4.1.4. Аудит как механизм реализации снижения затрат на производство услуг ЖКХ

При рассмотрении вопросов ценообразования и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве за основу принимается его производственная структура с интеграцией более 30 видов деятельности, среди которых в стандартный набор жилищно-коммунальных услуг включаются:

- техническое содержание и ремонт жилищного фонда,

- теплоснабжение,

- электроснабжение,

- водоснабжение и водоотведение,

- газоснабжение.

Однако снижение издержек за счет экономии воды, электрической и тепловой энергии возможно, но может быть перекрыто общим удорожанием энергоресурсов и ростом затрат на ремонт жилищного фонда и инженерных систем.

Анализ показывает, что сегодня тарифы значительно отличаются в городах со сходными природно-климатическими условиями. Предприятия, занимающие монопольное положение на рынке жилищно-коммунальных услуг, не только порой перекладывают на население расходы, связанные с повышенной зарплатой работников, строительством собственного жилья, приобретением транспортных средств, содержанием домов отдыха и баз отдыха и другими затратами, не связанными с оказанием услуг, что является прямым нарушением, но и не заинтересованы в повышении эффективности производства, внедрении новых ресурсов и технологий, направленных на снижение себестоимости услуг. Кроме того, себестоимость услуг естественных монополистов содержит в своем составе тарифы каждого в отдельности взятого монополиста.

В этой связи органам местного самоуправления рекомендовано вести оценку объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен путем проведения финансово-технологического аудита.

Такой оценке должны подлежать расчеты и обоснования тарифов на услуги жилищно-эксплуатационных организаций, организаций водопроводно-канализационного хозяйства, тепло- и электроэнергетики, газоснабжения. Затраты на энергоресурсы в структуре платежа занимают от 40 до 70%, что свидетельствует о значительном резерве по снижению издержек данных составляющих в тарифе. Аудиторская экспертиза послужит усилению процесса регулирования и контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за соответствующим ценообразованием на всех уровнях формирования стоимости оплаты жилья и коммунальных услуг.

Обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов будет являться одним из методов антимонопольного регулирования ценообразования предприятий - естественных монополистов.

Кроме того, как элемент регулирования и контроля за ценообразованием обязательная аудиторская экспертиза экономического обоснования тарифов позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения себестоимости производства на всех уровнях ценообразования и обеспечить защиту интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.

Проведение аудиторских проверок тарифов должно стать обязательным и предшествовать процедуре изменения тарифов на услуги ЖКХ в сторону повышения.