Сбор доходов бюджета и налоговая политика

8. Основные усилия по повышению собираемости налогов и увеличению доходов бюджета будут сосредоточены на работе с крупнейшими налогоплательщиками, в том числе имеющими задолженность. Поэтому для обеспечения хороших результатов с самого начала реализации программы Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины уже в феврале - апреле 1998 г. начнет проводить ежемесячные заседания для принятия необходимых мер по сбору налоговой недоимки с 20 крупнейших должников по уплате налогов в федеральный бюджет. Против вынесенных на рассмотрение предприятий - должников, не погасивших задолженность, включая штрафы и пени, будет применяться процедура банкротства и наложение взыскания на имущество. В период до конца года Временная чрезвычайная комиссия будет проводить заседания ежемесячно с тем, чтобы принимать меры по обеспечению сбора налоговой недоимки не менее чем с 20 оставшихся крупнейших должников в течение каждого квартала. Помимо этого планируется, что недавно созданный Федеральный долговой центр до 30 июня 1998 г. начнет практическую реализацию имущества должников по уплате налогов, на которое наложен арест. В Государственной налоговой службе России будет создана специальная налоговая инспекция для мониторинга деятельности крупнейших налогоплательщиков и до 14 апреля 1998 г. передаст в ее ведение 10 компаний. До 1 июля 1998 г. в ведение этой налоговой инспекции перейдут 17 крупнейших компаний. Эта специализированная инспекция будет независима от любых региональных инспекций; все налоговые доходы, взысканные с указанных плательщиков, должны будут поступать непосредственно на счета Федерального казначейства в Банке России. Кроме того, до 15 апреля 1998 г. будет выпущено Постановление Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым, начиная с третьего квартала, для получения доступа к экспортным нефтепроводам нефтедобывающие компании, имеющие задолженность по уплате налогов в федеральный бюджет, должны будут заключить соглашения с Госналогслужбой России, с тем чтобы: а) осуществить перечисление на определенные совместно с ней валютные счета в российских банках всей валютной выручки от реализации всей вывезенной нефти; б) дать налоговым органам право взыскивать в бесспорном порядке с указанных валютных счетов суммы недоимок по налогам. Для получения доступа к нефтепроводам в третьем квартале, применительно к 13 крупнейшим нефтяным холдинговым компаниям, на которые приходится около 90 процентов объема нефтедобычи в России, такие соглашения должны быть заключены до 20 мая 1998 г., а 21 мая 1998 г. Правительство Российской Федерации обнародует полный перечень всех предприятий из числа указанных 13 компаний, которые не заключили такие соглашения и не будут иметь доступа к экспортным нефтепроводам. В отношении оставшихся менее крупных нефтяных компаний такие соглашения необходимо будет заключить до того, как будет распределен доступ на третий квартал. Если предприятие, не получившее доступ к нефтепроводу в рамках указанной схемы, погасит свою задолженность по уплате налогов или заключит соглашение с Госналогслужбой России, ему не будет возобновлен такой доступ как минимум в течение следующего календарного месяца (начиная с июля 1998 г.). Наконец, до 30 апреля 1998 г. Правительство Российской Федерации примет меры по ограничению объема продукции, импортируемой в Калининградскую область без взимания пошлин.

9. Правительство Российской Федерации и Банк России подтверждают, что ни при каких обстоятельствах не будут проводить в жизнь программу налоговой амнистии. Однако они признают, что ставки пени, которые были допустимы в период высокой инфляции, в настоящее время неприемлемы. Поэтому для совершенствования сбора пени и штрафов до принятия законодательства, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе, в проект бюджета на 1998 г. предложена поправка, позволяющая создать механизм, при помощи которого пени и штрафы по задолженности по уплате налогов, накопленной до 1998 г., будут пересчитаны по новым (более обоснованным) ставкам. Правительство Российской Федерации примет меры для обеспечения принудительной уплаты пересчитанных пеней и штрафов в полном объеме всеми предприятиями, независимо от погашения или непогашения ими задолженности по уплате налогов.

10. В то же время будет принят ряд законодательных мер, направленных на укрепление полномочий налоговых органов. В частности, до 14 апреля 1998 г. Правительство Российской Федерации предпримет все необходимые меры, включая представление (при необходимости) законопроекта, гарантирующие право налоговых органов обращать взыскание на весь имущественный комплекс предприятий, имеющих задолженность по уплате налогов, в целях ее погашения.

Кроме того, до 1 октября 1998 г. Правительство Российской Федерации внесет в Государственную Думу законопроект, четко наделяющий Пенсионный фонд Российской Федерации полномочиями по сбору доходов, равными по объему полномочиям Государственной налоговой службы (в том числе обязывающий банки предоставлять информацию о налогоплательщиках, наделяющий Пенсионный фонд правом требовать уплату страховых отчислений с третьих лиц, являющихся должниками предприятий, которые сами имеют задолженность по уплате налогов, проводить аудиторские проверки физических лиц).

11. Важным элементом программы станет принятие нового Налогового кодекса. Пересмотренный вариант проекта Налогового кодекса был представлен в Государственную Думу 31 января 1998 г. Он предусматривает сокращение числа налогов, переход на применение налогового учета по методу начисления, упрощение структуры ставок налогов. В законе о реализации нового Налогового кодекса будет указано, что он полностью вводится в действие (включая применение в полном объеме принципов учета на основе метода начисления НДС для целей налогообложения) с 1 января 1999 г.

12. В интересах обеспечения прозрачности налогово - бюджетных отношений и совершенствования контроля за федеральным бюджетом до конца 1998 г. будет прекращено действие особых соглашений о распределении налоговых поступлений между бюджетами разных уровней, в соответствии с которыми некоторые субъекты Российской Федерации могут удерживать доходы, подлежащие перечислению в федеральный бюджет, и использовать их для финансирования федеральных программ на своей территории. Будут приняты меры, гарантирующие прекращение действия уже вступивших в силу соглашений.