зрячий должен находиться на ступень ниже или выше;

при входе в помещение сопровождающий проходит в дверь первым, рукой, прижимая локоть, подает сигнал слепому, чтобы тот сдвинулся за его спину; пройдя следом человек с нарушением зрения перехватывает свободной рукой ручку двери и закрывает за собой дверь;

следует передвигаться без резких движений, не делать рывков;

при необходимости зачитывания человеку с нарушением зрения какой-либо информации сначала следует предупредить его об этом; читать надо все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст документа - от заголовка до конца, ничего не пропуская, не объясняя редко употребляемых или международных слов;

при чтении какого-либо документа человеку с нарушением зрения, надо для убедительности дать ему документ в руки;

при общении обращаться следует непосредственно к человеку с нарушением зрения, а не к его зрячему помощнику;

в начале общения необходимо назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих;

недопустимо усаживать человека с нарушением зрения, следует направить его руку на спинку стула или подлокотник;

при общении с группой людей, имеющих нарушение зрения, каждый раз следует называть того, к кому обращаются;

в речи нужно избегать расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами;

необходимо сообщить о наличии в аудитории специальной аппаратуры/оборудования и возможности пользования ими.

3.2. При общении с абитуриентами, имеющими нарушения слуха, работники приемных комиссий:

обязаны привлечь внимание неслышащего абитуриента движением руки;

обязаны в процессе диалога смотреть прямо в лицо неслышащего абитуриента;

обязаны не загораживать лицо руками, волосами или какими-то другими предметами;

должны при устном общении находиться на близком от неслышащего абитуриента расстоянии;

обязаны при общении смотреть в лицо собеседнику, говорить максимально четко артикулируя и замедляя свой темп речи;

при разговоре со слабослышащим абитуриентом обязаны более четко и внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения, т.к. эта группа абитуриентов испытывает значительные затруднения в восприятии отдельных звуков;

должны строить фразы информационно насыщенно, избегая несущественной информации;

обязаны перефразировать сообщение с использованием более простых синонимов, если абитуриент не понял информацию;

должны использовать естественные жесты, выражение лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного;

должны быть уверенным, что абитуриент с нарушением слуха осмыслил правильно предоставленную ему информацию;

обязаны при сообщении информации, содержащей различные технические и другие термины, номера корпусов и аудиторий, адреса факультетов показывать таблички, на которых она заранее четко написана;

должны использовать письменную форму речи, если возникают трудности при устном общении (непонимании) или в многолюдных местах;

должны рекомендовать неслышащим абитуриентам в процессе коммуникации пользоваться слуховыми аппаратами;

обязаны из этических соображений обращаться непосредственно к неслышащему абитуриенту, а не к сурдопереводчику, его сопровождающему;

должны ставить в известность абитуриентов с нарушением слуха о наличии в специально подготовленной аудитории специализированной аппаратуры (FM-система) и познакомить их с правилами пользования ею.

3.3. При общении с абитуриентами, имеющими НОДА, работники приемных комиссий:

должны находиться с инвалидом в коляске, на одном зрительном уровне, или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним;

не имеют право прикасаться к инвалидной коляске без согласия абитуриентов с НОДА и менять ее местоположение;

предлагают помощь абитуриенту в коляске при открытии тяжелых дверей, при передвижении по паркету или коврам с длинным ворсом;

должны помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные резкие повороты и толчки могут привести абитуриента к потере равновесия и непредсказуемым последствиям;

обязаны сообщать абитуриентам с НОДА о наличии в корпусах факультетов специального оборудования и возможности пользоваться им, как то: специализированные лифты, бегущие дорожки, подъемники для передвижения по лестнице вниз и вверх на коляске и др.);

обязаны соблюдать этику взаимоотношений с абитуриентами, имеющими НОДА с гиперкинезами <1>;

--------------------------------

<1> Гиперкинезы - патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц.

не должны при разговоре реагировать на непроизвольные движения абитуриента, имеющего НОДА, с гиперкинезами;

обязаны помнить, что при речевых затруднениях у абитуриентов с гиперкинезами необходимо следовать пункту 3.5.

3.4. При общении с абитуриентами, имеющими РАС, работники приемных комиссий:

обязаны выяснить, в чем заключаются трудности абитуриента, имеющего РАС, в установлении первого речевого контакта;

должны говорить с этой категорией абитуриентов спокойно, терпеливо, дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации;

обязаны терпеливо, дружелюбно и доходчиво, используя четкую деловую фразеологию, доводить информацию до полного понимания ее собеседником;

должны предлагать "пошагово" выполнять абитуриентам с РАС сложные инструкции.

3.5. При общении с абитуриентами, имеющими ТНР, работники приемных комиссий:

обязаны внимательно и терпеливо выслушивать вопросы и просьбы абитуриентов с ТНР, невзирая на трудности и аграмматизмы в их речи;

должны начинать говорить только тогда, когда абитуриент закончил формулировать свою мысль;

обязаны помнить, что не следует пытаться ускорять разговор, т.к. абитуриенту с ТНР требуется большее количество времени для формирования высказывания;

обязаны задавать вопросы, требующие от абитуриента коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация им воспринята и осмысленна;

обязаны помнить, что при возникновении проблем в устном общении абитуриенту необходимо предложить использовать письменную форму речи.