3.1.4. Организация ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве может дать наибольший эффект с точки зрения снижения стоимости услуг

Для организации ресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве программа должна предусматривать:

3.1.4.1. разработку технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг; наиболее важно для органов местного самоуправления определить приоритеты по учету ресурсов в масштабах: а) микрорайона, б) дома, в) квартиры; определить концепцию регулирования расходования тепловых ресурсов (временное, температурно-фасадное, потребителям на отопительной батарее); необходимые организационные меры включают обеспечение обслуживания, метрической поверки, порядка съема и обработки результатов измерений и, в конечном счете, обеспечение оплаты услуг по факту показаний счетчика;

3.1.4.2. формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению. Одним из возможных и привлекательных подходов может стать формирование регионального Фонда ресурсосбережения, который формируется путем увеличения на незначительный процент тарифа на коммунальные услуги и используется для выделения на кредитной основе под гарантии местных администраций ресурсоснабжающим и жилищным организациям для проведения работ по ресурсосбережению;

3.1.4.3. разработку рекомендаций по выбору технологий для ресурсосбережения в жилищном фонде;

3.1.4.4. методическое обеспечение тарифной политики ресурсоснабжающих организаций в связи с проведением мероприятий по ресурсосбережению; одним из возможных направлений этой работы может стать разделение коммунальных тарифов на две составляющие: за сетевое обслуживание (постоянная величина) и за поставку услуги (переменная величина).

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│II.1. Снижение стоимости и повышение качества услуг ЖКХ│

└────┬─────────────────┬────────────────────┬──────────┬┘

│ │ │ │

II.1.1 │ II.1.2 │ II.1.3 │ II.1.4│

┌────────┴────┐ ┌─────────┴─────┐ ┌──────────┴──┐┌──────┴────┐

│Формирование │ │Демонополизация│ │Регулирование││Организация│

│многообразия │ │ обслуживания │ │деятельности ││ресурсосбе-│

│собственников│ │муниципального │ │естественных ││режения в │

│ в жилищной │ │жилищного фонда│ │ локальных ││отрасли │

│ сфере путем │ │и формирование │ │монополий по ││ │

│создания ТСЖ │ │ рынка услуг │ │ поставке ││ │

│ │ │ │ │коммунальных ││ │

│ │ │ │ │ услуг ││ │

└─────┬───────┘ └─────────┬─────┘ └───────┬─────┘└────┬──────┘

┌─────┘ ┌──────────┘ ┌──────────┘ │

│Реализация │ │ └───────┐

├───────────────┼─────────────────┼────────────────────── │

│ III.1.1.1 │ III.1.2.1 │ III.1.3.1 III.1.4.1 │

│┌───────────┐ │┌─────────────┐ │┌──────────────┐ ┌───────────┐│

││Содействие │ ││Разделение │ ││Регулирование │ │Разработка ││

││на местном │ ││функций │ ││цен на постав-│ │технических││

├┤уровне │ ├┤заказчика │ ├┤ку коммуналь- │ │и организа-├┤

││становлению│ ││услуг ЖКХ │ ││ных услуг от │ │ционных мер││

││ТСЖ в су- │ ││и подрядчиков│ ││естественных │ │по установ-││

││ществующем │ ││по их предо- │ ││монополистов │ │ке приборов││

││жилом фонде│ ││ставлению │ ││путем контроля│ │учета и ре-││

│└───────────┘ │└─────────────┘ ││затрат и огра-│ │гулирования││

│ │ ││ничения рента-│ │потребления││

│ │ ││бельности │ │коммуналь- ││

│ │ │└──────────────┘ │ных ресур- ││

│ │ │ │сов ││

│ │ │ └───────────┘│

│ │ │ │

│ III.1.1.2 │ III.1.2.2 │ III.1.3.2 III.1.4.2 │

│┌───────────┐ │┌─────────────┐ │┌──────────────┐ ┌───────────┐│

││Организация│ ││Формирование │ ││Выделение ра- │ │Формирова- ││

├┤ТСЖ в про- │ ├┤Службы заказ-│ ├┤бот, которые │ │ние внебюд-├┤

││цессе стро-│ ││чика как │ ││могут прово- │ │жетных ис- ││

││ительства │ ││субъекта ры- │ ││диться на кон-│ │точников ││

│└───────────┘ ││ночных отно- │ ││курсных нача- │ │кредитного ││

│ ││шений, заин- │ ││лах (поставка │ │финансиро- ││

│ ││тересованно- │ ││сырья и мате- │ │вания работ││

│ ││го в резуль- │ ││риалов, ре- │ │по ресурсо-││

│ ││татах своей │ ││монтные рабо- │ │сбережению ││

│ ││деятельности │ ││ты) │ │ ││

│ │└─────────────┘ │└──────────────┘ └───────────┘│

│ │ │ │

│ III.1.1.3 │ III.1.2.3 │ III.1.3.3 III.1.4.3 │

│┌───────────┐ │┌─────────────┐ │┌──────────────┐ ┌───────────┐│

││Выделение │ ││Проведение │ ││Содействие │ │Разработка ││

├┤земельных │ ├┤конкурсного │ └┤внедрению ма- │ │рекоменда- ├┤

││участков в │ ││отбора под- │ │лой коммуналь-│ │ций по ре- ││

││общедолевую│ ││рядчиков для │ │ной энергетики│ │сурсосбере-││

││собствен- │ ││текущего об- │ │с целью демо- │ │жению в ││

││ность чле- │ ││служивания │ │нополизации │ │жилищном ││

││нам ТСЖ │ ││жилья и про- │ │предоставления│ │фонде ││

│└───────────┘ ││ведения кап. │ │услуг │ │ ││

│ ││ремонтов │ └──────────────┘ └───────────┘│

│ │└─────────────┘ │

│ │ │

│ III.1.1.4 │ III.1.2.4 III.1.4.4 │

│┌───────────┐ │┌─────────────┐ ┌───────────┐│

││Обеспечение│ ││Формирование │ │Методичес- ││

└┤бухгалтерс-│ ├┤системы эф- │ │кое обеспе-├┘

│кой отчет- │ ││фективных до-│ │чение та- │

│ности и │ ││говорных от- │ │рифной по- │

│налогообло-│ ││ношений на │ │литики ре- │

│жения ТСЖ │ ││поставку жи- │ │сурсоснаб- │

│как неком- │ ││лищно-ком- │ │жающих ор- │

│мерческих │ ││мунальных │ │ганизаций в│

│организаций│ ││услуг │ │связи с │

└───────────┘ │└─────────────┘ │проведением│

│ │мероприятий│

│ III.1.2.5 │по ресурсо-│

│┌─────────────┐ │сбережению │

││Обеспечение │ └───────────┘

└┤формализован-│

│ных процедур │

│контроля за │

│деятельностью│

│подрядных ор-│

│ганизаций │

└─────────────┘

Рис. 3. Пути снижения стоимости и повышения качества услуг ЖКХ