4.3. Программа развития системы сбора коммунальных платежей города (муниципального образования), развития пунктов сбора коммунальных платежей населения, оказания субсидий и предоставления льгот

Программа должна предусмотреть разработку и внедрение единой системы сбора коммунальных платежей населения и предоставления субсидий. В настоящее время службы субсидий создаются отдельно, но в своей работе используют единую городскую базу данных по жилому фонду, квартиросъемщикам, льготам, т.е. практически все те данные, которые используются для расчета стоимости жилья и коммунальных услуг. Решение позволит снизить издержки бюджета на существование двух служб и автоматизировать процесс, что, в свою очередь, оптимизирует сам процесс сбора по времени и объемам.

Частным решением финансового механизма совершенствования системы сбора коммунальных платежей можно представить вариант, когда расчетные счета всех участников процесса обслуживания населения сконцентрированы в одном банке, а сбор платежей с населения за жилье и коммунальные услуги осуществляет муниципальная служба Заказчика через сеть ЕРКЦ с введением унифицированного расчетно-платежного документа.

Последовательная реализация этого варианта позволит обеспечить:

- методическое единство начислений оплаты за жилье и коммунальные услуги и начисления компенсаций;

- создание и оперативную корректировку единой городской базы данных;

- оплату населением "Счетов" в любом микрорайоне города, независимо от района проживания;

- минимизировать затраты населения на получение справок об условиях проживания для получения компенсаций (субсидий);

- персонифицированный учет выделяемых жилищных компенсаций на оплату жилья;

- ведение мониторинга по оплате населением жилищно-коммунальных услуг.

В настоящее время Госстрой России разработал программный комплекс, позволяющий решить проблему сбора и обработки платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, предоставления субсидий.

┌───────────────────────────────────────────────┐

│ Администрация │ ─ ──┐

└──────────────────────┬────────────────────────┘ │

│ │

┌─────────────────────────┴────────────────────────────┐ │

│ Муниципальный банк │

└───────────────────────┬──────────────────────┬───────┘ │

│ │

┌─────────────────┐ │ │ │

│МП "Теплоэнергия"├────┬─────┘ │

│ ├─ ─ │ ─┐ ┌────────┴─────────┴─┐

└─────────────────┘ │ │Муниципальная служба│

┌─────────────────┐ │ ├─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┤ заказчика │

│ МП "Водоканал" ├─ ──┼─ ┘ ├────────────────────┤

│ ├────┤ │ │ ЕРКЦ │

└─────────────────┘ │ └────────────────────┘

┌─────────────────┐ │ │ /\ /\

│ МП "Горлифт" ├─ ──┼─ ┘ │ │

│ ├────┤ │ │ │

└─────────────────┘ │ ┌───┴──┐ ┌───┴──┐

┌─────────────────┐ │ │ │Пункты│ │Пункты│

│ МП "Комбинат ├─ ──┼─ ┘ │сбора │ │сбора │

│благоустройства" ├────┤ │ └──────┘ └──────┘

└─────────────────┘ │

┌─────────────────┐ │ │

┌┴────────────────┐│ │

┌┴────────────────┐││ │ │

┌┴────────────────┐│├┘ │

│ │├┘ │ │

│ МУП ЖЭУ ├┘ │

│ ├────┘ │

│ ├── ─ ──┘

└─────────────────┘

─ ─ ─ ─ Договорные отношения

─────── Финансовые потоки

Схема финансового механизма реформы ЖКХ города (муниц. образ.)