<Письмо> МВД России от 24.09.2015 N 93/ж-661 "О рассмотрении обращения"

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 24 сентября 2015 г. N 93/ж-661
 
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

 
Управлением по организации лицензионно-разрешительной работы МВД России в пределах компетенции рассмотрено обращение о некоторых вопросах оборота оружия.
По существу указанных в обращении вопросов сообщаем следующее.
Согласно части двадцатой статьи 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон) лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, не представившим медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием (далее - медицинское заключение), срок действия которого по правилам части двадцать первой той же статьи составляет один год со дня его выдачи.
Одновременно в части двадцать второй статьи 13 Федерального закона закреплено, что граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского оружия, обязаны не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение.
При этом необходимо принимать во внимание, что статья 13 Федерального закона носит название "Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации". Таким образом, все ее законоположения необходимо рассматривать как регулирующие вопросы приобретения оружия, а значит, и выдачи лицензий.
Отсюда следует, что при выдаче лицензии гражданам - владельцам оружия надлежит исходить из того, что на них распространяется обязанность не реже одного раза в пять лет представлять в органы внутренних дел медицинское заключение; при условии выполнения этой обязанности они не должны повторно представлять медицинское заключение при каждом последующем обращении за выдачей лицензии.
По изложенным законодательным основаниям в подпунктах 9.3 соответствующих административных регламентов по предоставлению государственных услуг в сфере оборота оружия закреплено, что заявитель, имеющий лицензию на приобретение или разрешение на хранение, хранение и ношение оружия и патронов, для получения лицензии представляет паспорт и заявление. Медицинское заключение в качестве приложения к заявлению административными регламентами не предусмотрено. По правилам их подпунктов 9.1 медицинское заключение прилагается к заявлению о выдаче лицензии при первичном приобретении оружия.
В соответствии с частью пятнадцатой статьи 13 Федерального) закона для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием (далее - периодическая проверка).
Согласно части восемнадцатой статьи 13 Федерального закона лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и периодической проверки и при отсутствии иных оснований, препятствующих получению лицензии.
При этом на граждан Российской Федерации, являющихся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, Федеральным законом возложена обязанность не реже одного раза в пять лет проходить проверку, но не представлять соответствующий документ в орган внутренних дел.
Таким образом, если же гражданин владеет оружием самообороны пять лет и более, он обязан проходить проверку независимо от того, претендует ли он на очередную лицензию на приобретение какого-либо гражданского оружия или продление любых имеющихся у него разрешений.
С институтом продления разрешений прохождение периодической проверки не связано: продлению подлежат разрешения на хранение, хранение и ношение любого гражданского оружия.
Из указанных норм следует, что при наличии в учетном деле владельца оружия ранее представлявшегося документа о прохождении соответствующей подготовки и документа о прохождении периодической проверки (его копии), то есть нахождении этого документа в распоряжении органа внутренних дел, возложение на заявителя обязанности представлять документ не может быть признано законным.
Данный вывод подтверждается положениями части семнадцатой статьи 13 Федерального закона, в соответствии с которой пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием обязаны только граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы или охотничье пневматическое оружие. От прохождения подготовки освобождены граждане, имеющие разрешения на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции либо уволенные из этих организаций с правом на пенсию.
Отсутствие у заявителей обязанности повторно представлять в орган внутренних дел документы, подтверждающие прохождение как подготовки (за исключением лиц, от нее освобожденных), так и проверки не означает упразднение их обязанности пройти сами эти процедуры, но направлено лишь на выполнение требования пункта 2 части первой статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" о запрете органом, предоставляющим государственные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении этих органов.
Эта правовая позиция была выражена Верховным Судом Российской Федерации применительно к документу, подтверждающему наличие соответствующей подготовки (решения Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. N АКПИ12-1428, от 6 декабря 2012 г. N АКПИ12-1427).
В обоснование указанных решений Верховный Суд Российской Федерации указал, что для первичного приобретения оружия заявитель обязан представить в орган внутренних дел ряд документов, непредставление которых является основанием для отказа в выдаче лицензии. Вместе с тем при продлении срока действия лицензии (разрешения) в органы внутренних дел должны представляться те же документы, что и для получения лицензии.
В свою очередь, Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул недопустимость истребования у заявителя документа лишь при условии его наличия в учетном деле владельца оружия, то есть нахождении этого документа в распоряжении органов внутренних дел.
Кроме того, владельцы оружия самообороны не лишены права представлять документ о прохождении проверки вне подачи заявления о выдаче либо продлении лицензии (разрешения), тем более что законодателем установлена лишь максимальная, но не минимальная периодичность проверки (не реже одного раза в пять лет; а значит, возможно, и чаще - на усмотрение владельца).
В этой связи стоит подчеркнуть, что обязанность органа внутренних дел по контролю за прохождением проверки при продлении срока действия лицензии (разрешения) закреплена в подпункте 99.9 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом МВД России от 29 июня 2012 г. N 646.
При подаче документов для получения соответствующих лицензий и разрешений граждане Российской Федерации должны руководствоваться требованиями законодательных актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы оборота оружия, и приказов МВД России, утверждающих административные регламенты по представлению государственных услуг в области оборота оружия.
 
Заместитель начальника
С.А.ДЕРЕВЯШКИН
 
 

Открыть полный текст документа

Закрыть