См. Обзор правоприменительной практики за I квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов).

"Обзор правоприменительной практики за III квартал 2015 года по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России (на основании вступивших в законную силу судебных актов)"

ОБЗОР

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЗА III КВАРТАЛ 2015 ГОДА

ПО СПОРАМ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, НЕЗАКОННЫМИ

РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) МИНФИНА РОССИИ

(НА ОСНОВАНИИ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ)

Разделом X Плана Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, Министерство) по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2015 год предусмотрена независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения.

В соответствии с пунктом X.1 плана Правовым департаментом подготовлен обзор обобщенной правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минфина России.

По состоянию на 30 сентября 2015 года иных решений, кроме приведенных в обзоре за II квартал 2015 года, о признании недействительными нормативных правовых актов Минфина России по данным Минфина России не имеется.

Вместе с тем, Минфин России полагает возможным обратить внимание на административное дело, находящееся в производстве Верховного Суда Российской Федерации, по заявлению С.В.Н., В.Н.С. о признании недействующим абзаца третьего пункта 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861 (далее - Правила), представление интересов в рамках которого по поручению Правительства Российской Федерации осуществлялось Министерством финансов Российской Федерации.

Свои требования заявители обосновывают тем, что оспариваемый пункт Правил, определяя форму предоставления (а именно способ доставки) мер социальной поддержки по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги, ограничивает способ доставки таких мер только организациями почтовой связи и кредитными организациями (без возможности доставки по месту проживания) и создает неравные условия для получения данных мер федеральными и региональными льготниками.

Министерство финансов Российской Федерации в своих возражениях указало на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральным законам либо другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и свобод заявителей.

Так, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В соответствии со статьей 28.2 указанного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанной статьи и положений статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 861 утверждены Правила и Методика распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

Правительство Российской Федерации, определяя порядок предоставления субвенций из федерального бюджета, в пункте 4 Правил установило способы доставки денежных средств, выплачиваемых в целях обеспечения мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, через организации почтовой связи или банки, а также общую сумму расходов по оплате услуг почтовой связи, банковских услуг и компенсации затрат на обеспечение деятельности местных администраций и государственных (муниципальных) учреждений, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" оплата услуг почтовой связи и банковских услуг, оказываемых банками, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки и (или) компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) и государственных (муниципальных) учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации могут осуществляться за счет соответствующих субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, абзац третий пункта 4 Правил корреспондирует положениям статьи 10 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и как сам по себе, так и во взаимосвязи со статьей 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, направлен на обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и не нарушает прав заявителей на доставку компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг на домашний адрес.

Верховный Суд Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняв во внимание, в том числе доводы Министерства финансов Российской Федерации, пришел к выводу о том, что Правила не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая изложенное, Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято Решение от 8 июля 2015 года об отказе в удовлетворении заявления.