7.2. Рекомендации по организационному обеспечению реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне
Важным шагом для организации работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства должно стать формирование единой по городу политики финансирования жилищного хозяйства, а также создание системы реального контроля и сопоставления уровня обслуживания жилья в городе в целом. Кроме того, вопросы эксплуатации жилищного фонда должны находиться в тесной административной взаимосвязи с вопросами ресурсообеспечения жилья. Объективно, переход на реальные договорные отношения между жилищниками - заказчиками услуг и тепло-, водоснабжающими коммунальными предприятиями - поставщиками этих услуг приведет к возникновению различных конфликтных ситуаций, в том числе методического и административного характера. Это станет особенно заметно, когда перейдет в практическую плоскость решение проблем ресурсосбережения в жилищном фонде. В качестве арбитра в таких ситуациях может выступить представитель собственника, который в целом административно курирует эту сферу городского хозяйства. Таким представителем собственника может стать департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города.
В структуру департамента ЖКХ могли бы войти:
а) жилищный комитет, который включает отдел муниципального жилья, отдел содействия товариществам собственников жилья и отдел учета недвижимости;
б) коммунальный комитет, включающий отдел энергетики и топлива, отдел водоснабжения и отдел ресурсосбережения;
в) отдел экономики, отвечающий за ценовую, тарифную и договорную политику жилищно-коммунальных предприятий;
Реализация предлагаемой структуры может привести к существенному перераспределению ответственности между уровнем города и городских районов (там, где они существуют), а следовательно, к изменению бюджетных потоков и штатных расписаний администрации.
Основными задачами департамента ЖКХ должны являться:
1. Тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг.
2. Политика ставок оплаты услуг ЖКХ населением.
3. Формирование политики реконструкции и модернизации жилищного фонда.
4. Распоряжение и контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в ЖКХ.
5. Создание системы договорных отношений в ЖКХ.
6. Формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья.
7. Контроль за деятельностью предприятий - естественных и локальных монополистов по предоставлению коммунальных услуг.
8. Формирование политики ресурсосбережения.
9. Формирование нормативной базы и административная поддержка в создании товариществ собственников жилья.
10. Учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья.
Важной задачей департамента должно стать совмещение административных и финансовых рычагов управления. Для этого в его распоряжение целесообразно передать распоряжение и контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, Постановлением Правительства РФ N 707 от 18 июня 1996 г. в структуру оплаты жилья вводятся начисления на капитальный ремонт и плата за наем муниципального жилья. Эти средства не связаны с текущими затратами по содержанию жилищного фонда, они аккумулируются для проведения работ по реконструкции и модернизации жилищного фонда. Причем принципиально важной становится задача перераспределения этих внебюджетных ресурсов в пределах всего муниципального образования. Это целесообразно, поскольку плата за наем является комплексной оценкой потребительских качеств жилищного фонда. Но расходовать ресурсы, полученные в виде платы за наем, как раз целесообразней на том жилищном фонде, который находится в худшем состоянии. А это, скорее всего, будет уже совсем другой район города. Аналогичная ситуация со средствами, собираемыми с населения на капитальный ремонт. Планирование деятельности по модернизации жилищного фонда, сбор и перераспределение между жилищными предприятиями указанных внебюджетных поступлений должны осуществляться представителем собственника в масштабах всего муниципального образования.
Для того чтобы департамент жилищно-коммунального хозяйства юридически соответствовал рассмотренным функциям, ему целесообразно придать статус юридического лица в форме муниципального учреждения.
Организация работы и финансирования программы жилищных субсидий может быть реализована как в рамках департамента жилищно-коммунального хозяйства, так и в структуре органов социальной политики. В практике российских городов существует и тот, и иной вариант. Предпочтительнее создавать службу жилищных субсидий в структуре социальных органов или, по крайней мере, как независимого подразделения администрации.
Повышение ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, введение полной оплаты жилищно-коммунальных услуг за площадь, превышающую социальные нормативы, приведут к активизации вторичного рынка жилья. Достаточно частыми могут стать ситуации, когда люди будут заинтересованы в приобретении жилья меньшей площади. В случае, когда жилье находится в собственности, увеличение предложения на рынке достаточно больших квартир снизит на них цену и сделает относительно более доступными для семей, проживающих в стесненных условиях. Важно оградить эту прогрессивную тенденцию от криминального влияния, обеспечить над ней муниципальный контроль. Это тоже может стать задачей департамента.
В малых городах эта структура может претерпевать существенные изменения, но принципиальным моментом остается сохранение всех основных задач, которыми должно заниматься структурное подразделение администрации, отвечающее за жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования.
Другим важным моментом является то, что разделение функций собственника муниципального жилья (в лице администрации) и хозяйственных функций управления и обслуживания должно производиться вне зависимости от масштабов города.
В малых городах управление жилищным фондом будет осуществлять, как правило, одна организация. Следовательно, в этой ситуации не возникает проблемы перераспределения финансовых ресурсов, полученных от населения в виде оплаты капитальных ремонтов и платы за наем, и эти средства могут поступать напрямую в организацию, занимающуюся управлением жилищным фондом.
Можно дать еще несколько рекомендаций для процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства малых городов.
Разделение функций управления жилищным фондом и его обслуживания целесообразно для жилищного фонда более 5000 квартир. На жилищном фонде меньшего масштаба (это, как правило, города с населением менее 30000 человек) развитие конкуренции по техническому обслуживанию жилищного фонда может оказаться экономически неоправданным из-за небольшого объема работ, и поэтому функции управления и обслуживания жилищного фонда можно выполнять в рамках одного предприятия, с которым город заключает договор. Этим предприятием может быть и частная компания. Для таких предприятий чрезвычайно важным становится переход на контрактную систему найма работников, что позволяет увязать оплату их труда с реальными результатами работы.
Разделение коммунальных служб (тепло-, водо-, электроснабжение) и жилищных управляющих предприятий в малых городах целесообразно по мере становления реальных договорных отношений. Жилищное предприятие (управляющая компания) должно выступать в роли заказчика коммунальных услуг и представлять интересы потребителей. Если оно само и производит эти услуги, то очевидно, что у него нет заинтересованности в контроле количества и качества.
Расчленение единого коммунального ресурсоснабжающего предприятия на отдельные предприятия по поставке тепла, воды, электричества и т.д. для малых городов нецелесообразно.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей