7.2. Рекомендации по организационному обеспечению реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне

Важным шагом для организации работы по реформированию жилищно-коммунального хозяйства должно стать формирование единой по городу политики финансирования жилищного хозяйства, а также создание системы реального контроля и сопоставления уровня обслуживания жилья в городе в целом. Кроме того, вопросы эксплуатации жилищного фонда должны находиться в тесной административной взаимосвязи с вопросами ресурсообеспечения жилья. Объективно, переход на реальные договорные отношения между жилищниками - заказчиками услуг и тепло-, водоснабжающими коммунальными предприятиями - поставщиками этих услуг приведет к возникновению различных конфликтных ситуаций, в том числе методического и административного характера. Это станет особенно заметно, когда перейдет в практическую плоскость решение проблем ресурсосбережения в жилищном фонде. В качестве арбитра в таких ситуациях может выступить представитель собственника, который в целом административно курирует эту сферу городского хозяйства. Таким представителем собственника может стать департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города.

В структуру департамента ЖКХ могли бы войти:

а) жилищный комитет, который включает отдел муниципального жилья, отдел содействия товариществам собственников жилья и отдел учета недвижимости;

б) коммунальный комитет, включающий отдел энергетики и топлива, отдел водоснабжения и отдел ресурсосбережения;

в) отдел экономики, отвечающий за ценовую, тарифную и договорную политику жилищно-коммунальных предприятий;

г) иные подразделения.

Реализация предлагаемой структуры может привести к существенному перераспределению ответственности между уровнем города и городских районов (там, где они существуют), а следовательно, к изменению бюджетных потоков и штатных расписаний администрации.

Основными задачами департамента ЖКХ должны являться:

1. Тарифная политика в сфере жилищно-коммунальных услуг.

2. Политика ставок оплаты услуг ЖКХ населением.

3. Формирование политики реконструкции и модернизации жилищного фонда.

4. Распоряжение и контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых в ЖКХ.

5. Создание системы договорных отношений в ЖКХ.

6. Формирование конкурентной среды в сфере обслуживания жилья.

7. Контроль за деятельностью предприятий - естественных и локальных монополистов по предоставлению коммунальных услуг.

8. Формирование политики ресурсосбережения.

9. Формирование нормативной базы и административная поддержка в создании товариществ собственников жилья.

10. Учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья.

Важной задачей департамента должно стать совмещение административных и финансовых рычагов управления. Для этого в его распоряжение целесообразно передать распоряжение и контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, Постановлением Правительства РФ N 707 от 18 июня 1996 г. в структуру оплаты жилья вводятся начисления на капитальный ремонт и плата за наем муниципального жилья. Эти средства не связаны с текущими затратами по содержанию жилищного фонда, они аккумулируются для проведения работ по реконструкции и модернизации жилищного фонда. Причем принципиально важной становится задача перераспределения этих внебюджетных ресурсов в пределах всего муниципального образования. Это целесообразно, поскольку плата за наем является комплексной оценкой потребительских качеств жилищного фонда. Но расходовать ресурсы, полученные в виде платы за наем, как раз целесообразней на том жилищном фонде, который находится в худшем состоянии. А это, скорее всего, будет уже совсем другой район города. Аналогичная ситуация со средствами, собираемыми с населения на капитальный ремонт. Планирование деятельности по модернизации жилищного фонда, сбор и перераспределение между жилищными предприятиями указанных внебюджетных поступлений должны осуществляться представителем собственника в масштабах всего муниципального образования.

Для того чтобы департамент жилищно-коммунального хозяйства юридически соответствовал рассмотренным функциям, ему целесообразно придать статус юридического лица в форме муниципального учреждения.

Организация работы и финансирования программы жилищных субсидий может быть реализована как в рамках департамента жилищно-коммунального хозяйства, так и в структуре органов социальной политики. В практике российских городов существует и тот, и иной вариант. Предпочтительнее создавать службу жилищных субсидий в структуре социальных органов или, по крайней мере, как независимого подразделения администрации.

Повышение ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, введение полной оплаты жилищно-коммунальных услуг за площадь, превышающую социальные нормативы, приведут к активизации вторичного рынка жилья. Достаточно частыми могут стать ситуации, когда люди будут заинтересованы в приобретении жилья меньшей площади. В случае, когда жилье находится в собственности, увеличение предложения на рынке достаточно больших квартир снизит на них цену и сделает относительно более доступными для семей, проживающих в стесненных условиях. Важно оградить эту прогрессивную тенденцию от криминального влияния, обеспечить над ней муниципальный контроль. Это тоже может стать задачей департамента.

В малых городах эта структура может претерпевать существенные изменения, но принципиальным моментом остается сохранение всех основных задач, которыми должно заниматься структурное подразделение администрации, отвечающее за жилищно-коммунальное хозяйство муниципального образования.

Другим важным моментом является то, что разделение функций собственника муниципального жилья (в лице администрации) и хозяйственных функций управления и обслуживания должно производиться вне зависимости от масштабов города.

В малых городах управление жилищным фондом будет осуществлять, как правило, одна организация. Следовательно, в этой ситуации не возникает проблемы перераспределения финансовых ресурсов, полученных от населения в виде оплаты капитальных ремонтов и платы за наем, и эти средства могут поступать напрямую в организацию, занимающуюся управлением жилищным фондом.

Можно дать еще несколько рекомендаций для процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства малых городов.

Разделение функций управления жилищным фондом и его обслуживания целесообразно для жилищного фонда более 5000 квартир. На жилищном фонде меньшего масштаба (это, как правило, города с населением менее 30000 человек) развитие конкуренции по техническому обслуживанию жилищного фонда может оказаться экономически неоправданным из-за небольшого объема работ, и поэтому функции управления и обслуживания жилищного фонда можно выполнять в рамках одного предприятия, с которым город заключает договор. Этим предприятием может быть и частная компания. Для таких предприятий чрезвычайно важным становится переход на контрактную систему найма работников, что позволяет увязать оплату их труда с реальными результатами работы.

Разделение коммунальных служб (тепло-, водо-, электроснабжение) и жилищных управляющих предприятий в малых городах целесообразно по мере становления реальных договорных отношений. Жилищное предприятие (управляющая компания) должно выступать в роли заказчика коммунальных услуг и представлять интересы потребителей. Если оно само и производит эти услуги, то очевидно, что у него нет заинтересованности в контроле количества и качества.

Расчленение единого коммунального ресурсоснабжающего предприятия на отдельные предприятия по поставке тепла, воды, электричества и т.д. для малых городов нецелесообразно.