Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов.

2.2. Применение инструментов денежно-кредитной политики

Банк России управляет процентными ставками денежного рынка в условиях структурного дефицита ликвидности, то есть наличия у банковского сектора устойчивой потребности в привлечении средств у центрального банка. В связи с этим Банк России проводит операции преимущественно по предоставлению ликвидности. Объем предложения средств на аукционах определяется Банком России на основе прогноза ликвидности банковского сектора. При этом Банк России стремится предоставить необходимый объем ликвидности банковскому сектору за счет аукционных операций. Минимальная стоимость предоставления средств в рамках этих операций привязана к уровню ключевой ставки Банка России. Это позволяет сформировать предпосылки для перераспределения средств кредитными организациями на межбанковском денежном рынке по ставкам, близким к ключевой ставке Банка России (подробнее см. подраздел 1.2).

По итогам 2015 года ожидается сокращение структурного дефицита ликвидности и задолженности кредитных организаций по операциям рефинансирования Банка России. В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов" предполагалось увеличение потребности кредитных организаций в операциях рефинансирования Банка России по итогам 2015 года. Отклонение фактической динамики структурного дефицита ликвидности от прогноза связано с изменением действия факторов формирования ликвидности.

Предполагалось, что основным источником увеличения потребности кредитных организаций в рефинансировании будет рост объема наличных денег в обращении. Между тем в первой половине 2015 года произошло значительное по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет уменьшение их объема. Это было связано с общим снижением экономической активности, повышением склонности населения к сбережению, в том числе за счет роста привлекательности рублевых депозитов в банках на фоне изменения ставок по вкладам (подробнее см. подраздел 2.1). Несмотря на возвращение динамики наличных денег в обращении к сезонным тенденциям с мая 2015 года, накопленный эффект данного фактора по итогам года приведет к притоку ликвидности в банковский сектор в размере 0 - 0,3 трлн рублей.

В 2015 году значительно изменилось влияние потоков по бюджетному каналу на ликвидность банковского сектора. Традиционно в течение года доходы расширенного правительства превышают его расходы, что формирует дополнительную потребность кредитных организаций в привлечении средств. Однако в начале 2015 года расходование бюджетных средств осуществлялось повышенными темпами, что наряду с отдельными крупными операциями, затрагивающими счета расширенного правительства в Банке России, такими как перечисление средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды <1> и инвестирование средств Фонда национального благосостояния, способствовало притоку ликвидности в банковский сектор. При этом в течение года сокращение доходов федерального бюджета привело к необходимости финансирования бюджетных расходов за счет средств Резервного фонда.

--------------------------------

<1> В управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ) переданы средства страховых взносов на накопительную пенсию за вторую половину 2013 года, пенсионные накопления граждан, принявших решение о переходе из государственной УК в НПФ, взносы граждан в рамках программы софинансирования накопительной части пенсии, средства материнского капитала и прочее.

Федеральное казначейство продолжило проводить в 2015 году аукционы по размещению временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях. Данные операции позволяют сглаживать влияние внутригодовой динамики бюджетных потоков на ликвидность банковского сектора. В первой половине 2015 года на фоне снижения потребности банковского сектора в ликвидности, а также уменьшения нагрузки на рыночное обеспечение, используемое кредитными организациями в операциях репо с Банком России, спрос на средства Федерального казначейства со стороны кредитных организаций был ограничен. Во второй половине 2015 года Федеральное казначейство увеличило объем средств, размещенных в кредитных организациях, что дополнительно способствовало снижению их потребности в операциях рефинансирования Банка России.