II. Современное состояние дальневосточных приграничных территорий

II. Современное состояние дальневосточных

приграничных территорий

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 20.04.2019 N 797-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

К субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, на территориях которых расположены дальневосточные приграничные территории, относятся Республика Бурятия, Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область.

К дальневосточным приграничным территориям относятся следующие муниципальные районы, муниципальные округа и городские округа:

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Республике Бурятия - Окинский, Тункинский, Закаменский, Джидинский и Кяхтинский районы;

в Забайкальском крае - Красночикойский, Кыринский, Акшинский, Ононский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Калганский, Нерчинско-Заводский, Газимуро-Заводский и Могочинский районы;

в Приморском крае - Дальнереченский, Кировский, Спасский, Черниговский муниципальные районы, Пожарский, Октябрьский, Пограничный, Ханкайский, Хасанский, Хорольский муниципальные округа, а также Дальнереченский, Лесозаводский и Уссурийский городские округа;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Хабаровском крае - Бикинский, Вяземский и Хабаровский районы, район имени Лазо, а также городской округ Хабаровск;

в Амурской области - Архаринский, Благовещенский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Свободненский, Сковородинский, Тамбовский и Шимановский районы, Бурейский муниципальный округ, а также городские округа Благовещенск, Шимановск и Свободный;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский и Смидовичский районы.

На дальневосточных приграничных территориях расположено 1329 населенных пунктов, в том числе 17 городов, 45 поселков городского типа и 1144 сельских поселения.

Численность населения дальневосточных приграничных территорий составляет 2183 тыс. человек, или 27 процентов численности населения округа и 36 процентов численности населения соответствующих субъектов Российской Федерации.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Демографическое положение дальневосточных приграничных территорий характеризуется следующим:

ежегодное сокращение численности населения, за исключением крупных экономических и административных центров и районов (г. Хабаровск и Хабаровский район Хабаровского края, г. Благовещенск и Благовещенский район Амурской области). Формирование миграционного оттока существенно замедлилось (в 2015 году миграционный отток населения с приграничных территорий составил более 8 тыс. человек, по итогам 2021 года этот показатель составил не более 850 человек, показатели миграционного оттока значительно снизились по приграничным территориям Республики Бурятия, Еврейской автономной области, в целом по приграничным территориям Хабаровского края в 4 раза увеличился миграционный прирост населения);

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

на протяжении 2021 года сохранялась естественная убыль населения во всех приграничных регионах, значимое влияние на динамику демографических показателей, как и страны в целом, оказывает повышенная смертность, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

за последние годы наблюдалось превышение коэффициента рождаемости над среднероссийским показателем в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Еврейской автономной области и незначительное отставание от среднероссийского показателя в Приморском крае;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

уровень смертности по всем приграничным регионам, за исключением Республики Бурятия, выше среднего по округу.

Определенное влияние на снижение численности населения ввиду миграционной или естественной убыли оказывают особенности проживания на этой территории, в том числе сложные природно-климатические факторы, снижение доступности медицинской помощи, отсталость и неразвитость экономики приграничных территорий, низкий уровень жизни, отсутствие либо неудовлетворительное состояние социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Исходя из анализа основных показателей качества жизни ряд приграничных муниципальных образований отстает не только от среднероссийских показателей, но и показателей в целом по федеральному округу и соответствующему субъекту Российской Федерации по уровню смертности населения от всех причин, доступности дошкольного образования и объектов физической культуры и спорта, наличию второй смены в общеобразовательных организациях, доле учреждений культурно-досугового типа, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

В отдельных приграничных населенных пунктах отсутствует сотовая связь.

Проблемой остается высокий износ сетей жилищно-коммунального хозяйства, который достигает 70 процентов, либо отсутствие благоустроенного жилья. За последние 3 года в приграничных регионах расселено из непригодного для проживания жилищного фонда более 12,86 тыс. человек, до 2025 года остается потребность в обеспечении жильем более 20,46 тыс. человек, что составляет 32 процента общей потребности по округу.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основной причиной сложившегося положения является низкая ресурсная самообеспеченность муниципальных районов в средствах на развитие социальной сферы, неразвитость института государственно-частного партнерства в социальной сфере для привлечения внебюджетных средств.

Для экономики дальневосточных приграничных территорий характерны:

значительная доля участия ряда приграничных муниципальных образований в инвестиционной деятельности субъектов Российской Федерации;

инвестиционная привлекательность приграничных территорий для формирования особых режимов предпринимательской деятельности и развития внешнеэкономического сотрудничества.

Общий плановый инвестиционный портфель приграничных территорий до 2035 года составляет свыше 2250 млрд. рублей. Это перспективные проекты в области добычи и переработки полезных ископаемых, сельского хозяйства, туризма, обрабатывающего производства, логистики. По ряду проектов уже начата реализация, в том числе в рамках особых правовых режимов.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Амурской области значительно увеличилась за последние годы и достигает 90 процентов, в Хабаровском крае и Еврейской автономной области - до 50 процентов общего объема инвестиций в основной капитал. Значительно ниже доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Республики Бурятия, Забайкальского и Приморского краев (менее 20 процентов).

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

С вводом новых производственных мощностей и установления особых режимов предпринимательской деятельности на приграничных территориях наметился рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.

Приграничные территории являются главными производителями сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе, на них приходится треть производимой продукции сельского хозяйства, более половины всех посевных площадей Дальневосточного федерального округа.

С 2020 года отмечается тенденция к росту сельскохозяйственного производства во всех приграничных регионах, за исключением Забайкальского края.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Туристическая деятельность на дальневосточных приграничных территориях преимущественно остается ориентированной на выездной туризм ввиду значительного физического износа объектов туристической инфраструктуры и санаторно-курортного комплекса, а также ввиду недостаточности квалифицированных кадров в области туризма и недостаточного уровня развитости обеспечивающей инфраструктуры.

Остается низкой доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике дальневосточных приграничных территорий, 77 процентов которых расположены в крупных приграничных городских округах. Количество предприятий продолжает снижаться, за 5 лет их численность сократилась на 3127 единиц.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основными проблемами развития субъектов малого и среднего предпринимательства являются высокие транспортные и логистические расходы, высокая стоимость энергоресурсов, слабое развитие транспортной, инженерной инфраструктуры и коммуникаций, обеспечивающих общие условия для осуществления предпринимательской деятельности.

На дальневосточных приграничных территориях в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р расположено 9 монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), социально-экономическое положение которых требует повышенного внимания и контроля со стороны органов государственной власти и организаций, на которые возложены полномочия по управлению на территориях соответствующих моногородов.

В целом преимущества экономики большинства дальневосточных приграничных территорий, сложившиеся по причине их геостратегического положения и природно-ресурсного потенциала, не используются в полной мере в связи с отсутствием эффективных комплексных мер по использованию указанных преимуществ, в том числе в рамках интеграции дальневосточных приграничных территорий в международное приграничное сотрудничество и кооперацию, что, в свою очередь, обусловливает низкий уровень качества жизни населения.

В сфере занятости населения высокий уровень безработицы отмечается в большинстве приграничных муниципальных образований и значительно превышает средний показатель по субъекту Российской Федерации, что создает риски вовлечения местного населения в преступную деятельность, в том числе связанную с контрабандой.

На дальневосточных приграничных территориях расположено 43 пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе 29 пунктов пропуска расположено на российско-китайской государственной границе (10 смешанных пунктов пропуска, 9 автомобильных пунктов пропуска, 4 железнодорожных пункта пропуска, 1 речной пункт пропуска, 1 временный пункт пропуска Кани-Курган - Чанфатунь), 13 на российско-монгольской государственной границе (11 автомобильных пунктов пропуска, 2 железнодорожных), 1 железнодорожный пункт пропуска на российско-северокорейской государственной границе. По оценке контрольных органов только 3 пункта пропуска находятся в хорошем состоянии (воздушный пункт пропуска Хабаровск, смешанный пункт пропуска Благовещенск и железнодорожный пункт пропуска Забайкальск).

Отсутствие современной инфраструктуры пунктов пропуска и прилегающих к ним приграничных автомобильных дорог не позволяет в полной мере реализовать туристский и транзитный транспортный потенциалы дальневосточных приграничных территорий.

Исходя из анализа социально-экономического положения дальневосточных приграничных территорий их можно распределить на 4 основные группы:

приграничные городские округа с высокой концентрацией населения и экономики, с положительным миграционным сальдо - городские округа Хабаровск в Хабаровском крае и Благовещенск в Амурской области, Уссурийский городской округ в Приморском крае;

экономически активные (центры роста) муниципальные образования, где отмечается ежегодный отток населения и значительное отставание социальных показателей от среднего уровня по России и округу:

в Республике Бурятия - Тункинский, Закаменский, Окинский районы;

в Приморском крае - Хасанский муниципальный округ, Спасский, Кировский муниципальные районы;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Хабаровском крае - район им. Лазо;

в Амурской области - Свободненский, Сковородинский, Магдагачинский районы, Бурейский муниципальный округ, г. Свободный;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Еврейской автономной области - Ленинский и Смидовичский районы;

районы, не обладающие значительным экономическим потенциалом, где отмечается ежегодный отток населения и значительное отставание социальных показателей от среднего уровня по России, округу и региону в целом:

в Республике Бурятия - Джидинский район;

в Забайкальском крае - Норчинско-Заводский, Акшинский, Ононский, Калганский, Кыринский районы;

в Приморском крае - Хорольский, Ханкайский муниципальные округа, Дальнереченский муниципальный район;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Хабаровском крае - Вяземский район;

в Амурской области - Шимановский, Архаринский, Михайловский районы;

в Еврейской автономной области - Октябрьский район;

районы средней экономической активности, требующие точечного решения вопросов социальной сферы в целях снижения оттока и закрепления населения:

в Республике Бурятия - Кяхтинский район;

в Забайкальском крае - Красночикойский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Приаргунский, Газимуро-Заводский, Могочинский районы;

в Приморском крае - Октябрьский, Пограничный, Пожарский муниципальные округа, Черниговский муниципальный район, а также Дальнереченский и Лесозаводский городские округа;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Хабаровском крае - Бикинский и Хабаровский районы;

в Амурской области - Благовещенский, Константиновский, Тамбовский районы, городской округ Шимановск;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 16.06.2022 N 1586-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Облученский районы.